Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Правописание глаголов. Устойчивые выражения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.  4 класс                                                                                          

Тема: Правописание глаголов. Устойчивые выражения
Цели:

  1. Закрепить  знание орфограмм, связанных с написанием глаголов, алгоритмов изученных правил.
  2. Систематизировать знания об устойчивых выражениях и уметь применять их в устной и письменной речи
  3. Способствовать развитию  речи, орфографической  зоркости,  внимания,  памяти, навыков самостоятельной работы путём выполнения тренировочных  упражнений
  4. Воспитывать познавательный  интерес к русскому языку, способствовать здоровьесбережению школьников, избежанию перегрузок во время урока

Оборудование: мультимедийная установка, «План работы на уроке» у каждого ученика, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь: «Пишем грамотно», 4 класс,  2 часть под. ред. С.В.Иванова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2008 г., презентация урока.

Ход урока:

            (Слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя (Слайд 2)

- Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н.Толстого. Прочитает их…

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»

- Какие мысли у вас возникли после прочтения этого высказывания? (Обращаться  с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.)

  1. Проверка домашнего задания  (Слайды 3-4)

- Что было задано на дом? (с. 10, упр. 4 («Рабочая тетрадь» № 2) Разгадать кроссворд, найти нужные словарные слова

- Назовите  словарные слова, которые вставили в предложения и их орфограммы 

По горизонтали:

  1. 2. Кабинет директора расположен на  первом этаже.
  1. 5. Пассажир чуть не опоздал на поезд.
  2. 7. В сквере рядом со школой стоит  памятник Пушкину.
  1. 9. На уроке возникла проблемная  ситуация. 
  2. 10. В этот момент  во мне заговорила  сильная  обида.

По вертикали:

  1. 1. Из окна гостиной открывался довольно унылый пейзаж.
  1. 3. Над диваном висел портрет бабушки.
  2. 4. Наше путешествие длилось целую  неделю. 
  1. 6. Капитан корабля стоял на верхней  палубе.
  2. 8.Детские зимние забавы  вскоре стали слишком шумными.
  1. Чистописание (Слайд 5)

-Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание буквы д.

- Назовите элементы буквы д. (Овал, прямая наклонная линия с петлей внизу)

-Дайте полную характеристику этой буквы. (Буква д обозначает два звука [ Д ], [ Д,]   - эти звуки согласные, звонкие, парные.) Назовите пару по звонкости-мягкости.  ([ Д ], [ Т]  и [ Д, ], [ Т,] ).  

- Напишите по образцу первой строчки элементы буквы д и строчную букву д одну строчку.

- Пишем плавно и безотрывно. Подчеркните карандашом наиболее удавшиеся буквы. Я желаю вам, чтобы вся ваша письменная речь была так же красива и правильна.

- Прочитайте слова второй строчки. Что в них общего, чем они отличаются? ( Ответы детей: Общее:в обоих словах 6 букв, 3 слога, 3 согласных, 3 гласных. Отличия: слово дерево – безударную гласную в корне можно проверить,  а в слове

 IV. Словарная работа (работа в парах) (Слайд 6)

- А теперь потренируемся  точно и уместно употреблять слова в предложении.

Словарная работа

… большой души

Бросать слова на …

Проглотить …

Слово не …, вылетит не поймаешь.

вет.р

.зык

в.р.бей

ч.л.век

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?   (Вставить пропущенные буквы в словарные слова, и вставить нужные слова в устойчивые выражения)

- Вставьте пропущенные буквы  и запишите устойчивые  выражения.  Работаем в парах.

Проверка написанного (Слайд 7)

Назовите пропущенные орфограммы. Прочитайте, какие устойчивые выражения у вас получились. Объясните их лексическое значение.

Словарная работа

Человек большой души,

бросать слова на ветер,

проглотить язык.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

(Человек большой души – благородный, высоконравственный, чуткий человек.

Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.

Проглотить язык – не отвечать, молчать.  

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит: сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.)

- Как вы думаете, какое устойчивое выражение  здесь лишнее? Почему? (Первые три устойчивые  выражения – это фразеологизмы, а последнее устойчивое выражение – это пословица. - Чем отличаются фразеологизмы от пословиц? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, они вводятся в предложение, а пословицы имеют форму предложений.)

