Звуки [м] и [м'], буквы М и м
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в 1 классе по изучению букв Мм и их звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mm.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [м] и [м'], буквы М и м»

Цели 1. Ознакомление со звуками [м], [м'] и буквами М и  м.

          2. Развивать логическое мышление, внимание, речь, навык чтения.

          3. Воспитывать любознательность, творческое мышление, любовь к литературному тексту, воображение.

Оборудование: иллюстрации, букварь, карточки, наборное полотно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Романовна. Сегодня я буду вести у вас урок грамоты – чтение.

2) Повторение, мобилизация внимания, логические упражнения.

1. Чтобы начать урок мы должны вспомнить то, что уже знаем. Мне очень хочется убедиться, что вы все очень умные и хорошо учитесь. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте.

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Назовите их (сначала говорят хором, а потом отвечают 2 или 3 ученика).

- Сколько звуков? (42).

- Сколько гласных звуков? (6). Назовите их.

- А букв? (10). Назовите.

- Сколько согласных звуков? (36)

- А букв? (21)

- А сколько букв не дают звука? (2: Ъ, Ь)

2. Молодцы! Вы показали себя настоящими знатоками русского алфавита! Теперь самое время сделать зарядку для нашего ротика.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му  - молоко кому?

Мы-мы-мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем мы ноту ми.

3. На наборном полотне вы видите предложение. Это не простое предложение, а волшебное. Давайте почитаем его.

МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ

А теперь наоборот. Интересно, что у нас получится? (Для упрощения чтения я сдвигаю буквы).

3) Изучение нового материала

1. Ребята, сегодня  у нас в гостях герои самых разных сказок. Они очень любят загадки и просили вас отгадать как же их зовут.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

                    (медведь)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

                    (мышь)

Целый день она летает,

Всем подряд надоедает.

Только темна ночь настанет,

Вот тогда и перестанет.

                   (муха)

По мере того как дети отгадывают загадки, на доске появляются герои.

Сегодня мышка, мушка и мишка будут смотреть, как вы умеете читать, хорошо себя вести. Самых лучших они наградят призом, только каким еще не сказали.

2. Ребята, как говорит корова? Козочка? А какая буква стоит в начале названий наших героев?

- А какой это звук гласный или согласный?

- Будьте внимательны! Мышка и мишка. Какая разница? Что вы слышите? Поэтому мы обозначаем этот звук синим и зеленым цветами.

Два ученика у доски, я прошу их взяться за руки.

Взялись за руки друзья

И сказали прямо: «Ты да я –

Это мы»

А между тем получилась буква М.

3. Работа со слогами

Мышка, мишка и мушка предлагают нам составить слоги из волшебного цветочка. Какие у нас слоги получатся?

4. Физкультминутка «Маляры» (красим дом, лавочку, наклонимся за кисточками)

5. Составление слов (используется наборное полотно)

- Ребята, кто-нибудь видел, как играют в футбол? А вы сами хотите позабивать голы? Сейчас мы с вами будем играть в футбол, но не обычный: Мышка заменила мячи и штанги на буквы. Я буду вам показывать буквы и слова, а вы будите их читать.

Восемь : ноль

Если штангой сделать М.

Если штангой сделать Л.

И забить в ворота е -

Будет мел

Если о забить как гол –

Будет мол.

У забьём :вратарь уснул –

Будет мул

И – мил

Ы – мыл

А – мал

Я – мял

Ё – мёл

Восемь : ноль!

6. Работа с букварём и текстами

Молодцы, ребята! Вы прирождённые футболисты, но наша мушка забыла, что такое предложение, давайте ей поможем вспомнить.

- какое оно бывает по цели высказывания?

- сколько слов бывает в предложении?

(-как мы можем определить, что началось новое предложение?)

А теперь мышка предлагает нам немного отдохнуть. Только давайте заранее договоримся, что мы будем тихими как мышки и не забывать, что в соседних классах ведутся уроки.

Физкультминутка

        Мы топаем ногами,

        Мы хлопаем руками,

        Киваем головами.

        Мы руки поднимаем,

        Мы руки опускаем,

        Мы кружимся потом

        Мы топаем ногами

        Топ-топ-топ.

        Мы руки опускаем

        Хлоп-хлоп-хлоп

        И тихо-тихо за парты мы сели

        Один-два-три.

А теперь откройте, пожалуйста, буквари на странице __ , и посмотрите вниз страницы, там нарисованные картинки. Назовите мне те, в каких есть звуки [м] и [м'].

Мышка, мишка и мушка хотят чтобы вы прочитали рассказ про самого доброго, ласкового человека на земле – про маму.

Мама.

С нами мама. Она спела нам песенку про котика.

Всем весело!

Вот и мама с покупками!

У мамы сумка. В сумке молоко, сметана и масло

- А вы любите свою маму? Тогда давайте прочитаем стихотворение про свою любимую маму.

        Мама! Так тебя люблю

        Что не знаю прямо!

        Я большому кораблю

        Дам название «мама».

        Я. Акимов

4) Итог урока

        Спасибо вам ребята, вы все очень понравились мышке, мишке и мушке. Они хотят вам всем подарить по вот такому замечательному солнышку. (Вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? А что вам не понравилось?)


С нами мама. Она спела нам песенку про котика.

Всем весело!

Вот и мама с покупками!

У мамы сумка. В сумке молоко, сметана и масло

Мама! Так тебя люблю

        Что не знаю прямо!

        Я большому кораблю

        Дам название «мама».

С нами мама. Она спела нам песенку про котика.

Всем весело!

Вот и мама с покупками!

У мамы сумка. В сумке молоко, сметана и масло

Мама! Так тебя люблю

        Что не знаю прямо!

        Я большому кораблю

        Дам название «мама».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...