Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с']"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках обучения грамоте.

Учитель в зависимости от уровня подготовленности класса, может отобрать соответствующие задания. Предложенный материал можно использовать и для интегрированного урока обучения грамоте и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_ss.doc610.5 КБ
Office presentation icon bukvy_ss_prezentaciya.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

       

        План-конспект урока обучения грамоте

1 класс, УМК «Планета Знаний»_

Тема: Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] [с,].
          Чтение слов и предложений с изученными   буквами. Путешествие в мир спорта

Цель урока: Работать над развитием универсальных учебных действий

         Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить с буквами С с, учить выделять звуки [с] [с,] в словах; давать им характеристику, познакомить с буквенным обозначением этих звуков, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.

- учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.

- продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на слоги, определять ударный слог в слове.

Развивающие: расширять представления учащихся о мире спорта; обогащать лексический запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.

          Воспитательные: 

- воспитывать интерес к разным видам спорта, стремление заниматься спортом, гордость за спортсменов, достигших высоких результатов нашего города. России

          - воспитывать чувство дружбы, отзывчивости, взаимопонимания, внимательности.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках обучения грамоте.

Учитель в зависимости от уровня подготовленности класса, может отобрать соответствующие задания. Предложенный материал можно использовать и для интегрированного урока обучения грамоте и письма.

        Переход к следующему слайду осуществляется щелчком.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, индивидуальная, парная


Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, метод практического выполнения заданий, деятельностный подход,

 
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное приложение, индивидуальные карточки,  карточки для выполнения заданий в парах и со словами  предложений, карточки  для списывания с печатного текста «Спорт – наш друг», карточки с буквами, составляющими пары по звонкости – злухости, грамоты и медальки учащихся за спортивные достижения,  КИМ – тест, сигнальные карточки (рефлексия), «Букварь Т.М.Андриановой», листы бумаги в косую линию, рисунки для оформления доски ( план), проектные работы детей

Урок проводится в форме путешествия в страну спорта ( по этапам уроков физкультуры)

Оформление доски:

Предварительная подготовка:

- проекты букв З,з, С,с

- проект «Книжки – малышки о спорте»

- оформление доски грамотами и медальками детей за спортивные достижения

- «Дерево здоровья» семьи Антоновой Ксюши

- Маршрут путешествия в Страну спорта (План урока)

- подготовка КИМа (тест)

- выучить стихи о видах спорта

Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                      

Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.

ПОСТРОЕНИЕ

        Отправляемся в мир СПОРТА        СЛАЙД  1

2.  Актуализация знаний учащихся.     (Возможно, сигнальные карточки: «да» - красный цвет, «нет» - жёлтый)                                                    

- В алфавите 33 буквы.

                          РАЗМИНКА Разминка – «да» - «нет».

- Сколько гласных в слове, столько и слогов

-  Чтение – вот лучшее учение!

- В слове морозы 2 слога.

- Существует 3 времени года.

- За осенью идёт зима

- Ж и Ш – всегда твёрдые звуки (да!)

- В словах ударение падает на согласный звук (Нет)

- Мы любим спорт

- В слове приз 2 слога

- жи /ши пиши с буквой И

- Спорт – укрепляет здоровье

  1. Формулировка темы и задач урока.                                    СЛАЙД 2

- Кто самый внимательный? Обратите внимание на слова – отгадки.

Подготовленные учащиеся читают стихи и поговорку.  

В спортзале есть и слева щит,    
И справа, как близнец, висит,
На кольцах есть корзины,
И круг посередине.
Спортсмены все несутся вскач
И бьют о пол беднягу-мяч.
Его две группы из ребят
В корзины «выбросить» хотят.
Достанут… и опять о пол!
Игра зовётся … (БА
СКЕТБОЛ)

Определение маршрута

Турнир идёт. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём.
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними?  (В …ТЕННИ
С)

Сила сломит всё, а ум – (силу).

- Кто самый внимательный? Что общего услышали в словах-отгадках? (Ответы учащихся)

- Да, сегодня мы продолжим  изучать  буквы Зз Сс и звуки, которые они обозначают. Будем читать слова с данными  и изученными буквами. Продолжаем путешествие в мир спорта

  1. Работа по теме урока                                                  

а) Знакомство с новыми буквами и звуками.

- Звуко – буквенный анализ слов       сила  старт

- На что похожи буквы. Защита проектов   (представлены на доске). Работа по ленте букв.    

Проверка  домашней подготовки

- Парные по звонкости - глухости . Найдите  пару по звонкости – глухости. У учащихся карточки с буквами.         СЛАЙД 3  (Взаимопроверка)

б) Артикуляционная работа. Игра «Доскажи словечко».    СЛАЙД 4

– Сели тихо и красиво.
Спинки прямые, словно свечки.
Поиграть вам предлагаю
В игру «
Доскажи словечко».                                                       

                (Слова-подсказки написаны в столбик. Их читаем предварительно перед игрой.)
         

