Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

В помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе 

 

Тема: «Общее значение однокоренных слов».

Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в         слове - это его значение.

Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести  по нятие корень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.

                                                         Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)

II. Орфографическая разминка. 

1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.

2. Скандирование словарных слов:

 ребята

 дорога

 Москва

 учитель

  язык

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Какое слово нельзя перенести?

  Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски).

 - Что мы с вами записали? (слова)

 - Что имеют слова? (значение)

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

 

Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

          - Послушайте, что произошло однажды на лугу.
          - Вы кто такие?
         - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
         - А я ваша тётя – Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
         - А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой внешне и являются родными.)
         - Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

          - Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

          - А нет ли родственников среди слов нашего языка?

          - Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

          - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах.)

(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

 

IV. Поиск решения задачи.

1.Исследование.
         - Назовите героев-родственников сказки :

          - Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята.
         - Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (Можно выделить общую часть)
         - Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
                                      На доске получается схема:
                                                        СЛОВА
                                                значение     

                                   похожее        разное

                                            общая часть

 - Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

           - А где можно узнать точно название? (В учебнике)

          Проверим свою гипотезу.

(Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

         

2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

          - Какие же значения имеют родственные слова? 

 

V. Физкультминутка. 

 - На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

 

Лес – лесник

Река – плот

Сад – садовый

Дом – домашний

Дом - дым

Стена – гвоздь

Кот – котик

Поле - полюшко

Гриб – грибной

Обед - стол

         - Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

 

VI. Решение поставленной задачи.

 1. Упражнение 3.

          - Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

(Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

          2. Дети выполняют задание самостоятельно

Работа над упражнением 5 с.81 в р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

 

VII. Первичное закрепление.

 1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» 
           - Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
          Давайте поможем словам найти «свою семью».
         - Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.

(Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2. Проверка.

          3.Найдите лишнее слово. 

 кот

 котёнок

 котята

 котофей

 котел

 кошка

 котище

 

VIII. Итоги урока. 

- Что нового узнали сегодня на уроке?
         - Какие слова называются родственными?

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

IX. Рефлексия учащихся. 

Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...