КВН "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Уро на закрепление знаний, умений и навыков о составе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_sostav_slova.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

КВН по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Состав слова» (обобщение)

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о составе слова; развивать речь, мышление, смекалку; прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: 1.Песочные часы.

                           2.Две таблицы:                        

л

ь

л

ь

л

ь

л

ь

                          3.Ребусы

                          4.Пословица: «Делу время, а потехе час»

                          5.Карточки с фразеологизмами

                          6.Дипломы командам

Ход КВН(а)

1 ученик

Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день,

Мы приготовили весёлый

Наш школьный вечер КВН.

2 ученик

На КВН весёлый

Мы снова в гости к вам пришли,

Мы очень ждали этой встречи

И постарались, как могли!

Учитель: Дорогие гости, уважаемые родители, ребята! Мы начинаем КВН, для кого? Для чего? Чтоб не оставить в стороне никого, ничего. Пусть не решить нам всех проблем, но станет радостнее всем, веселей станет всем!

3 ученик

А этот КВН сейчас

Науке посвящается,

Что грамматикой у нас

С любовью называется.

Учитель: Разрешите представить вам, наше уважаемое жюри, наши команды.

1-я команда – ПРИСТАВКИ

Наш девиз: Приставки всегда молодцы, приставки всегда впереди!

Приветствие соперникам:

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба вместе с ней!

                                                  Надоело нам грустить и спорить,

                                                  В КВН решили мы играть.

                                                  Так давайте же, друзья, смелее

                                                  В КВНе будем выступать!

2-я команда – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Наш девиз: Думай, пробуй и ищи, трудно будет -  не пищи!

Приветствие соперникам:

Желаем вам место занять призовое,

Но не первое, а второе!

                                                     В этот погожий осенний денёк

                                                     Смело выходим на сцену сраженья.

                                                     Будет весёлым у нас КВН,

                                                     Шутки и смех, и повсюду веселье!

Приветствие жюри от обеих команд (хором) 

Вам и слава, и почёт! Все мы любим точный счёт!

Приветствие болельщиков:

За команды мы болеем и друзьям помочь сумеем!

Учитель: Что хотело бы пожелать жюри обеим командам?

ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ!

И так, начинаем разминки.

1 конкурс                        «РАЗМИНКА»

1.Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова:

л

ь

л

ь

л

ь

л

ь

(моль, боль, соль, толь)

2.Найти слова, которые спрятались: ГРАДУСНИК (град, ус, сани, друг, дар и др.)

Учитель: Жюри подводит итоги представления команд и разминки. На команды мы посмотрели, давайте поближе познакомимся с капитанами.

2 конкурс                      «КАПИТАНЫ, ВПЕРЁД!»

1.Раскрыть скобки:

Язык (до)Киева (до)ведёт.

Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

2.Слово – змейка

Придумать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова.

КАПИТАН – НИТКИ – ИГОЛКА - …

3 конкурс                          «ОТГАДАЙ РЕБУС!»

Пока команды думают над ребусами, жюри продолжает подводить итоги.

4 конкурс                         «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Частушки на школьную тему.

Я с отличником дружу,

Помогать ему хожу.

Тихо рядом посижу,

А потом диктант спишу!

                                             Всех быстрей Сергей бежит

                                             И съезжает с горки.

                                             А за партой он дрожит,

                                             Словно мышка в норке!

Если ты моя подруга –

Из несчастья вызволи.

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали!

                                             Мнётся Саша  у доски,

                                             Умирает класс с тоски.

                                             В голове у Саши

                                             Не мозги, а каша!

Пять часов сидела Лиза,

Нос, уткнувши в телевизор.

Ну, а в школе -  ах, да ох,

У неё язык отсох!

                                               Папа пишет сочиненье,

                                               Дед решает уравненье.

                                               Все с уроками сидят –

                                               Вот семейный наш подряд!

Каждая команда приготовила вопросы для команды – соперницы. И следующий наш конкурс так и называется:

5 конкурс                       «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Команда «Приставки»

  1. Кто говорит на всех языках? (эхо)
  2. Какие блюда можно приготовить из названий букв? (у-ха, ка-ша)
  3. Что бросают, когда нужен, и поднимают, когда не нужен? (якорь)

Команда «Существительные»

  1. Когда мальчика называют женским именем? (когда он любит спать – Соня)
  2. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
  3. Какое слово состоит из 100 согласных? (стол, стог, стоп и др.)

