"Устная речь" урок русского языка в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Гончарова Ольга Сергеевна

Урок русского языка в 1 классе

 

Цели и задачи:

1)    Дать понятие «речь». Ознакомить детей с «устной речью». Рассказать как она возникла, для чего она необходима. Дать понятия «монолог» и «диалог», «научная» и «художественная» речь.

2)    Развить умение различать научную и художественную речь, пользоваться монологической и диалогической речью.

3)    Воспитать уважение к пожилым людям. Повторить правила поведения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnaya_rech_urok_v_1_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе

Тема: Устная речь.

Цели и задачи:

  1. Дать понятие «речь». Ознакомить детей с «устной речью». Рассказать как она возникла, для чего она необходима. Дать понятия «монолог» и «диалог», «научная» и «художественная» речь.
  2. Развить умение различать научную и художественную речь, пользоваться монологической и диалогической речью.
  3. Воспитать уважение к пожилым людям. Повторить правила поведения на уроке.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Необходимость возникновения речи.

(Слайд 2:  картинка с изображением первобытных людей)

- Дети, посмотрите на экран. Кто изображён на картинке?

- А что это за люди?

- Правильно, это первобытные люди, которые являются нашими предками, это наши  пра- пра – пра – пра- … дедушки и бабушки.

- Что вы знаете о том периоде, когда жили эти люди?

- А как они общались между собой?

- Всегда ли люди могли разговаривать?

- А всегда ли вы умели говорить?

- Вот так и люди научились говорить не сразу. Сначала люди общались с помощью мимики и жестов. Сейчас мы поиграем в первобытных людей.

       а) Игра «Первобытные люди».(Слайд 3)

- Представьте себе, что вы первобытные люди и можете общаться только  с помощью мимики и жестов.

- Покажите, что вы хотите есть, что вы очень рады; ловите рыбу (дети показывают)

 - Покажите, что вам очень больно. (Дети показывают и издают звуки, характерные для плача).

- Вы заплакали и получились звуки. Так и первобытным людям стало не хватать для общения мимики и жестов, и они начали издавать отдельные звуки.

- Поиграем в этих людей.

       б) Игра. (Слайд 4)

- Произнесите, как вы удивляетесь (О-о-о.).

- А как нужно кричать, когда вы заблудились в лесу? (Ау – ау!)

- А теперь представьте себе, что вы хотите передать другому человеку, с помощью мимики и жестов и отдельных звуков, фразу «Небо голубое».

(Учащиеся пытаются показать, но у них ничего не получается.)

- Не получается? Иногда жестов, мимики и отдельных звуков не достаточно для передачи информации. Поэтому люди из звуков начали составлять слова. Каждому жесту, предмету, действию люди стали давать названия, и теперь мы можем общаться при помощи слов.

- Всегда ли вы могли разговаривать?

- А сейчас вы общаетесь при помощи чего?

- Когда мы общаемся или разговариваем, мы используем речь. Умение говорить называется речью.

- А что нам помогает говорить? (Нам помогает говорить рот.)

- Я должна открыть вам маленькую тайну. Раньше в древнерусском языке не было слова «рот». Вместо него использовали слово «уста» . Поэтому речь, которая произносится с помощью рта, или уст, называется устной речью.

- Мы умеем говорить, следовательно, чем мы пользуемся?

- Какой речью?

             

  1. Виды речи (диалог, монолог).

- Ребята, послушайте стихотворение В. Орлова (Слайд 5) «Что написано в тетрадке?»:

- А я уже

Могу писать!

Могу тетрадку

Показать

И даже полистать!

- Ого!

Да ты учёным стал!

Скажи,

О чём ты написал?

- А мне откуда

Это знать?

Я сам хотел бы знать!

Ведь я сказал –

Могу

Писать!

Писать,

А не читать!

- Вам понравилось стихотворение?

- О ком оно?

- А сколько героев в этом стихотворении?

- Чем они занимаются?

- С помощью чего они общаются?

- Правильно! Молодцы! Они пользуются устной речью. Если в разговоре участвует два человека, то эта речь называется диалогом.

- Слово «диалог» пришло в русский язык из греческого языка, в котором «диа» означает «два», а «лог» - «говорить». Поэтому при переводе на русский язык получается «двое говорящих».(Слайд 6)

- Как называется разговор нескольких человек?

- А сейчас послушайте стихотворение А. Барто (Слайд 7):

***

Я на уроке в первый раз,

Теперь я – ученица.

Вошла учительница в класс.

Вставать или садиться?

Мне говорят «Иди к доске».

Я руку поднимаю.

А ручку как держать в руке,

Совсем  не понимаю.

Я на уроке в первый раз,

Теперь я ученица.

За партой правильно сижу,

Хотя мне не сидится.

- О ком говорится в стихотворении?

- А о чём ещё в нём ведётся речь? (Слайд 8) (О правилах поведения на уроке)

- Так что же нужно делать, когда в класс входит учитель, вставать или садиться?

- Сколько человек говорит в стихотворении? (Один.)

- Когда говорит один человек – это монолог (Слайд 9). В греческом языке «моно» означает «один». Что означает «лог»? («говорить»). Поэтому при переводе на русский язык получается «говорит один».

- А теперь проведём небольшую физминутку (Слайд 10):

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

- А сейчас я попрошу вас тихонечко посидеть и внимательно меня послушать. Кроме монологической и диалогической речи существуют и другие виды речи, а какие именно, узнать это нам помогут следующие небольшие рассказы. (Слайд 11)

- Для начала послушайте отрывок из повести Н. Турблани «Орлиные гнёзда»: «Июнь шёл по садам, утопавшим в белом пахучем море, по лугам, покрытым зелёными коврами трав, по лесам, где в тени зацветали ландыши, по рекам и прудам, где по ночам по утрам плескалась, ловя мошек, рыба. В солнечные дни вылетали разрисованные нежными красками мотыльки, гудели пчёлы, облетая первые цветы, а по вечерам до самого утра в кустах сирени пели соловьи.»

 - О каком времени года говорится в тексте?

- Как автор описывает лето?

- Правильно, писатель показывает нам лето живо, ярко, красочно и выразительно. Точно так же, как художник рисует картину красками, писатель рисует свой рассказ, но только уже при помощи слов. Поэтому речь, которой написан такой текст называется художественной. В ней, как правило, используются интересные, ласковые, красочные слова.

- Какой речью написан рассказ? (Художественной)

- Послушайте другой текст о лете и сравните его с первым.

«Лето – это самое жаркое время года следующее за весной. Июнь, июль, август – летние месяцы.»

- Чем отличается этот текст от предыдущего?

- В нём используются чёткие, точные, конкретные слова, нет ласковых слов. Этот текст написан учёным, который занимается наукой, поэтому такая речь называется научной.

- Чем же научная речь отличается от художественной?

  1. Закрепление изученного.

Учитель вызывает к доске двух учеников и просит их поговорить о любимой игрушке одного из них.

- Что используют ребята при разговоре?

- А если говорят два человека, то как называется такая речь?

- Какую речь использует учёный, когда читает лекцию своим ученикам?

- Какого вида эта речь: научного или художественного?

- Почему вы так считаете?

  1. Подведение итогов.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о речи?

  1. Домашнее задание.

- Попробуйте дома составить монолог о своём любимом животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

устное сочинение о маме по учебнику Г.С.Базыра Русский язык 2 класс

Конспект урока разработан для оказания методической помощи молодым учителям. Тип урока: Урок развития речи. Цели поставлены в соответствии с требованиями новых стандартов,расписаны метапредметные резу...

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...