Урок русского языка "Как искать проверочные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

Данный урок представляет собой многофакторную структуру, имеющую содержательный, процессуальный и коммуникативный аспекты. Используемые мультимедийные средства стали основополагающими элементами урока, объединив все этапы образовательного процесса в единое целое. Они позволили провести на высоком эмоциональном уровне орфографическую работу, классификацию и обобщение предметов, раскрытие нового материала с последующим его закреплением, исследовательскую и творческую работы, были созданы проблемные ситуации. Организованы работы в парах, группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   русского языка  во 2 классе по теме:

«Обобщаем и стараемся писать без ошибок. Как искать проверочные слова для названий         предметов».

                                                                                               

         

   

                                                                        Разработала:    

Ясавеева  Д.М.                                                                                                                                                                                 учитель   высшей   квалификационной                                              

                                                                        категории МБОУ          

                                                                                              «Гимназия №125»

                                                                                       

                                           

                         Казань,  2012 год.

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока:

« Обобщаем и стараемся писать без ошибок. Как искать проверочные слова для названий предметов».                                                                              

Цели урока:

1)Обобщить и систематизировать знания  учащихся о  подборе                            проверочных слов  для названий предметов.

2)Развивать умения грамотного письма. Выработать навыки исследовательской работы. Расширить понятия разделов языкознания.                                       3)Воспитывать чувство ответственности и взаимоуважения при работе в группах и в парах. Прививать любовь к спорту, к здоровому образу жизни и   бережному отношению к своему здоровью. Воспитывать чувство  патриотизма и гордости за свою Родину в личности каждого ребёнка.

Оборудование:

 тетради-альбомы, толковый словарь Ожегова, мультимедийная презентация.

1)Организационно-мотивационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

 Чтение стихотворения.

      Вы самые лучшие дети на свете.

      Вы яркие солнышки, мне вы поверьте,

      Пусть искры улыбок и блеск ваших глаз,

      Сегодня наградой станут для нас.

      Мы будем исследовать, будем писать

      И знания наши, как клад добывать.

      Желаю успехов, желаю удачи,

      Чтоб вместе смогли мы решить все задачи!        (слайд №1)

 2) Работа по объяснению исследовательской деятельности.  

 - Ребята, что значит – исследовать?

 - А кто такие исследователи?

 - Обратимся к толковому словарю Ожегова (работа со словарём):

 * Исследовать –    подвергнуть научному изучению.                        

 * Исследователь – человек, занимающийся  научными   исследованиями.

   (слайд №2)          

 - Сегодня мы с вами будем исследовать раздел науки о  языке: орфографию и орфоэпию.

     Орфография – правильное написание.

     Орфоэпия – правильное произношение.

     Слова пишутся не так, как слышатся.

 

3)Проблемно-поисковая ситуация.

- Перед вами слова:  снег, сугроб, зима, холод.              (слайд №3)

- Объедините по определенному признаку.

- На какие группы можно их разбить. Обсудите это в парах   с товарищами (работа в парах).

Способы классификации:

1 слог-                                                2слога-

 снег;                                                 сугроб,  зима, холод.

 предметы -                                              явления природы-

    снег, сугроб;                                         зима, холод.

 заканчиваются на:

     гласную-                                                 согласную-

     зима;                                                     снег,  сугроб,  холод.

безударная гласная в корне :         парные согласные в корне:

       зима, холод;                               снег, сугроб.

     

- Перед нами орфографическая задача.            (слайд №4)                                                                     Какая орфограмма в данных словах?

                                 сне…    [ с н э к ]

                                 холо…  [ х о л ы т ]

                                 сугро… [ с у г р о п ]

Практическая работа.

 -В транскрипции мы указали, как слово произносится  орфоэпически, а чтобы его написать правильно, нужно  решить орфографическую задачу.

 - Что мы должны сделать? (изменить число - снега, холода,  сугробы).

- Что мы подобрали?  (проверочные слова )

 - Какая орфограмма в данных словах?