По три вопроса команды приготовили друг другу, по одному вопросу я приготовила каждой команде:

ПРИСТАВКАМ: Мы говорим: дети убежали, часы убежали. А что ещё может убежать? (молоко, время, годы)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ: Как большой дом превратить в маленький? (домик)

5 конкурс                   « КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ»

  1. Отгадай пословицу:

Я, ЛУ, ЕХ, ЧАС, ВР, Е, ПОТ, МЯ, ДЕ

2.Вспомнить пословицы:

СДЕЛАЛ …. - … СМЕЛО

… ПОВЕДЁШЬСЯ - …. НАБЕРЁШЬСЯ.

6 конкурс                        «ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»

Прикусить язык

Рукой подать

Задрать нос

Бежать во весь дух

Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, споём песню «Учат в школе»

Подведение итогов. Награждение команд

1 ученик

Вот и встреча наша кончается,

Веселились бы целый день.

Так давайте же не забудем мы

Этот школьный наш КВН.

2 ученик

Мы будем помнить каждый миг:

Наш лучший друг – родной язык!

Невозможно стать культурным

Без родной литературы!

3 ученик

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

4 ученик

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья

И до новых встреч!»

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Падежи и падежные вопросы (обобщение)

Цель – закрепить знания о падежах и падежных вопросах; добиваться правильного определения падежей имён существительных; развитие мышления, внимания, памяти.

Ход урока

1.Минутка чистописания – мл        ля              ов (разные соединения)

2. Словарная работа

а) - Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома (Агроном)

    - Два братца через мать друг на друга глядят (Берег)

    - О каком существительном идёт речь?

Хорошая, крупная, богатая, новая, знаменитая, детская, районная,            техническая, государственная, городская, колхозная, школьная (Библиотека)

    - Он и летом, и зимой между небом и землёй.

      Хоть всю жизнь к нему иди – он всё будет впереди (Горизонт)

    - Лежит брус во всю Русь,

      Встанет – так до неба достанет,

      А ляжет – так всю Русь обойдёт (Дорога)

     - Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас.

       Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.

      Лётчик или балерина, или Колька – твой сосед.

      Обязательно картина называется ….  (Портрет)

б) Знакомство с новым словом – шофёр. Дать характеристику этому слову. Запись в тетради:

Шофёр – сущ., ед. ч., м. р., кто?, им. П., 5 б., 5 зв.

3.Работа над обобщением

а) Сообщение темы урока: «Обобщение знаний о падежах и падежных вопросах».

Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительной стране русского языка – стране Падежи. В ней живут разные падежи с разными вопросами. Прежде, чем мы начнём путь, давайте сделаем небольшую разминку

б) Разминка. Вспомните названия падежей с падежными вопросами.

в) Определите падежи существительного шофёр:

Конструктору хорошо - а шофёру  лучше. (Д. п.)

Я б шофёром пошёл – пусть меня научат. (Т.п.)

г) Употребите это существительное в других падежах (дети составляют устно предложения, употребляя существительное шофёр в других падежах)

Теперь можно отправляться в путь. Мы идём по лесу. В тёмном глухом лесу мы повстречали кота.

д) Определение падежей слова кот.

У норы добычи ждёт, притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста, вырываясь у кота.

А теперь и за версту не приблизится к коту.

Крыса старая – и та, видя грозного кота,

Удерёт в нору потом, чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит, и в темноте вспоминает о коте.

е) Запись в тетрадь по образцу: (кто? что?) кот – и. п.

Вот мы добрались до избушки, где жил заяц. Давайте просклоняем существительное заяц и он нам покажет дорогу в страну ПАДЕЖИЮ (ребята устно склоняют существительное)

ж) Работа по учебнику. Выполнение упражнения.

Мы вышли на поле. Идём и собираем цветы. (на доску прикреплены цветы, на которых существительные в разных падежах. Ребята определяют падежи) – за горами, за лесами, с пристани, без окон, без дверей, в землянке, к берегу, на небо.

