Игры с именем существительным
методическая разработка по русскому языку по теме
Игры с именем существительным
I. Игры для закрепления понятия имя существительное
Игра "Найди имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Содержание игры.В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Игра "Запиши одним словом"
Цель.Закрепление понятия "имя существительное", развитие умения обобщать.
Содержание игры. В игре участвует весь класс. Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.
Материал для игры:
1) тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
7) молоко, хлеб, сахар, мясо;
8) костюм, пальто, кофта, платье;
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) кукла, мяч, юла, барабан.
Игра "Образуй имя существительное"
Цель.Закрепление понятия "имя существительное".
Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Материал для игры:
храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –
Игра "Кто больше?"
Цель.Закрепление понятия "имя существительное"; повторение состава слова.
Содержание игры.В игре участвует весь класс. Задача игроков: за отведенное время (3–5 мин) записать как можно больше существительных, состоящих из одного корня (бак, бык, бок, вар, винт, воз, гусь, гвоздь, гром и т.д.). По сигналу учителя дети начинают и заканчивают запись, после чего выясняется, кто записал наибольшее число слов.
II. Игры для закрепления навыка определения рода имен существительных
Игра "Подбери пару"
Цель.Формирование понятия о роде имен существительных, расширение и активизация словаря учащихся.
Содержание игры.В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
отец – мужчина – бык –
дедушка – дядя – козел –
сын – ткач – баран –
брат – сосед – кот –
внук – мальчик – волк –
Игра "Угадай слово"
Цель.Формирование понятия о роде имен существительных, умения узнавать род по окончанию.
Содержание игры.Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, женского рода и среднего рода, в которых пропущены все буквы, кроме начальной и конечной. Каждый игрок должен угадать, какого рода это слово, вставить пропущенные буквы и сверху указать одной буквой род. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
п _ _ _ а | в _ _ _ к | б _ _ _ т |
Возможные ответы:
1) палка, полка; масло, место; барон, батон и др.;
2) венок, возок; булка, банка; ведро, весло;
3) букет, билет; зерно, звено; мышка, миска.
Игра "Кто больше?"
Цель.Закрепление понятия о роде имен существительных, развитие наблюдательности учащихся.
Содержание игры.В игре участвует весь класс. Задача учащихся: записать как можно больше существительных женского рода, мужского рода и среднего ро-да – названий предметов, которые находятся в классе. Игру можно повторить, предложив детям подобрать по большой сюжетной картине и записать как можно больше существительных, распределив их в 3 столбика.
III. Игры для закрепления умения определения числа имен существительных
Игра "Эстафета"
Цель.Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.
Содержание игры.Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.
Материал для игры:
звено | перо | прут | сук | брат | лист |
Игра "Поединок знатоков"
Цель.Закрепление умения изменять существительные по числам.
Содержание игры.Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.
Материал для игры:
1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;
2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.
IV. Игры для закрепления знания падежей имен существительных
Игра "Кто быстрее?"
Цель. Закрепление знания падежей.
Содержание игры.В игре принимает участие весь класс. На доске дается текст стихотворения:
Дорожка
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
Учитель предлагает детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.
Игра "Эстафета"
Цель.Закрепление знания падежей.
Содержание игры.В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.
Материал для игры:
Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой.
Игра "Сосчитай правильно"
Цель.Закрепление знания родительного падежа существительных, навыков правильного образования сочетаний числительных с существительными.
Содержание игры.На доске записаны названия предметов: яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм, оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон. Соревнуются три команды по 5 человек. Задача каждого игрока – правильно сосчитать один из названных предметов от 1 до 8: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
V. Буква ь после шипящих на конце существительных
Игра "Кто больше?
Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.
Содержание игры. Играет весь класс. Задача учащихся: подобрать и записать за три минуты как можно больше существительных мужского рода – названий животных с шипящим на конце (вариант 1). По сигналу учителя дети начинают и заканчивают работу. Побеждает тот, кто правильно записал больше существительных мужского рода с шипящим на конце (еж, уж, стриж, чиж, грач, ерш, лещ, сыч и др.).
Вариант 2.Кто больше подберет и запишет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих людей (сторож, врач, силач, ткач, скрипач, трубач и др.).
Вариант 3.Кто больше подберет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих неживые предметы (плащ, чертеж, камыш, калач, гараж, шалаш, плач, смерч и др.).
Вариант 4.Кто больше подберет существительных женского рода с шипящей на конце (ночь, дочь, печь, рожь, помощь, тушь, дрожь, вещь, тишь и др.).
Игра "Поймай свое слово"
Цель.Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.
Содержание игры.В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Материал для игры:
плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.
Игра "Четвертое – лишнее"
Содержание игры.Играют 4 человека. Учитель читает каждому 4 слова с шипящим на конце. Игрок должен найти лишнее слово и объяснить причину.
1) мышь, тишь, ерш, тушь;
2) плащ, плющ, помощь, лещ;
3) луч, дочь, меч, грач;
4) рожь, чиж, нож, стриж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3-4 класс. Интерактивная игра-тренажёр «Определи склонение имени существительного»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3188624","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"351","width":"467"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3188626","at...
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Интерактивная игра «Склонения имени существительного»
Интерактивная игра "Склонения имени существительного" по русскому языку создана для учащихся 4 класса, УМК любой. Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических...
Интерактивная игра "Склонение имен существительных"
Игра "Склонение имен существителных" оформлена в виде пазлов. Открыв пазлы ребят ждет сюрприз - мультфильм.Ответы оцениваются и имеется подсказка. Работа формирует у учащихся умеия использов...
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления учащихся об основных грамматическ...