Русский язык в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Родительный и винительный падежи  существительных 1-го и 2-го склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

Р У С С К И Й  Я З Ы К

 В  4  К Л А С С Е   А

Автор-составитель: учитель начальных классов – Кузнецова О.Ф.

 Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения.

Цель урока: учить различать родительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам;

познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2-го склонения без предлога;

способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

развивать речь детей, умение сравнивать и делать вывод;

воспитывать ответственности за свои поступки перед собой и другими.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание. Лексический анализ слова – совесть.

-    2007 год объявлен годом русского языка. На прошлой неделе в нашей школе проходили мероприятия, посвящённые «Неделе русского языка», а, изучая свой родной язык, мы ещё учимся красиво писать и понимать значение употребляемых слов.

   

     - Рассмотрите росчерк слова совесть.

- Запишите этот росчерк в тетрадь и попробуйте объяснить значение этого слова. (Ответы детей).

Вывод:

Это слово называет чувство, свойственное человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми. Это хорошее или плохое качество человеческой души?

без грызёт. Совесть а зубов,

     - Соберите из данных слов пословицу.

     Совесть без зубов, а грызёт.

      - Как вы понимаете слова этой пословицы? (Ответы детей)

      - Я, надеюсь, что вас сегодня не будет грызть совесть и вы на совесть выполните все задания.

III. Сообщение темы урока.

  1. Постановка проблемной ситуации.

На доске написано предложение. Прочитайте.

                                                                                     

 

                                                                                              Р.п.

В наших лесах редко можно встретить волка.

 

                                                                                              В.п.

- Послушайте рассуждение двух учеников.

Один говорит: «В наших лесах редко можно встретить (кого? чего?) волка». Это существительное в Р.п..

Второй возражает ему: «В наших лесах редко можно встретить (кого? что?) волка». Я считаю, что это существительное в В.п..

- Кто же из них прав? Это нам придется выяснить.

 

           2. Сообщение темы урока.

-  Тема нашего урока – «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения».

- Сегодня вы будете учиться различать В.п. от Р.п. одушевлённых имён существительных, которые отвечают на вопрос кого?

  1. Работа над темой урока.

  1. Работа с таблицей.

Р. п.

кого? чего?

от, до, из, без, для, около, у, с

В. п.

кого? что?

в, на, за, через, про

- Назовите вопросы родительного падежа

- Назовите вопросы винительного падежа.

- Назовите предлоги родительного падежа.

- Назовите предлоги винительного падежа.

- Сделайте вывод: чем различаются эти падежи? (Предлогами)

  1. Сравнение окончаний существительных 1-го и 2-го склонения.

падежи

вопросы

1-е склонение

2-е склонение

Р. п.

нет кого?

ученицы, Вали

ученика, медведя

В. п.

вижу кого?

ученицу, Валю

ученика, медведя

- Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения. (У существительных 1-го склонения  окончания разные. У существительных 2-го склонения окончания одинаковые.)

- Как различить существительные Р.п. и В.п. 1-го склонения? (По окончаниям)

Опорная схема.

                       Р.п.                                            В.п.

                                       предлоги

1-е скл.         –и, -ы.                                        –у, -ю.

 3. Упражнение в распознавании склонения и падежа.

                    Учебник стр. 107 упр.205 (1и2).

 4. Физкультминутка.

Мы писали, мы писали

На вопросы отвечали.

А теперь все дружно встали.

Мы смекалистые дети

Всё хотим узнать на свете

Мы искали и нашли:

Три склонения прошли.

- Назову существительное первого склонения – присядьте, назову второго склонения – встаньте, назову третьего – хлопните один раз в ладоши.

Смелость, подсказка, тополь, свирель, игра, музыкант, темнота, колыбель.

5. Работа по учебнику.

- Как различить существительные 2-го склонения Р. п. от В. п.?

-Давайте посмотрим, какое решение нам предлагает автор учебника Тамара Григорьевна Рамзаева. (Стр.107)

- Прочитайте правило.

Опорная схема.

                      Р.п.                                     В.п.

                                   предлоги

1-е скл.     –и, -ы.                                – у, - ю.

2-е скл.     – а, - я.                               – а, - я. ( сущ. 1-го скл.)

6. Решение проблемной ситуации.

- Вернёмся к проблеме, которая была поставлена в начале урока.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав?  Если вы считаете, что прав первый мальчик – покажите красную карточку, если второй мальчик – покажите зелёную карточку. Объясните свой выбор.

(Ответы учащихся)

В наших лесах редко можно встретить волка (лису).

- Давайте заменим существительным лиса.

- Окончание  - у, В.п.

- Какой мальчик был прав? (Второй)

- Как различить существительные 2-го склонения? (Подставить существительное 1-го склонения)

IV. Итог урока.

-  Подведём итог.

- Как поступить, чтобы отличить Р.п. от В.п. 1-го скл.? (По окончанию).

- Как поступить, чтобы отличить Р.п. от В.п. 2-го скл.? (Заменить это существительное существительным 1-го склонения).

V.  Графический диктант.

      - Если вы услышите существительное в Р.п. поставьте  (+), если услышите существительное в В.п. поставьте знак ( -).

Кормить бегемота (В.п.), гнездо белки (Р.п.), убегать от медведя (Р.п.), ловить сороку (В.п.), слушать школьника (В.п.), встретить бабушку (В.п.), изображение петуха (Р.п.), помощь друга (Р.п.)

Взаимопроверка.

- , +, +, -, -, -, +, +.

 VI. Домашнее задание.

Стр. 107, правила, упр. 206.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...