Вот мы и оказались в стране ПАДЕЖИИ. Но жители этой страны пошли по гостям. Нам надо показать им дорогу домой. (на доске домики с существительными.) У каждого домика название – падеж. В домиках существительные других падежей.

4. Закрепление Дети расставляют слова по местам.

И. п. кто? что? Колобок

Р. п. кого? чего? Волку

Д. п. кому? чему? с Лисой

В. п. кого? что? от Зайца

Т. п. кем? чем? о доме

П. п. о ком? о чём?  (увидел)Медведя

Персонажи какой сказки живут в этой стране? (Колобок)

5.Обобщение (ребята читают стихи о падежах)

6. Итог урока.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Поговорим о маме...

Русский язык. 3 класс

Тема. «Поговорим о маме».

Цель. Учить детей писать сочинение по плану и опорным словам.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Саксонской «Разговор о маме»:

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.

Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща.

За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.

Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.

И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.

Учитель. Кому посвящено это стихотворение?

Дети. Маме.

У. У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему?

Д. Солнце дает свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Она раньше всех встает, позже всех ложится. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.

У. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?

Дети называют пословицы, которые искали дома сами.

Д. Материнская ласка конца не имеет.
– В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
– Всякой матери свое дитя мило.
– Птица рада весне, а дитя – матери.
– Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
– Ближе матери друга нет.
– Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
– При солнышке тепло, а при матери добро.
– Роднее матери родни нет.
– Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
– У сына болит пальчик, у матери сердце.

У. Какой день является общим праздником для наших мам, бабушек и сестренок?

Д. Восьмое марта – Международный женский день.

У. В этот день все женщины получают подарки. Мы с вами тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши сочинения, в которых мы найдем самые нежные, ласковые слова признательности, слова – объяснения в любви.

III. Подготовка к сочинению

У. Сформулируйте тему своего сочинения.

Д. Сочинение о маме.

У. Назовите основную мысль сочинения.

Д. Моя мама – самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная...

– Моя мама – мой лучший, верный друг. Она не оставит меня в беде.

У. Придумайте заголовок для сочинения.

Д. «Моя мама».

У. Выберем эпиграф для сочинения. Что называется эпиграфом?

Д. Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

У. Прочитайте отрывки из стихотворений, записанные на доске.

На доске:

Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща.

(Н. Саксонская)

Мама, мама!
Это ласка нежных рук.
Мама, мама!
Это самый верный друг.

(М. Пляцковский)

Весна стучится в окна,
Поет на все лады;
Блестят на солнце стекла
И лужицы воды.

(С. Вигдоров)

Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

(Л. Дымова)

– Какой эпиграф вы выберете? Почему?

Дети отвечают.

– Какой из них лишний? Почему?

Д. Не соответствует теме стихотворение Вигдорова.

У. Назовите основные части плана сочинения.

Д. Вводная, основная, заключительная.

У. Посмотрите на примерный план сочинения.

На доске:

I. Имя и отчество моей мамы.

II. Моя мамочка:

1. Моя мама самая красивая и добрая:

– походка;
– волосы;
– глаза;
– характер.

2. У моей мамы золотые руки.

3. Мама – мой лучший друг.

III. Я люблю свою маму.

 Что вы можете сказать о плане?

Д. Он сложный, так как отдельные его части включают в себя подпункты и мелкие части.

У. О чем мы напишем во вводной части? в основной? в заключительной?

Дети отвечают.

– Какой выберем стиль речи?

Д. Художественный, то есть речь, в которой словами рисуется то, о чем человек хочет сказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

У. Какие типы речи будут присутствовать в нашем сочинении?

Д. Описание, рассуждение.

У. Какие вопросы можно поставить к тексту сочинения?

Д. Описание – какая? Рассуждение – почему?

У. В сочинении мы будем доказывать, что наша мама – самый верный, надежный друг. Значит, сочинение будет с элементами описания и рассуждения.

Каждый ребенок приводит свои примеры и доказательства того, что его мама – самый лучший и надежный друг.

IV. Предупреждение лексических, грамматических и пунктуационных ошибок

У. Прочитайте опорные слова (про себя, вслух). Какие слова непонятны?

