Урок русского языка "Части речи"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Романова Наталья Петровна

Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_chasti_rechi.rar59.14 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Наталья Петровна Алтайский край Новичихинский район МОУ Лобанихинская средняя общеобразовательная школа.

                  МОУ « ЛОБАНИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                               

                                УРОК   РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 – М КЛАССЕ

                         ТЕМА: Обобщение знаний о частях речи.

                                                Программа 1-4. Учебник «Русский язык» авт.Т.Г.Рамзаева.

       

                                                                           

                                                                                                            УЧИТЕЛЬ:    Н.П. РОМАНОВА                    

                                                                                 2006г.

     

       Тема: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов и действиях предметов.

 

       Цель: Создать условия для:

  1. обобщения и закрепления знаний о частях речи;

-    развития орфографической зоркости и мыслительных процессов;

  1. формирования эмоционально-ценностного отношения к истории своего края.                                                    

      Материал к уроку: карточки с текстами №1, №2, №3; карточки-опоры, рисунок березы, презентация.

                                         

                                                                                Ход урока

Этапы урока

   

             Действия учителя

     

                Действия ученика

  Комментарии

1. Орг. момент

2. Мобилизующий

3. Упражнение в нахождении имен существительных

4. Минутка чистописания

5. Упражнение в написании имен существительных

6. Физ. минутка

7. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Игра «Кто больше?»

8. Словарно-орфографическая работа.

9. Обобщение знаний о глаголе.

10. Физ. минутка.

11. Рефлексия.

12. Итог урока.

- Ребята, сегодня у нас опять на уроке гости. Я думаю, Что вы постараетесь показать, насколько вы повзрослели и поумнели за прошедшее время. Отвечать будете четко, правильно, быстро. Успокойтесь, сделайте вдох, выдохните, улыбнитесь. Желаю и вам, и себе успешной работы.

- Возьмите карточку, прочитайте и скажите, что на ней записано?

- Из чего состоит текст?

- А предложения?

- А что вы знаете о словах?

- Как еще мы называем эти слова?

- Попробуйте определить тему урока, учитывая, что это урок повторения.

- А сейчас сформулируйте цель урока. При этом помните, что это урок обобщения знаний.

- Хорошо. Молодцы! А теперь вернемся к тексту. О чем он?

- Сегодня мы продолжим на уроке разговор об Алтае. Как вы думаете, почему?

- Это и будет еще одной целью нашего урока.

- Найдите в тексте имена существительные, но сначала надо вспомнить, какие слова называются именами существительными.

Назовите имена существительные из текста.

- Молодцы! А теперь посмотрите на экран. Я выписала из текста несколько слов. Прочитайте их. Подумайте, какие задания вы можете предложить.

- Так какой частью речи являются эти слова, докажите.

- Найдите имена существительные с наибольшим количеством слогов.

- Сколько в них слогов?

- Как определить количество слогов в слове?

- Назовите гласные из слова долины.

- Как вы думаете, какая работа вас ожидает?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Теперь запишите цепочки и определите порядок следования в них букв: ооиы, оииы, оиыы.

- Напишите следующий ряд постепенно утраивая количество букв

- Вернемся к именам существительным, написанным на доске. Найдите среди них лишнее.

- Почему?

- Сделайте вывод.

Запишите в столбик оставшиеся имена существительные, через тире измените их так, чтобы они обозначали название одного предмета.

- Что еще вы знаете об именах существительных?

- Я буду называть из текста имена существительные, а вы, если оно отвечает на вопрос  кто? – приседаете, на вопрос что? – наклоняетесь.

   Золото, серебро, народы, железо. реки. леса, звери, люди, берега.

    Молодцы!

- О том, как жили люди на Алтае в прошлом, как изменялась их жизнь, мы узнаем из раскопок, старых документов и рассказов старожилов. На просторах Алтая встречается много курганов – захоронений. Ученые раскопали некоторые из этих захоронений. Что было найдено в одном из них, вы узнаете, прочитав следующий текст.

- Какое задание можно выполнить по этому тексту, учитывая тему урока?

- Какие слова называются именами прилагательными?

- Кто больше выпишет имен прилагательных из текста?

- Что еще вы знаете об именах прилагательных?

- Я буду называть имена прилагательные из текста, вы подбирать противоположные по смыслу: глубокий - …, молодой - …, богатый - ….

-  В этом тексте есть словарное слово, правописание которого вам нужно запомнить. Это слово обозначает название дерева, кожицей которого был оклеен гроб.

- Прочитайте его так, как будете писать. Объясните.

- Запишите слово в тетрадь и словарик.

- Опишите с помощью имен прилагательных березу.

- О какой части речи  сегодня на уроке еще не говорили?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - Что такое глагол?

- У вас есть еще одна карточка с текстом. Сформулируйте  задание к ней.

- Текст прочитаю я. Следите по карточке, подчеркните карандашом глаголы.

- Прочитайте.

- Запишите глаголы в тетрадь.

- Приведите свои примеры глаголов.

- А теперь я буду называть глаголы, а вы выполнять действия, которые они выполняют, но при условии, если я скажу слово «пожалуйста».

- Попрыгайте, присядьте, потянитесь, наклонитесь, сядьте

- Что нового узнали на уроке? Какое задание понравилось больше всего? Когда вы испытывали затруднения? Почему? Какое чувство испытали, когда справились с заданием?

- Оценки.

- Спасибо за работу на уроке. А урок я хочу завершить словами А.С. Пушкина  «Уважение к прошлому, вот что отличает образованность от дикости». Подумайте, что, по-вашему, они означают?

- На карточке записан текст.

- из предложений

- из слов

- Мы знаем, что они могут обозначать названия предметов, признаки предметов и действия предметов

- Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Обобщение знаний о частях речи.

повторить все, что мы знаем о частях речи;

учится находить имена существительные, имена прилагательные, глаголы и использовать их в речи;

- об Алтае.

- чтобы узнать что-то новое

- узнать новое об Алтае.

- Имена существительные – это слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

- Алтай, народы, золото, серебро, горы и т.д.

- какой частью речи являются эти слова,

разделите на слоги  и т.д.

- Это имена существительные, так как обозначают названия предметов и отвечают на вопрос что?

- озера, долины

- три

- По гласным. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- о, и, ы

- Минутка чистописания.

- Поочередно удваивается количество букв.

- бор

- Обозначает название одного предмета.

Имена существительные могут называть один предмет и много предметов.

Имена существительные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто? и неживые – что?

- Найти имена прилагательные.

- Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Имена прилагательные могут быть близкими и противоположными по значению.

… - мелкий, … - старый, … - бедный.

- берёза

- В этом слове три слога, второй слог ударный. Знак ударения над буквой ё не ставим. В первом слоге буква е безударная, зажигаем фонарик, чтобы ее запомнить.

………………………

- о глаголе

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает

на вопросы что делать? что сделать?

- Найти глаголы.

сохранились, изобразили, выслеживал, выпускает

………………..

Слайд 2

Слайд 3 (текст №1)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Дети предлагают варианты.

Слайд 7

Образец цепочек на доске

Слайд 8 (текст №2)

На работу дается 3 мин. Проверка.

Слайд 9 (текст №3)

Оценки комментируются.

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...