Конспект урока – игры на тему «Путешествие в страну имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Селезнева Инесса Анатольева

Предлагается разработка конспекта урокаа – игры на тему: «Путешествие в страну имен существительных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока – игры на тему: «Путешествие в страну имен существительных».

4 класс. УМК «Школа России»

Цель: закрепить изученный материал по теме «Имя существительное».

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об именах существительных;

- закреплять умения употреблять имена существительные в речи;

Развивающие:

- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание учащихся);

Воспитательные:

- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе;

- воспитывать бережное отношение к здоровью.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,

- сформированность  учебных мотивов,

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Метапредметные:

Познавательные:

- структурирование знаний,

- понимание  места имени существительного в системе частей речи русского языка,

- понимание общих признаков глагола,

- синтез целого из частей,

- выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

- планирование работы  в группе,

- контролирование затраченного времени  на задание,

- оценивание своей  работы на уроке

Коммуникативные:

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

- умение слушать одноклассника,

- учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение.

Предметные:

- уметь работать с учебником и раздаточным дидактическим материалом;

- уметь  мыслить, рассуждать, делать выводы, анализировать, обобщать.

Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, раздаточный материал, паровозик, золотой ключик (большой и маленькие), цветы, ствол дерева.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень,

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

- Молодцы ребята, начнем наш урок!

2. Определение темы урока.

- А урок у нас сегодня не простой, мы сегодня будем играть, веселиться, путешествовать по стране «Имя существительное».

- Как вы думаете, какие знания мы приобретем во время путешествия?

(возможные варианты)

- Мы отправимся в путешествие на паровозике из Ромашково. (Паровозик появляется, звучит песня из мультфильма).

3. Работа по теме урока.

- Итак, отправляемся в путешествие (звучит мелодия паровозика).

- Первая остановка.

- Отгадайте загадку.

Прогнала мачеха из дома. 

Нашла приют у семи гномов. 

- Кто же это?

- Это Белоснежка.

- Правильно, это Белоснежка.

- Но мы помним, что Белоснежку заколдовала злая мачеха и она спит крепким сном. (Белоснежка сидит на стуле с закрытыми глазами, в руках конверт с заданием).

- Мы поможем Белоснежке проснуться?

- Конечно!

- А для этого нужно выполнить задание (ученик берет конверт и читает письмо от злой мачехи).

- Ну тогда не будем терять время, давайте приступим выполнению задания.

Задание 1. (задание на экране и у каждого на столе)

Составьте десять словосочетаний или семь предложений на тему «Комната гномиков», пользуясь существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.

- Молодцы, ребята. Справились с таким сложным заданием.

Задание 2. Игра «Четвертое лишнее».

а) пробег, бегун, беглянка, бегу;

б) добро, добряк, добренький, удобрение;

в) родня, родился, родители, родник.

- Почему эти слова оказались лишними? Какими частями речи они являются?

(Белоснежка просыпается, встает.)

Белоснежка: - Ребята, здравствуйте! Я вам очень благодарна. Наконец-то я проснулась. Но я немного устала, давайте с вами разомнемся!

4. Физ. минутка с Белоснежкой. («Ветер дует нам в лицо»)

5. Продолжение работы по теме урока.

Следующая остановка.

Расставьте ударение в словах:

а) алфавит, досуг, статуя, поняла, положит, позвонит;

б) брала, жаворонки, красивее, цемент, кварталы, повторит;

в) сантиметр, занят, занята, изредка, столяр, приняла.

- Встречайте нового гостя! Буратино! (забегает Буратино)

Буратино: - Здравствуйте, ребята! Я ищу золотой ключик, но никак не могу один справиться. Кто мне поможет?! Замените одним словом с шипящим на конце.

а) двенадцать часов ночи - … . 

картина природы - … . 

глухое место - … 

строительный материал - … .

б) зерновая культура - … . 

вьющееся растение - … .

ловкий человек - … .

домик из веток - … .

в) рябчики, утки, глухари, тетерева - … .

человек, выступающий в цирке - … .

ювелирное украшение, которое прикалывают на платье, костюм - … .