На доске:

стройная
карие
сине-зеленые
каштановые
золотые
светло-русые
уверенная
решительная
родная
добрая
сердечная
ласковая
жизнерадостная
уважают любят

красивая
голубые

русые
черные

мягкая
милая
любимая
нежная
веселая
заботливая

ценят

– К какому существительному относятся эти признаки? О чем так можно сказать? О чем нужно помнить, когда вы будете писать сочинение?

Д. О знаках препинания и орфограммах.

У. Рассмотрите схемы.

На доске:

, а;  , но ;  , что;  за то, что;

потому что;

------ =, =, =    ------ =, ------ =

– Перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания.

Дети отвечают.

– Когда употребляют слова, записанные на доске?

На доске:

Я думаю, ...
По-моему, ...
Мне кажется, ...

Д. При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.

У. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок во время работы.

V. Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа

У. Возьмите листочки. Подпишите их. Укажите число, название работы, заголовок, эпиграф. Если вам что-то непонятно – спрашивайте. Самое главное – это творчество.

Дети пишут сочинение.

– Перечитайте ваши работы и подумайте, раскрыта ли тема сочинения и основная мысль, нет ли речевых и других ошибок.

Дети осуществляют самопроверку.

VII. Итог урока

День защитника Отечества

Внеклассное занятие по русскому языку

ХОД ИГРЫ

Класс делится на три команды. Каждая команда занимает место за соединенными по четыре штуки партами, получает бумагу и ручки.

Учитель. Сегодняшняя игра будет посвящена Дню защитника Отечества.

Конкурс 1

У. Подберите слова, близкие по значению, например: товарищ – друг, приятель.

1) Родина (Отечество, Отчизна);
2) неприятель (
враг);
3) бой (
битва, сражение);
4) трусливый (
робкий);
5) находчивый (
сообразительный);
6) радостный (
веселый);
7) храбрый (
мужественный).

Конкурс 2

У. Подберите слова, противоположные по значению, например: радость – печаль.

1) враг (друг);
2) горе
(счастье); 
3) война
(мир);
4) слабый
(сильный);
5) ближний (дальний);
6) веселый (печальный);
7) правда (ложь).

Конкурс 3

У. Образуйте фамилии от данных слов.

1) родина (Родная);
2) бой
(Боевая);
3) солдат
(Солдатова);
4) стрелец
(Стрельцова);
5) воин (Воинов);
6) боец (Бойцов);
7) мир (Мирная).

Историческая справка

У. А знаете ли вы, кто такой Суворов?

Подготовленный ученик рассказывает о Суворове.

Ученик 1. Александр Васильевич Суворов был потомком древнего дворянского рода. И хотя он родился и рос очень слабым ребенком, мальчик мечтал о военной карьере и, чтобы добиться своего, поступил на военную службу. Солдаты и офицеры любили Александра Васильевича и были готовы выполнить любой его приказ. Суворов обладал талантом полководца, в любой обстановке находил единственно возможное решение, которое в конечном счете приводило к победе.
Суворов славился среди солдат и своими привычками: был нетребователен в быту и каждое утро обливался холодной водой, спал на походной кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу, что и его солдаты. Говорили, что больше всего он любил гречневую кашу.
От солдат и офицеров Суворов требовал самостоятельности, находчивости и оперативности. Он говорил: «Тяжело в учении – легко в бою». Эти слова стали поговоркой. Особенно он проявил себя во время Русско-турецкой войны, где пригодились его основы боя – глазомер, быстрота, натиск.
Заслуги Суворова не оставались незамеченными. Он получал в награду земли, ордена, почетные звания.
Суворов воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как Михаил Кутузов и Петр Багратион.
В годы Великой Отечественной войны правительство учредило орден имени великого полководца Александра Васильевича Суворова. Его вручали военачальникам, которые выигрывали крупные сражения.

У. Ребята, а кого называли дедушкой Российского флота?

Подготовленный ученик рассказывает об  Ушакове.

