Конспект праздника "Прощание с "Букварём".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кондратова Елена Геннадьевна

Во время праздника "Прощание с букварём" ученики, шаг за шагом, продвигаются по лесенке полученных знаний от начала учебного года до окончания Букваря. Они работают со схемами, составляют слова из букв, слушают звуки, работают с транскрипцией, распознают слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Дети с удовольствием рассказывают алфавит, находят ошибки в записях, читают стихи.

В празднике использована презентация, составленная автором, Кондратовой Е.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник «ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ»

  1. обозначает, что надо переключить следующую часть слайда

 или новый слайд.

  1. Первоклассников сегодня

          Мы на праздник соберем,

          Непременно приходите

          Попрощаться с букварем.

-Сегодня  у нас праздник, на который нас собрал наш друг – Букварь.

-Совсем недавно вы переступили порог нашего лицея и стали настоящими школьниками-первоклассниками. Первая книга, которую вы получили, называлась «Букварь».

-Что же это за книга необычная, у которой даже есть свой праздник – «Прощание с букварём»?

Букварь – это мудрая книга, которая известна всем: и взрослым, и детям.

  1. Посмотрите, как выглядел первый печатный букварь в Москве в 17 веке.
  2. Посмотрите на наш современный букварь.

Похож он на наш букварь?  А чем же отличается?

  1. Но и первый букварь, и все последующие буквари меняли обложку, меняли тексты, меняли авторов и иллюстрации, но всегда неизменным было то, что букварь учил читать маленьких граждан нашей страны.

Как же здорово, что все ученики наших первых классов научились читать и теперь смогут прочесть разнообразные детские книжки не только себе, но и своим младшим сестренкам и братишкам.

  1. В. Берестов.

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

 Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

-А теперь давайте вспомним, как мы двигались вперед по страницам букваря, каждый день узнавая что-то новое, и совершим путешествие по нашему букварю. Отправимся в путь, конечно же, с веселой песенкой о дружбе.(Песня в исполнении детей)

 -Так с  чего же всё  начиналось?

 Дружит гласная с согласной – образует вместе…(слог)

Задание: собери слова из слогов. Слоги напечатаны и даны  детям. (Книга, азбука, букварь, тетрадь, парта, пенал, ручка, карандаш, конфета)

  1. Проверим.

Какое слово лишнее? Почему?

-Потом мы стали знакомиться с «работой» букв и все их распределили на группы.

Вспомните, на какие 2 большие части мы разделили все буквы?

  1. Буквы, обозначающие гласные звуки.
  2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Возмите буквы и разойдитесь каждый в свой домик, к своим друзьям.

Кто же остался без домика?

  1. ъ,ь

Почему? Может быть, они совсем нам не нужны? Для чего нужны эти буквы? Какие звуки они обозначают?

-Составьте слова, которые вы увидите на экране (у всех детей в руках буквы):

  1.                   эхо                      груша
  2.                   семя                   волк
  3.                   семья                 лучик
  4.                   пойдём              выучить
  5.                   подъём              хитрец
  6.                   щетинка             лью
  7.                   арбуз                  ёжик
  8.                   филин                молодцы

За буквами всегда прячутся звуки. Часто бывало, что трудно услышать какой-то звук, тогда на помощь приходили наши ушки: закрою их и слышу звук, значит, он…..(звонкий), а если не услышу, то, значит……..(он глухой). А для различения твёрдости и мягкости нам помогают губы: если улыбаются, значит, звук…….(мягкий), а если нет улыбки, то это….(твердый звук).

Давайте поиграем: если первый звук мягкий – вы встаете и дружно его произносите, а если твердый – остаетесь на месте и тоже его произносите.

  1. Работа по картинкам на экране(последнее – яблоко)

[ураган]

[л′й′у]

[мор′э]

[пал′то]

[л′он′а]

-Мы много работали со звуковыми моделями и транскрипцией. Подберите к словам их модели и их транскрипции:Лёня                          

 море

ураган

пальто  

лью

  1. Проверяем.

-А на какие группы мы научились делить слова? (Предмет, действие, признак, помощник.)

Поиграем. Если я называю слово-предмет – хлопаете, если слово-действие – топаете, если слово-признак – прыгаете, а слово-помощник – приседаете. Кто ошибется – выбывает из игры. Все встали.

  1. Повторите: если предмет… - хлопаю, если действие… - топаю, если признак… - прыгаю, если помощник … - приседаю.

Бегу, красивый, берёза, магазин, артист, голубое, в, яркое, светить, красное, деревянный, под, голова, рубит, пишет, над, с, заяц, стеклянные, школа, гулять, ученик, умный.

Ребята, а когда мы научились различать звуки, писать буквы, то что мы научились писать? (Слова и предложения).  

А легко ли писать предложения? Какой алгоритм надо соблюдать?

  1. Исправьте ошибки в предложении:

Андруша и лъоньа дружыли

 А теперь отгадайте загадки и составьте из букв отгадки.