белый душистый цветок, расцветающий весной - … .

- Спасибо, ребята! Ой, что это у меня за листочек не понятный, о, да это загадка!

Загадка про Мальвину.

Из театра Карабаса убежала,

Звери, птицы ее просто обожали,

Занималась воспитаньем Буратино

Голубоволосая ... 

- Это Мальвина!

Мальвина: (забегает в класс) - Здравствуйте, ребята! Я слышала, что нужна моя помощь?!

- Да, нам нужна твоя помощь, мы не можем найти золотой ключик.

Мальвина: - Ой, ребята! По дороге к вам я встретила черепаху Тортилу и она сказала, что может дать нам золотой ключик, но для этого нам нужно выполнить задания.

Первое задание – непростое, его нужно выполнить в паре. У вас на столе есть листочек с примерами (задание высвечивается и на доске). Нужно вставить одну пропущенную букву в окончаниях имен существительных.

Задание 1.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Заботиться о просвещени_, ночевать в ущель_, рассказать о урожа_, обратиться к врачу Мари_ Алексеевн_, гулять по алле_, сидеть на ветв_, привязать к нит_, стоять в очеред_, стоять в ожидани_, в жемчужном ине_.

- Удачи вам, ребята!

После когда все выполнили, выполняем проверку. Отвечаем по одному, сравниваем ответы с ответами, которые на доске.

Мальвина: - Молодцы, ребята! Какие вы дружные. Вы справились с первым задание. Я вижу ваши глазки устали, давайте дадим им немного отдохнуть.

6. Физ.минутка для глаз. (на экране)

7. Продолжение работы по теме урока.

Мальвина: - Но черепаха Тортила подготовила нам еще одно задание. А это задание нужно выполнить в группе. Это задание у вас тоже на столе (и на экране).

Задание 2.

Определите склонение имен существительных.

Дом, собака, стены, будни, мороженое, жюри, автор, время, путь, зерно, гусь, нежность, пони, руно, детвора, семья, колибри, Токио.

Дети работают в группе по 4 человека, показывают готовность. После проверяем полученные ответы, сравниваем с ответами на доске.

- Молодцы, ребята!

В класс заходит гусар, в руках которого коробка.

Гусар: - Здравствуйте! Ребята, поставьте имена существительные в нужном падеже:

а) стоит возле (дом), нашел на (чердак), запивал (молоко), помогал (брат).

б) котлеты из (свекла), объяснил (задача), написал (ручка), готов к (ответ).

в) пирожки с (капуста), ссора между (друзья), сделал для (друг), въехал в (деревня).

- Черепаха Тортила передала вам золотой ключик, так как вы справились со всеми заданиями. (открывает коробку с посланием, достаёт золотой ключик)

- Ой, посмотрите. Да здесь не только один большой золотой ключик, тут еще и маленькие ключики.

- Ребята, черепаха Тортила дарит каждому из вас золотой ключик. А ключики эти не простые, ими можно открыть много знаний!!!

Герои путешествия помогают раздавать ключики.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

На доске висят высказывания. Дети дополняют их.

Сегодня на уроке я: научился …

Я понял, что…

Теперь я не забуду, что …

Мне показалось важным…

Было интересно…

После на доске прикрепляю ствол дерева, а у детей на столе цветы.

Желтый – на уроке я справился со всеми заданиями;

Белый – я не выполнил одно задание;

Красный –  мне было трудно работать на уроке.

- Дети, посмотрите, какое дерево получилось, яркое, радостное –как наше настроение на уроке.

Все под весёлую музыку возвращаются из путешествия и рассказывают о том, что особенно запомнилось в поездке.

- Молодцы, ребята. Урок окончен, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

открытый урок по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного"

сценарии открытого урока по русскому языку по теме "Путешествие в страну имени Существительного " с использованием интерактивной доски...

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

План-конспект урока-игры по математике "Путешествие по стране "Математика""

План-конспект урока-игры по математике в рамках недели математики в 4 классе....

Урок-игра по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"

Планируемые результаты:Предметные: уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки имен существительных. Закрепить умение определять род, склонение, число, падеж и...