Урок русского языка - Русскую речь - беречь!, образовательная система "Школа 2100" 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Этот урок может стать введением в лингвистику. Можно провести его, как внеклассное занятие по русскому языку. Весь класс делится на группы (по 4 человека). Все задания выполняются группами. За подведением итогов следит ЖЮРИ (оно может состоять из родителей или педагогов). К уроку готова презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok.doc59 КБ
Файл prezentaciya1.pptx255.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку.

4 класс.

1 занятие Мастер-класса. Учитель: Винниченко О.В.

Цель занятия: развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам; воспитание любви к русскому языку.

Ход занятия.

Учитель:

Ничего так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Сегодня наше занятие мы посвящаем русской речи и называется оно «Русскую речь - беречь!»   (слайд )

       Ребята, как вы понимаете, что же такое культура речи? (- это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

      А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно? Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи.

      Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

Выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя:   Захворнул я малость; доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 4 «вы».

Доктор: В 4 «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя:   Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм... А учитесь как?

Петя:   Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек... Железно... Классно... Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Вопросы:      1) Какую болезнь обнаружил доктор у Пети?

2) Какой дал рецепт? Согласны ли вы с диагнозом доктора?

Ребята, а какой из разделов науки учит нас языку? (Языкознание или лингвистика).

Верно. А знаете, как о нашем языке говорили великие писатели, чьи произведения мы называем нашим культурным наследием?  СЛАЙД

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Лингвистике. Какие разделы Языкознания вы знаете?   Вы готовы путешествовать? Тогда – вперед!

Станция 1. Литературная.

1 тур. Разминка.

(Один ответ – 1 балл.)

  1. Сестра доктора Айболита? (Варвара.)
  2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
  3. Как звали трех медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
  4. Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести-сказке Лазаря Лагина? (Старик Хоттабыч.)
  5. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
  6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
  7. С какими словами обращалась царица к зеркальцу? («Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
  8. Что кричал Петушок, сидя на спице? («Кири-куку, царствуй лёжа на боку!»)
  9. Как звали трёх толстяков в сказке «Три толстяка»? (Имён нет.)
  10. В какой стране побывал мальчик Витя Перестукин? (В стране невыученных уроков)

2 тур. Чей портрет?

(Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор. Максимум – 20 баллов.)

  1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
  2. Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
  3. «Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

 Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

  1. «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
  2. «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  3. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Станция 2. Театральная.

1 задание. Скороговорю.

Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (1 минута на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.

  1. Марина грибы мариновала,

 Марина грибы перебирала.

  1. Летят три пичужки

 Через три пусты избушки.

  1. Боря Ире дал ириску,

 Ира Боре - барбариску.

  1. Носит Сеня в сени сено,

 Спать на сене будет Сеня.

  1. В аквариуме у Харитона.

 Четыре рака да три тритона.

  1. Варя варит, Жора жарит,

 Петя песенки поёт.

2 задание.

А сейчас мы проверим, сильны ли вы в русском языке. Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором называйте их во множественном числе. Например, конфета – конфеты, ракета – ракеты. Понятно? Полный вперед!

Крот – кроты          дуга - дуги

Плот – плоты          рука - руки

Облако – облака        мука -……

Грех – грехи                     житель - жители

Кино - …                любитель - любители

Человек – люди         учитель – учителя

Р.S. мука – много – муки, а если говорим – муки, то значение слова меняется.

3 задание.

Прочитать фразу, написанную на листе с разными выражениями – спокойствие, злоба, смех, печаль, испуг).

  1. Жили-были дед да баба, жили они в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года.
  2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный Царь Дадон, с молоду был грозен он!

Ребята, а кто угадал, сказки какого автора начинаются этими строками? (А.С.Пушкин)

- Вы оказались прекрасными актерами!  А нам пора двигаться дальше!

Станция 3. Словарная.

Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? Выполните задания со словарями. (По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание.)

  1. Найдите значение слова  трагедия
  2. Расставьте ударения в словах: каталог, торты, шарфы, жалюзи, звонит, включишь.
  3. Составь словосочетания, используя слова 1-ого столбика (чья команда быстрее справится с заданием)
  1. ботинки              пара ___________
  2. дела                      много __________
  3. грузины              песни ___________
  4. килограмм         пять ____________
  5. апельсины         ящик ___________
  6. носки                   тёплых __________
  7. чулки                   шерстяных ________

Станция 4. Знатоки языка

Ребята, а кто вспомнит, какой раздел Языкознания изучает построение предложений, словосочетания… (Синтаксис). А какой раздел изучает расстановку знаков препинания? (Пунктуация) Молодцы! Мы на уроках изучили простые предложения. Вот сейчас проверим, как вы научились расставлять в предложении знаки препинания. Какие правила нужно помнить? (Схемы предложений на доске) Итак, вперед!