Ученик 2. Федор Федорович Ушаков сыграл такую же большую роль в становлении русского флота, какую Суворов сыграл в сухопутных войсках.
Мальчиком Ушаков всегда мечтал о море. В 30 лет он был назначен командиром фрегата. В одном из сражений в ходе Русско-турецкой войны принял на себя командование авангардным отрядом русского флота и, успешно маневрируя, сумел подавить береговые батареи огнем корабельной артиллерии. Это был один из первых случаев подобного рода в мировой истории. Затем его назначили командующим Черноморским флотом. В этой должности он одержал важнейшие победы над турками. Турецкие адмиралы почтительно называли его, русского флотоводца, «Ушак-паша». Паша – титул высших сановников и генералов в турецкой армии.
Ушаков разработал и основы тактики морского маневренного боя. Для каждого корабля он тщательно рассчитывал маршрут передвижения и объекты обстрела. Он впервые применил минирование кораблей врага.
Ушаков проявил себя и как крупнейший строитель русского флота. Разработанная им система обучения матросов и офицеров впервые в мировой истории включила в себя развитие навыков прицельной стрельбы и приемы ведения различных видов сухопутного боя.
Его система изучалась и применялась флотами всего мира.
Заслуги Федора Федоровича Ушакова не забыты потомками. Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова, которыми награждали наиболее отличившихся флотоводцев, офицеров и матросов.

Конкурс 4

У. Перед вами на доске написаны слова с пропущенной буквой, обозначающей звонкий или глухой парный согласный звук, безударный гласный, проверяемый или не проверяемый ударением. Вы должны быстро и правильно вставить эти буквы.

На доске:

Команда 1

полет
парохо
д
зе
мля
защ
ищаем
салю
т
стр
ана
зв
езда
ст
олица
н
арод

Команда 2

след
похо
д
г
ерой
охр
аняем
самоле
т
зд
оровье
в
одолаз
м
ировой
п
ехотинец

Команда 3

солдат
пара
д
п
обеда
п
олзёт
вра
г
д
оброта
в
ершина
погр
аничник
по
явились

Конкурс 5

У. Найдите, какое слово «лишнее». Докажите это.

На доске:

летучий, лето, лётчик, прилетели моряк, мореплаватель, матрос, морская связист, вяз, связь, связал

Конкурс 6

У. Напишите слова, которые у вас «возникают» в голове, когда вы слышите словосочетание «защитник Отечества».

Учитель дает узкий лист бумаги на каждый ряд. Первый ученик записывает свое слово, закрывает лист «гармошкой» и передает следующему, второй записывает свое слово и т.д. Выигрывает та команда, у которой будет больше слов (повторы не считаются).
Если детям непонятно задание, привести пример:
Зима – снег, мороз, стужа, вьюга, сосульки, снежная баба.

Конкурс 7

У. На доске записаны слова, характеризующие человека. Выберите черты, подходящие защитнику Отечества. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

На доске:

Трусость, патриотизм, решительность, слабость, бдительность, смелость, находчивость, безответственность, храбрость.

Дети заполняют кроссворд. В выделенных клетках должно получиться слово «победа».

Заключительная часть: подведение итогов, награждение.

Падежи имен существительных

Русский язык. 3 класс

Тема. «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».

Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью речи; воспитывать любовь и внимание к женщинам.

Оборудование. Таблицы по русскому языку; мультимедийный проектор; праздничное оформление (портреты мам класса).

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

На доске:

В марте с первого числа
Начинается весна.
Женский день – Восьмое марта
Отмечает вся страна.

Учитель. Спишите стихотворение. Подчеркните орфограммы, написание которых вы можете объяснить.

Выполнение задания проверяется.

III. Постановка целей и задач урока

У. На сегодняшнем уроке, посвященном Женскому дню 8 Марта, мы постараемся порадовать наших любимых мам своими знаниями. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все, что знаем о признаках этой части речи, будем определять падежи существительных. Языковым материалом урока будут служить предложения из сказок и строки стихотворений.

IV. Закрепление пройденного материала

У. Прочитайте еще раз стихотворение, которое вы записали. Сколько в нем предложений?

Дети. Два.

У. Разберите первое предложение по частям речи. Выделите грамматическую основу. Назовите и выпишите из этого предложения имена существительные. Укажите их род, число, падеж.