       з…ма                хол…д

  -Используя значение слова, назовём однокоренное слово.

     зимушка             холодный

4)Сообщение темы урока.

 - Как вы думаете,  как будет звучать тема нашего урока?                                                                ( Как искать проверочные слова для названий предметов)

-Давайте вспомним, как нужно находить проверочные слова, используя значение слова.

Алгоритм -             изменить число;

                                по команде вопросов  (много чего?);

 (слайд №5)              назвать ласково.

                              моро… - морозы – морозов

                              з…ма – зимы – зимушка.

5)Обобщение и закрепление темы.

-Используя значение слова, подберите проверочные слова  и запишите правильно.                                          (слайд №6)

                              тулу…                                        зв…зда

                              шар…                                         с…сна

- Какой способ проверки вы выбрали?

6) Физ. минутка   для глаз, для рук.

7)Музыкальный момент.

 Песня «Кабы не было зимы» (с просмотром мультфильма).  (слайд №7)

Текст песни исследовать - домашнее задание.

 - Ребята, а за что вы любите зиму?                                                                                                                    - Все наши развлечения: катания на лыжах, коньках, санках, строительство снежных горок, снеговиков, кидание снежков всё это мы называем зимними забавами.

8)Творческая работа.

 -Запишите текст из 3-4 предложений о них.

 - Что такое предложение?          (слайд №8)

(продолжить исследования разделов языкознания)

Чтение творческих работ.

9)Работа по социализации личности младшего школьника.

 Каждый уважающий себя человек занимается своим здоровьем. И мы с вами, занимаясь зимними видами  спорта, сохраняем и укрепляем свой организм.

 - Для чего нам нужно быть здоровыми? (ответы учащихся)                

  В  нашей стране спорту уделяется много внимания:   строятся спортивные школы, бассейны, хоккейные площадки. Всё то, что помогает  расти здоровым и сильным.

 - Что такое команда? (ответы учащихся с примерами).(слайды  №9-13)

Работа в группах.

 -Напишите слова-действия, что должна сделать наша российская сборная на олимпиаде, чтобы победить.

-Правильное написание слов-действий,  вызвало у вас ряд трудностей. А как с ними справиться, вы узнаете на следующем уроке русского языка.

10)Итог урока: Наши исследования подошли к концу. Надеюсь, что для грамотного письма вы запомнили способы проверки слов. Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мои друзья! Вы самые лучшие дети на свете, Вы яркие солнышки, Мне вы поверьте. Пусть искры улыбок и блеск ваших глаз, Сегодня наградой станут для нас. Мы будем исследовать, будем писать, и знания наши как клад добывать. Желаю успехов, желаю удачи, чтоб вместе смогли мы решить все задачи .

Слайд 2

Исследовать - Исследователь - подвергнуть научному изучению. человек, занимающийся научными исследованиями.

Слайд 3

снег сугроб зима холод

Слайд 4

Сне .. Холо .. Сугро .. [ сн ’ эк ] [ холыт ] [ сугроп ] - сне г а -холо д а -сугро б ы З…ма Хол…д - з и мушка - хол о дный г д б и о

Слайд 5

моро.. Что? Мн.число Чего? Что? Мн.число моро з ы моро з ов г…ра г о ры г о рка з о

Слайд 6

шар… шар ф ы шар ф ов тулу… тулу п ы тулу п ов с…сна зв…зда с о сны с о сенка зв ё зды зв ё здочка ф п о е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок во 2 классе по русскому языку «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Урок во 2 классе по русскому языку«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»  (март 2013г.).Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать бу...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Презентация по русскому языку "Подбор проверочных слов для корня слова"

Презентация создана для серии уроков русского языка во 2 классе по теме "Орфограммы в корне слова" по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко "К тайнам нашего языка"(УМК "Гармония") В ней показан...

Конспект урока "Особенности проверяемых и проверочных слов"

Подробный конспект урока. Русский язык 1 класс тема "Особенности проверяемых слов"...