У каждой команды карточка с предложениями. Ваша задача – расставить знаки препинания в предложениях. Команда, которая  справится с заданием, получит по 2 балла за каждое правильно составленное предложение.

Река  светится  и  искрится  в  лучах  солнца.

Лебеди  низко  летели  над  землёй  но  в  воду  не садились.

Листочек  сорвался  с  дерева  покружил  в воздухе  немножко  потанцевал  и  упал  на  землю.

Дождик  прошёл  и  земля  ожила.

Ребята    очень    весело   шумно    задорно  катались  на   санках    ледянках   и  дощечках.

Пока жюри проверяет правильность выполненных заданий, мы с вами двинемся дальше.

Задание 2. (Слайд)

Найди логические ошибки в предложениях и подчеркни лишнее слово.

Мне досталась лишь одна пара из двух сапог.

Нам совсем не понравилась эта тайная загадка.

Большую  половину  дня   он обычно смотрит телевизор.

 С  утра  моросил  мокрый  дождь.

 В  своей работе он  допустил огромное множество ошибок.

Станция 5. Игровая.

Все мы попробуем сейчас показать фильм – трагедию. Вы не зря искали в толковых словарях значение слова ТРАГЕДИЯ. Давайте вспомним, что такое трагедия. (Ответы детей)

Разбирайте роли, пожалуйста.  Я читаю текст, а вы выполняете то, что происходит с вашими героями (во время спектакля звучит музыка).     Как прекрасно утром в лесу!

Из-за горизонта выплывает яркое солнце, разбрасывая свои лучи по зеленой поляне. Цветочки рады первому солнцу – они радостно тянутся к его лучам. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг, откуда не возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками и радуясь жизни. Неподалеку ползал маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Тут появляется замученный голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик затрясся в нервной лихорадке и поскакал в лес. А червячок не успел спрятаться, и петух его склевал. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух, довольный своим обедом, расправив крылья и гребень, громко самодовольно кукарекнув, заметил цветы. Они ему понравились, и он, не раздумывая, сорвал их, и счастливый направился домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха и никогда ему больше не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку.

Так закончилась эта трагедия, а вместе с ней закончился день, и наступила ночь.

2 задание. Ну а теперь играем командами. Составь новые слова. Из данного слова составить как можно больше слов (имён существительных) из букв, образующих это слово. Добавлять другие буквы нельзя. (1 слово – 1 балл.) Слова: ЯЗЫКОЗНАНИЕ - ЛИНГВИСТИКА

Станция 6. Библиотечная.

Командам по очереди будут предложены вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

  1. Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как «книжный дом».)
  2. В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
  3. Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? (От корки до корки, от начала и до конца. Так говорили в Средних веках, когда вместо обложек у книг были оклады из деревянных дощечек, обтянутых кожей.)
  4. Почему мы говорим «писать с красной строки»? (Выражение пришло из Средних веков, когда первая буква абзаца или раздела писалась особым, красивым образом, часто красными чернилами.)

2 задание. А сейчас проверим, какие вы читатели.

Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.

Список авторов:

Ю.К. Олеша.

Л. Кэрролл.

А. Линдгрен.

А.С. Пушкин.

Л.Гераскина.

Е.Велтистов.

М.Твен

Список произведений:

«Три толстяка».

«Приключения Электроника»

«Малыш и Карлсон»

«Приключения Тома Сойера»

«Руслан и Людмила».

 «Алиса в Зазеркалье».

«В стране невыученных уроков»

Ответы:

Л.Гераскина - «В стране невыученных уроков»

Е.Велтистов - «Приключения Электроника»

Ю.К. Олеша – «Три толстяка».

Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».

А. Линдгрен – «Малыш и Карлсон»

А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».

М.Твен - «Приключения Тома Сойера»

Ребята, к нам пришла жительница города Фонетика.

Здравствуете, ребята! Я принцесса Буковка. Я живу в стране, по которой вы путешествовали, и являюсь хозяйкой букв и знаков препинания. Все жители этой страны “Лингвистика ” живут по правилам  русского языка, которые вы изучаете на уроках. Я узнала, что по нашей стране путешествуют ребята, которые хотят многому научиться. Говорят, что они хорошо работают на уроках русского языка.

Вот молодцы! Значит, не зря вас похвалили мои соседки – буквы.

Ребята, я была рада встретиться с вами. Увидимся на уроках русского языка и литературного чтения! Приходите к нам!!! А чтобы вы писали более грамотно, я вам приготовила в подарок памятки о том, как выполнять работу над ошибками. Помните, что русскую речь нужно беречь!