Дети выполняют задание.

– Что такое имя существительное? Как оно изменяется? Как определяем число имен существительных? род? падеж? Сколько падежей в русском языке?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Я приглашаю всех в сказку, в гости к необычной Маме, которую зовут Склонение, – ведь, склоняя слово мама, можно проверить любой падеж. Этим мы и займемся.

Учитель рассказывает сказку, два ученика ему помогают.

У. В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут Мама Склонение и шесть ее сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Она расположена под самой крышей. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам-этажам.
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, Мама спускается из кухни вниз по этажам с полным подносом горячих пирожков.
На верхнем этаже живет Именительный падеж. Он предпочитает быть в предложении главным членом – подлежащим. Правда, как говорит Мама Склонение, иногда ему приходится соглашаться побыть и сказуемым. Любимые вопросы этого падежа –
кто? что?
– Тук-тук-тук! – стучит Мама в дверь.

Ученик 1. Кто?

Ученик 2. Мама!

Ученик 1. Что?

Ученик 2. Пирожки!

У. Этажом ниже живет Родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а Мамы все нет и нет. Что он спросит?

Ученик 1. Нет кого?

Ученик 2. Мамы!

Ученик 1. Нет чего?

Ученик 2. Пирожков!

У. Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Еще на этаж ниже живет Дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы –
 кому? чему?

Ученик 1. Рад кому?

Ученик 2. Маме!

Ученик 1. Рад чему?

Ученик 2. Пирожкам!

У. А вот и Винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно: потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, Маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда!), а братьев-падежей – в том, что они разобрали все самые хорошие вопросы.
Что-то Мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?

Ученик 1. Виню кого?

Ученик 2. Маму!

Ученик 1. Виню что?

Ученик 2. Пирожки!

У. Вам ничего не напоминают эти вопросы? Напоминают? А вот Винительный падеж с вами не согласен.
Ну, хватит о нем. Давайте познакомимся со следующим братом – Творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки: вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелочку с пирожками на верстак. Он очень доволен.

Ученик 1. Доволен кем?

Ученик 2. Мамой!

Ученик 1. Доволен чем?

Ученик 2. Пирожками!

У. Это любимые вопросы Творительного падежа.
Слышите песню? Это самый младший из падежей – Предложный. Голос у него чистый, звонкий – заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.

Ученик 1. Пою о ком?

Ученик 2. О маме!

Ученик 1. Пою о чем?

Ученик 2. О пирожках!
Живущие в городе слова любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты не так-то просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопросы. Помогите слову
 лиса побывать у всех падежей. Запишите слова с вопросами:

И.п. (кто? что?) лиса
Р.п. (
кого? чего?) лисы
Д.п. (
кому? чему?) лисе
В.п. (
кого? что?) лису
Т.п. (
кем? чем?) лисой
П.п. (
о ком? о чем?) о лисе

У. А теперь – задание потруднее. Определите, у каких падежей побывали эти слова: к реке, возле дома, перед дорогой, у мамы, о книге, трава, лису.
И напоследок открою вам еще один секрет. Иногда Винительный падеж капризничает и становится похожим на своего брата – Именительного падежа. В таких случаях зовите на помощь Маму Склонение – уж она-то сразу определит, кто это.
Художник нарисовал красивый
стол. (Какой падеж у слова стол?) Меняем слово стол на слово мама. Художник нарисовал красивую маму – винительный падеж. Значит, слово стол в этом предложении стоит в винительном падеже.
Посреди комнаты
стол. (Какой падеж у слова стол?) Посреди комнаты стоит мама – именительный падеж. Значит, слово стол стоит в именительном падеже.

Мама все может, мама поможет,
Мама научит все понимать.
Как словом
мама падеж проверять?

– Сколько падежей в русском языке?

Д. Шесть.

У. Как определить падеж существительного?

Д. По вопросам.

У. Что изменяется в слове, когда задается другой вопрос?

Д. Окончание.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
Но мамы нас учат хорошим делам.

А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить.
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы научат все понимать.
С мамами любим мы вместе играть.

V. Физкультминутка

Учитель проводит игру на внимание.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. А вы любите делать подарки?