Ра-ра-ра – начинается… игра
Ры-ры-ры – у наших мальчиков…шары
Ро-ро-ро – у нас новое…ведро
Ри-ри-ри – сидят на ветках…снегири
Ру-ру-ру – продолжаем мы… игру
Ёр-ёр-ёр –
мы расстелем вам…ковёр
(чтение слогов хором, слабый ученик)

Приветствие

                                 

        В)  Игра «Звуковая мозаика».                                             СЛАЙД 5                                                                             

          А ковёр наш непростой. А ковёр наш звуковой

Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую беговую дорожку. Синий  квадрат – услышав твёрдый звук [с] [з] , зелёный -– услышав мягкий звук [с’]  [з’] .

СЛОВА: СИЛА, ЗИМА,  СТАРТ , ПРИЗ, СТАДИОН, ВЕЛОСИПЕД, СЕКУНДА (З З С С С С З З)

Беговая дорожка.

         

-  Самопроверка         (На слайде правильный вариант коврика)                              

  г)    Валеологическая пауза        СЛАЙД 6      (Приложение «Весёлая зарядка»)

     Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.  

                               (Выполняем упражнения под музыку)

Физминутка под музыку                  

д) Работа над словами со столбиков. Букварь         СЛАЙД 7

                                                                                           СЛАЙД 8

                                                                                               

  1 столбик: Показываю буквы: П   Р   С     - Назовите буквы

2 столбик:  - прочитайте, назовите слова, в которых буквой с обозначается твёрдый согласный звук (с) -----   спор, спорт

                  - в каком слове буквой с обозначен мягкий согласный звук (с) ---- сила

3 столбик: прочитайте слова, в которых звук (с) слышится в конце кросс, приз, класс

                  - какой процесс произошёл  в конце слова приз? ( Назовите свои слова)

4 столбик: назовите слова, которые отв.  на вопрос что? Что делали?

                    Какой? . К данному слову подберите слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (человек, спортсмен, пульс, удар, голос)

       - подберите к данным словам слова – антонимы  ( строили – разрушали, ломали )

5 столбик: праздник – произношение (непроизносимый согласный звук)

        Спортивный ( какой?) Измените так, чтобы отвечал на вопрос какая? ( площадка, куртка)  Какое? (поле)

Шведская стенка – столбики слов

                                                                                         

е) Работа с текстом. Работа по учебнику. Букварь, стр. 71.       СЛАЙД 9

Скажи мне название сооруженья:
В нём — чашей трибуны и поле сраженья? ( Стадион)

- По дорожке мы прибежали на стадион.

- Рассмотрите текст.

- Сколько в нём частей?

- Обратите внимание на два последних предложения

- Первичное чтение

Ответ на вопрос, прозвучавший в тексте:

- О каких видах спорта идёт речь в тексте?

- Озаглавливание текста   (Спортивный праздник.  Спорт – наш друг.  Мы дружим со спортом)

- Что значит «дружить» со спортом?

- Какова идея произведения?

 - Воспитательные возможности урока. Почему нужно заниматься спортом?

На стадионе

ж)  Работа над предложением  Спорт – наш друг!   СЛАЙД 10

- Прочитайте предложение.

- Сколько слов в данном предложении?

- Прочитайте слово друг. Какой процесс произошёл в конце слова? (Оглушение).

- Начертите схему предложения.

- Прочитайте с вопросительной интонацией

(Возможно письмо под диктовку слов  приз, старт, кубок)

Оформление  дневника спортсмена

     

 з) Связь преподаваемого с жизнью. Рубрика «А знаете ли вы?»

                                                              СЛАЙД Ы 11 - 15

  1. Грамоты, дипломы  и  медальки детей (Выставка на доске ).
  2. «Дерево здоровья» семьи Антоновой Ксении
  3. Каким видом спорта вы занимаетесь?  
  4.  Рассказ Шипунова Максима об отце - спортсмене                                                                                                      
  5.  А каких выдающихся спортсменах вы знаете ?

Результаты

                                                                               

    и)  Найди «лишнее».  Докажи, почему?                      СЛАЙД 16

        Проверка: слайд - 17

    к) Работа по учебнику. 

           

* Обычные буквы – специальные знаки ( уч.  стр. 71)                                                                                  

Спортивное ориентирование

                                           

  л)  Работа в парах. Найти и сосчитать буквы З и С

                                                                                                                СЛАЙД 18

        Проверка: слайд - 19

- Подумайте, как удобней выполнить эту работу? Какая пара раньше всех закончит работу?

аинвсктзлвурысировкуннсс

   ыоинвзстинусарлвсуивзыу

   рынозивктозвнтсуизывст

акывзсшенввлззтнмлжыузжювм

Спортивное ориентирование

л) Игра «Кто больше?»  Итог можно провести как по рядам, так и между мальчиками и девочками. (Красные и синие кружочки)               СЛАЙД 20

 

Какие виды спорта вы знаете? выиграет тот ряд, который назовёт больше слов.