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Ребята, мы с вами начали работу над новым проектом. В течение года мы будем составлять карту страны Лингвистики, в которой побывали сегодня. Будем учиться правильной речи. Я предлагаю сейчас вместе прочитать стихотворение, слова эти мы должны помнить всегда!

Дети хором читают стихи на слайде:

И мы сохраним тебя, Русская Речь,

Великое русское Слово!

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!        

                  Анна Ахматова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 «В» класс МКОУ школа пгт. Ярославский Учитель: Винниченко О.В. РУССКУЮ РЕЧЬ – БЕРЕЧЬ!

Слайд 2

Цель занятия : развивать стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Слайд 3

Культура речи Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Слайд 5

Николай Васильевич Гоголь «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок»

Слайд 6

Михаил Васильевич Ломоносов «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

Слайд 7

Станция Литературная. Разминка .

Слайд 8

Станция Литературная. Чей портрет ? 1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это?

Слайд 9

Станция Литературная. Чей портрет? Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Есть в его доме кот, пес, корова. О каком мальчике идет речь?

Слайд 10

Станция Литературная. Чей портрет? «Между тем росла, росла Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.» Кто это?

Слайд 11

Станция Литературная. Чей портрет? «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это?

Слайд 12

Станция Литературная. Чей портрет? «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это?

Слайд 13

Станция Литературная. Чей портрет? Самоуверенный , невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра .

Слайд 14

Станция Театральная. Скороговорю. Марина грибы мариновала, Марина грибы перебирала . Летят три пичужки Через три пусты избушки. Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску . Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. В аквариуме у Харитона. Четыре рака да три тритона. Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт.

Слайд 15

Прочитать фразу с разными выражениями –злоба , смех , испуг. Жили-были дед да баба, жили они в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный Царь Дадон , смолоду был грозен он!

Слайд 16

Станция Словарная. каталог торты шарфы жалюзи звонит включишь

Слайд 17

Составь словосочетание, используя слова первого столбика. ботинки пара ___________ дела много __________ грузины песни ___________ килограмм пять ____________ апельсины ящик ___________ носки тёплых __________ чулки шерстяных ________ помидоры крупных _________ туфли модельных ________ ботинок дел грузин килограммов апельсинов носков чулок помидоров туфель

Слайд 18

Станция «Знатоки языка» Река светится и искрится в лучах солнца. Лебеди низко летели над землёй но в воду не садились. Листочек сорвался с дерева покружил в воздухе немножко потанцевал и упал на землю. Дождик прошёл и земля ожила. Ребята очень весело шумно задорно катались на санках ледянках и дощечках.

Слайд 19

Поставь, где нужно запятые. Река светится и искрится в лучах солнца. Лебеди низко летели над землёй но в воду не садились. Листочек сорвался с дерева покружил в воздухе немножко потанцевал и упал на землю. Дождик прошёл и земля ожила. Ребята очень весело шумно задорно катались на санках ледянках и дощечках. , , , , , , ,

Слайд 20

Найди логические ошибки в предложениях и подчеркни лишнее слово. Мне досталась лишь одна пара из двух сапог. Нам совсем не понравилась эта тайная загадка. Большую половину дня он обычно смотрит телевизор. С утра моросил мокрый дождь. В своей работе он допустил о громное множество ошибок.

Слайд 21

Станция Игровая

Слайд 22

Станция Игровая ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Слайд 23

Станция Библиотечная . Что такое библиотека? В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? Почему мы говорим « писать с красной строки»?

Слайд 24

Станция Библиотечная Список авторов: Ю. Олеша . Л. Кэрролл. А. Линдгрен. А.С. Пушкин. Л . Гераскина . Е . Велтистов . М . Твен Список произведений: «Три толстяка». «Приключения Электроника» «Малыш и Карлсон» «Приключения Тома Сойера» «Руслан и Людмила». «Алиса в Зазеркалье». «В стране невыученных уроков»

Слайд 25

Л . Гераскина - «В стране невыученных уроков» Е.Велтистов - «Приключения Электроника» Ю. Олеша – «Три толстяка». Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье». А. Линдгрен – «Малыш и Карлсон» А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила». М.Твен - «Приключения Тома Сойера»

Слайд 26

Конечная И мы сохраним тебя, Русская Речь, Великое русское Слово! Свободным и чистым тебя пронесем , И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Анна Ахматова

Слайд 27

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. 3 класс. Виды предложений по цели высказывания.

На уроке используются электронные образовательные ресурсы. Имеются ссылки. Школа России....

Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).

В презентации содержится весь необходимый материал для урока....

Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).

В презентации содержится весь необходимый материал для урока....

Презентация к уроку русского языка части речи Батищева Н.А 3 класс

Презентация к уроку русского языка части речи Батищева Н.А 3 класс...

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс. УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....