- Над чем мы сейчас работали?  (Над словарными словами и устойчивыми выражениями)

- Для чего надо знать словарные слова и устойчивые выражения?  ( Мы должны знать, как пишутся словарные слова, т.к. их  проверить нельзя.. А фразеологизмы и пословицы должны использовать в своей речи, т.к. они украшают нашу речь, придают ей ни с чем не сравнимый национальный, русский калорит. Без них наша речь была бы бедна и однотонна.)

- Найдите глаголы с безударными окончаниями и определите  их спряжение. (вылетит - 2 спр., не поймаешь – 1 спр.)

V. Работа над темой урока

1. Формулирование темы урока детьми

- Внимательно посмотрите на план работы на уроке и попробуйте сформулировать тему урока.

(«Правописание  окончаний глаголов»)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать окончания глаголов)

2. Упражнение в правописании окончаний глаголов. Работа в  «Рабочей тетради» № 2, с. 9, упр. 2.- самостоятельно

- Поставьте глагол в нужную форму.

(Слайд 8)

«Упражнение  в правописании окончаний  глаголов»

Как зима (не злиться)  _______, а все весне (покориться)_______________.

Дождик (вымочить )________, а красно солнышко (высушить)_________.

Смелый там найдёт, где робкий (потерять)________________ .

- Выделите  безударные окончания глаголов, определите спряжение глаголов. От чего зависит написание окончаний глаголов? (От спряжения глаголов)

Проверка:

- Прочитайте, какие предложения у вас получились, назовите глаголы

(Слайд 9) (Проверка написанного)

«Упражнение  в правописании окончаний  глаголов»

Как зима  не злится, а всё весне покорится.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

VI.  Физкультминутка (Слайд 10)

Физкультминутка

1. – Выполняем следующие движения:

Руки вверх – если я произношу глагол 1 спряжения.  

 Руки в сторону – если я произношу глагол 2 спряжения.

Бегает, скрипят, смотрит, говорят, гонит, греет, рисуешь, дышит, скачет          

 2. «Кулак, ребро, ладонь» (игра на внимание)

VII. Закрепление изученного материала

1) Работа с глаголами-синонимами. Восстановление деформированного текста (Самостоятельная работа)

- В каждом предложении глагол замените близким по значению.

(Слайд 11)

Звери чувствуют приближение весны.

Высоко в небе парит орёл.

Исчезает последний снег в лесу.

Дует тёплый ветерок.

чуять

реять

таять

веять

(У детей карточки с записанными предложениями)

-  Прочитайте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Запишите их.

(Слайд 12) (Проверка написанного)

Веет тёплый ветерок.

Тает последний снег в лесу.

Высоко в небе реет орёл.        

Звери чуют приближение весны.

- Назовите окончания глаголов, определите их  спряжение, докажите правильность написания

2) Разбор предложения по членам (с комментированием, по рядам)

1 ряд – 1 предложение

2 ряд  - 2 предложение

3 ряд – 3 предложение

3)Упражнение в изменении формы глагола (Самостоятельная работа по рядам)

   (задания даны на листке «План работы на уроке»)

1 ряд          Восстанови  правило

Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Данные в скобках глаголы поставить в форму 2-го лица единственного числа

В бою (побывать) ______________ цену жизни (узнать)_________________.

2 ряд          Восстанови  правило

Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Слово  (сказать)________________, как узлом  (завязать)________________ .

3 ряд         Восстанови  правило

Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Крепкую дружбу и топором не (разрубить)___________________ .

Слайд 13. (Проверка написанного)

1 ряд:                      В бою побываешь , цену жизни узнаешь.

2 ряд:                      Слово скажешь, как  узлом повяжешь.

3 ряд:                   Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

VIII. Итог урока, рефлексия (Слайд 14)

- Подведём итоги работы на уроке.

- Чему учились на уроке? Что нового узнали? Какие задания вызвали у вас затруднения, какие показались более легкими, отметьте это на ваших листах. Отметьте, как вы оцениваете свою работу на уроке.

  1. 1. Большинство заданий показались мне: очень простыми, лёгкими, средними по трудности, трудными, очень трудными
  2. 2.Задания были интересными, скучными.
  3. 3. Мне кажется, что я работал на уроке: очень хорошо, нормально, плохо.
  4. 4. Самое лёгкое задание №
  5. 5.Самое трудное задание №
  6. 6.Самое интересное задание №

IX.   Домашнее задание (Слайд 15)

с. 10, упр. 3 («Рабочая тетрадь» № 2)

- Записать стихотворение, правильно написать окончания глаголов, уметь доказать  правильность их написания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...