«Перетягивание каната»

   м)  Работа над словами – антонимами.           СЛАЙД 21

       

- Подберите к данным словам слова, противоположные по

смыслу (антонимы). Докажите, что СПОРТ – ЭТО здорово!

Слабый – (сильный )

Больной – (здоровый)

Медленный – (быстрый)

Низкий – (высокий)

Победа – (поражение)

Старт – финиш

- Продолжите вы!

Забей гол в ворота

                                                             

   

     

н)  Г. Сапгир «ФУТБОЛ»  с 72 «Спутник Букваря»  Работа с учебником.

                                                                                                   СЛАЙДЫ 22,23

- Ребята, а все ли вы любите ФУТБОЛ?

- А теперь посмотрим, все ли так любят футбол. «Спутник Букваря»  Прорекламируйте!

- работа над выразительным чтением

- какие жесты и мимику нужно использовать при выразительном  чтении этого стихотворения?

- выучить наизусть

Рекламная пауза

                                                                                       

o) Игра «Живое предложение».                                      СЛАЙД 24

Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

Спорт закаляет силу воли. У Рината грамота.             (Каждое слово предложений написано на отдельной карточке. Дети  берут по одной карточке и выстраиваются по порядку)  

Буква большая

Совсем не пустяк,

В букве большой -

Уважения знак!

- Дети составляют схему предложений по вариантам ( 2 ученика у доски)

Построение

п) Тестовая проверочная работа по вариантам           СЛАЙДЫ  25,26

                                                          ВЗАИМОПРОВЕРКА: СЛАЙДЫ 27,28

                                                                                                                              Зачёт                                                                                            

Вариант 1.                                             Ф.И. ________________________

1. Сколько слогов в слове приз      а) 4            б) 2            в) 1

2. Как разбить слово здоровый на слоги?

      а) здо – ро - вый    б) здоро - вый            в) здо – ровый

3. Сколько слов в предложении?   Спорт укрепляет здоровье.

                                               а) 3          б) 5           в) 4

4. На какой слог падает ударение в слове силачи?

      а)  на первый                 б ) на второй             в)  на третий

5.  Сколько согласных звуков в слове сила?

                        а) 3                б) 2               в) 5

Вариант 2.                                             Ф.И. ________________________

1. Сколько слогов в слове спорт?      а) 4            б) 2            в) 1

2. Как разбить слово стадион на слоги?

                 а) ста-ди-он    б) стади - он            в) ста-дион

3. Сколько слов в предложении?   Мы дружим со спортом.   

     а) 3          б) 5           в) 4

4. На какой слог падает ударение в слове здоровый? 

 а)  на первый       б ) на второй         в)  на третий

5.  Сколько согласных звуков в слове приз?

                        а) 3                б) 2               в) 5

РЕФЛЕКСИЯ.       СЛАЙД 24

Поднимите карточки, соответствующие вашему  настроению.      

Подведение итога урока                                            СЛАЙДЫ 25,26                                                         

  Оценивание                                                                                     Награждение

                                                 

 

                             Закончен урок, и выполнен план,         СЛАЙД 27

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

         

 

ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ В МИРСПОРТА              (На доске на карточках.)

1. ПОСТРОЕНИЕ.          Организационный момент.                                                                      

2. РАЗМИНКА.         Игра «да» - «нет»

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРШРУТА. Формулировка темы и задач урока.    Стихи

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ. Проекты

5. ПРИВЕТСТВИЕ. (Артикуляционная подготовка)   Игра «Доскажи словечко».

6. БЕГОВАЯ ДОРОЖКА. Игра «Звуковая мозаика».  Работа в парах.    

7. Валеологическая пауза. Физминутка

8. ШВЕДСКАЯ СТЕНКА. Работа со столбиками слов.

9. НА СТАДИОНЕ.   Загадка. Работа с тестом.

10. ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА СПОРТСМЕНА. Списывание с печатного текста. Письмо под диктовку.

11. РУБРИКА «АЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?». Рассказ о спортсменах

12. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.

а) Обычные буквы – специальные знаки ( уч.  стр. 71)                                                                                  

б) Задание «Найди буквы». Работа в парах.

13. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА. Игра - соревнование: какие виды спорта вы знаете: девочки/ мальчики.

14. ЗАБЕЙ ГОЛ В ВОРОТА. Доказать, что СПОРТ – ЭТО здорово! Слова – антонимы.

15. РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.  Работа над стихотворением Г. Сапгира «ФУТБОЛ»  с. 72 «Спутник Букваря».  

16.   ПОСТРОЕНИЕ. Игра «Живое предложение».  

17.  КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (ЗАЧЁТ).

18.  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...

Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.

·         Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;·         рас...

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]

Задачи урока: ·         образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...

Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».

ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида»     Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».     Подготовила и провела...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....