Д. Да.

У. А любите получать подарки?

Д. Да.

У. Подарите сегодня друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуйте всех знаниями по русскому языку.
Продолжим определять падежи имен существительных. Прочитайте текст на экране.

Учитель проецирует на экран текст: 

Самое прекрасное слово на земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У
мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна
мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

(З. Воскресенская)

– Выпишите выделенные существительные и определите их падеж.

Дети выполняют задание.

– Как определить падеж имени существительного? Что, кроме вопросов, помогает вам определять падежи существительных?

Д. Предлоги.

У. Какие падежи чаще всего вызывают у вас сомнение и почему?

Д. Именительный и винительный, винительный и родительный.

У. На какие вопросы отвечают слова в этих падежах?

Д. Именительный падеж – кто? что?
– Родительный падеж –
кого? чего?
– Винительный падеж –
кого? что?

У. Послушайте стихи о падежах.

Подготовленные дети читают стихи:

Ученик 3. 

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы
кто? и что?
Ни с кем не спутает никто.

Ученик 4.

Я из дома убежал,
Я
до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал,
Около костра плясал
И
вокруг двора скакал.
Вот стою я
у доски
И вздыхаю
от тоски,
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

Ученик 5.

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово
вижу подставляй
И меня определяй.

У. Посмотрите на таблицу падежей. Какие предлоги употребляются с существительными в этих падежах?

Дети отвечают.

VII. Творческая работа

У. Так как наш урок посвящен празднику всех мам, то я думаю, что пришло время каждому из вас объясниться своей маме в любви. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на доске.

На доске:

Я очень люблю свою маму. Мама учит нас хорошим делам.

– Придумайте и запишите три-четыре предложения о том, какая она – ваша мама. Составьте предложение-пожелание маме в день Восьмое марта.

Дети записывают предложения. Две-три работы зачитываются вслух.

– Разберите первые два предложения по членам предложений и частям речи. Укажите, в каком падеже стоит в них слово мама.

VIII. Итог урока

У. В заключение нашего урока – поздравления всем женщинам.

Дети исполняют песню-поздравление:

В таком красивом классе
Мы с вами собрались затем,
Чтоб наших женщин всех поздравить
В Международный женский день.

В самый добрый день на свете,
В самый-самый светлый час
Ваши внуки, ваши дети –
Мы хотим поздравить вас!

Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты!
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!

Наша Армия родная

Русский язык. 3 класс

Тема: «Наша армия родная».

Цели -  Расширять словарный запас путем изучения терминов, связанных со службой в армии; воспитывать чувство гордости за подвиги защитников Родины, уважение к военнослужащим.

Оборудование: Аудиозапись песни на стихи О. Колычева, музыку А.В. Александрова «Песня о Советской армии», магнитофон; плакаты с изображениями воинов разных родов войск; карточки-шифровки «Военная техника»; Толковый словарь русского языка.

 ХОД УРОКА

I. Сообщение темы занятия

Учитель. Прослушайте запись песни на слова поэта Колычева и музыку композитора Александрова и после этого назовите тему сегодняшнего занятия.

Звучит «Песня о Советской армии».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети. Об армии.

У. Почему вы думаете, что наше заседание будет посвящено армии?

Дети приводят примеры – запомнившиеся строки песни.

– Как называется праздник, который отмечает наш народ 23 февраля?

Д. День Защитника Отечества.

Дети записывают в тетради тему занятия.

– Почему все слова написаны с большой буквы?

Д. Названия имен собственных и названия праздников пишем с большой буквы.

У. Как понять слово Отечество? Есть ли у него синоним, то есть близкое по значению слово?

Д. Родина.

У. Запишите эти слова. От каких корней произошли эти слова?

Д. -Отеч-, -отец-, -род-.

У. Выделите корни этих слов, образуйте однокоренные слова.

Дети выполняют задание.

– Молодцы, вы правильно выполнили задание. Именно отец и мать являются основателями рода. Они – родители детей.

Если род увеличивается и расширяется, то появляются родственники, родня.

Место, где рождается человек, называется родиной.

Но у слова родина есть более широкое значение: страна, в которой родился человек. В какой стране вы родились?

Д. В России.

У. Следовательно, праздник, который мы будем отмечать всей страной 23 февраля, можно назвать Днем Защитника России.

II. Работа по теме занятия

На доске – схема:

У. Рассмотрите схему и ответьте: кто защищает нашу Родину на суше, на море, в воздухе?

Д. На суше – сухопутные войска, на море – морской флот, в воздухе – воздушный флот.

У. Какое из четырех понятий общее по отношению к трем остальным?

Д. Армия.

У. Почему?

Д. Потому что армия включает в себя сухопутные войска, морской и воздушный флота.

У. Запишите в тетрадях предложение.

На доске:

Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военный морской флот, а в воздухе – военный воздушный флот.

– Разберите предложение по частям речи. Что обозначают слова флот, флотилия? Как узнать?

Д. посмотреть в Толковом словаре.

У. Найдите в Толковом словаре русского языка объяснение этих слов. Прочитайте и запомните их значения.

Д. «Флот – 1) совокупность всех военных или торговых судов страны или отдельного моря, речного бассейна; 2) крупное соединение военно-морских судов».

«Флотилия – 1) совокупность военных судов данной реки, озера, закрытого моря; 2) отряд судов».

У. Какие же бывают военные профессии? Я буду задавать вам вопросы, а ответы вы запишете в строчку через запятую. Начинаем предложение со слов: «Военные профессии – ...». Кто служит в ракетных войсках?

Д. Ракетчики.

У. Кто служит в сухопутных войсках?

Д. Пехотинцы.

У. Кто охраняет границы нашей Родины на земле?

Д. Пограничники.

У. Кто служит в танковых войсках?

Д. Танкисты.

У. Кто охраняет морские границы?

Д. Моряки.

У. Кто поднимает в воздух самолеты?

Д. Летчики.

У. Кто служит в воздушно-десантных войсках?

Д. Десантники.

У. Прочитайте предложение, которое у нас получилось.

Найдите и разберите по составу слова, соответствующие данным схемам.

На доске:

Д. К первой схеме подходят слова танкисты, ракетчики, летчики, моряки.

– Ко второй схеме подходит слово пограничники.

У. Кто такие новобранцы?

Д. Молодые люди, которых набирают для службы в армии.

У. Когда молодые люди попадают в армию, они учатся дисциплине, жизни по режиму, изучают армейский закон – Устав, проходят физическую подготовку, закаляются, учатся обращаться с оружием. Постигать военную науку нелегко. Но великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил своим солдатам слова, которые стали пословицей.
Соберите эти слова в пословицу.

На доске:

в, легко, в, тяжело, бою, учении

Д. «Тяжело в учении – легко в бою».

У. Запишите эту пословицу в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Русский народ создал много пословиц о героизме своих воинов. Прочитайте несколько из них.

На доске:

  1. Мир строит, а война ...
  2. Смелый побеждает, а трус ...
  3. Герой никогда не умрет – он вечно в народе ...

– Дополните незаконченные фразы подходящими по смыслу словами.

Дети вставляют слова: разрушает, погибает, живет – и записывают пословицы.

– Как называются слова, противоположные по смыслу?

Д. Антонимы.

У. Какие антонимы в этих пословицах?

Д. Строит – разрушает, побеждает – погибает, умрет – живет.

У. Пока вы работали над пословицами, к нам пришла шифровка. В прямоугольнике зашифрованы слова, обозначающие названия военной техники. Вы должны самостоятельно найти ключ и расшифровать эти слова.

Учитель раздает карточки с шифровкой.

– Для тех, кто не сможет выполнить эту работу самостоятельно, на обороте есть подсказки. Приступайте к работе!

Подсказки

1. Здесь зашифровано четыре слова: два слова по семь букв, одно слово из шести букв и одно слово из четырех букв.

2. Загадки

1) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (
7 букв)

2) Он идет,
Волну сечет. (
7 букв)

3) Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (
6 букв)

4) Гусеницы есть, а не трактор.
Ствол есть, а не дерево. (
4 буквы)

III. Итог урока

У. Понравилось ли вам наше занятие? Что нового вы узнали? Что запомнили?

Дети отвечают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....