Черные, кривые,

от рожденья все немые,

Стоит только встать им вряд -

вот тогда  заговорят.(Буквы)

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолет,

И огромный пароход! (Карандаш)

Открыть свои тайны любому готова,

Но ты от нее не услышишь и слова. (Книга)

Стоит дом,

 Кто в него войдет,

 Тот ум приобретет.

 (Школа)

Кулик – не велик,

 Целой сотне велит:

 То сядь да учись,

 То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

В каждой книжке

 И тетрадке

 Можно встретить

 Эти грядки.

 (Строчки)

На ноге стоит одной,

 Крутит-вертит головой.

 Нам показывает страны,

 Реки, горы, океаны.(Глобус)

Тридцать три сестрички

 Ростом невелички,

 Если знаешь наш секрет,

 Мы покажем целый свет. (Алфавит)

Отгадай, что за вещица, -

 Острый клювик, а не птица,

 Этим клювиком она

 Сеет-сеет семена

 Не на поле, не на грядке -

 На листах твоей тетрадки. (Ручка)

Стоит чудесная скамья,

 За ней уселись ты да я.

 Скамья ведет обоих нас

 Из года в год,

 Из класса в класс.

 (Парта)

Это книга не простая: По ней буквы изучаю. (Букварь)

-Вы легко справляетесь с составлением слов из букв, а как называется порядок букв в языке? (Алфавит)

Для чего же он нужен?

Вспомним и назовем весь алфавит из «Песенки-азбуки» Бориса Заходера.

  1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,-

Очень просим всех ребят с ними подружиться!

  1. А,б,в,г,д,е,ж

Прикатили на еже!

  1. З,и,к,л,м,н,о

Дружно вылезли в окно!

  1. П,р,с,т,у,ф,х

Оседлали петуха!

  1. Ц,ч.ш,щ,э,ю,я –

Вот и все они, друзья!

Вот они -  стоят рядком.

  1. Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Многие поэты придумывали свою азбуку – они сочиняли истории про зверей, названия которых начинаются на каждую букву алфавита. Давайте вспомним такую азбуку.

  1. Б.Заходер

         Мохнатая азбука.

В азбуке этой – увидите сами!-

Буквы живые: с хвостами, с усами,

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать…

Буквы - мохнатые, буквы – пернатые,

Стройные буквы и даже горбатые,

Добрые, злые, наземные, водные –

Кто же они? Догадались? (Животные)

Стихи детей о буквах.

  1. А
  2. Б
  3. В….

Проверим, как вы знаете алфавит без подсказок. Встаньте буквы по-порядку                                От а до з,    

                                              От ф до я,

                                              От ж до м,

                                              От л до у,

                                              От а до я.

А теперь очень трудное задание, которое мы с вами ни разу на уроке не делали: расставь слова в алфавитном порядке.

  1. Это ученики наших классов. Составьте общий список первого класса, который сегодня скажет букварю «Прощай».

Катя Р. Николай  Арсений Н.  Полина Б.  Даниил Александр  Арсений Р. Нина  Мария К. Полина П.  Григорий  Денис  Артём Валерия  Виктория Арсений С.  Иван  Никита  Симон  Илья  Мария А.  Алиса   Катя Б.  Михаил  Эрик   Амалия    Максим

  1. Проверим. Молодцы, ребята, а что же за книга помогла нам разобраться в звуках и буквах  родного языка?
  2. Букварь

1.С этой книжкой – самой первой-

 Каждый путь свой начинал,

 Чтоб пройти маршрутом верным

 На заветный перевал.

5.Потрудились мы немало,

 Ведь, по правде говоря,

 Русской грамоты начало –

 На страницах букваря.

2.В день осенний, в день чудесный

 Мы в поход ушли не зря.

 Было очень интересно

 На страницах букваря.

6.Тридцать три родные буквы

 Мы узнали к декабрю,

 И за это все ребята

 Благодарны букварю!

3.Вдоль картинок мы шагали,

 По ступенькам-строчкам шли,

 Ах, как много мы узнали!

 Ах, как много мы прочли!

7.Мы прочтем любые книги,

 Разберемся в словаре,

 Потому что всюду буквы

 Те же, что и в букваре.

4.Край родной, родные дали,

 Реки, рощи и моря,        

Целый мир мы открывали

 На страницах букваря.

  1. В народе говорят: Азбука – к мудрости ступенька.

Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку к мудрости,  и я желаю вам не останавливаться на этом, а идти вперед и познавать  новые тайны нашего родного языка.

  1. Мы с вами продолжим изучение  русского языка, будем путешествовать по Стране слов, там нас ждет много интересного и нового, но в этом нам помогут новые учебники: «Русский язык» и «Литературное чтение».

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кондратова Елена Геннадьевна Учитель начальных классов НОУ «Ломоносовский лицей» Г. Ногинск Московской области

Слайд 3

Первый печатный букварь

Слайд 4

Современный букварь

Слайд 6

Валентин Берестов «ЧИТАЛОЧКА»

Слайд 7

книга азбука букварь тетрадь парта пенал ручка конфета карандаш

Слайд 8

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б В Г Д З Ж П Ф К Т С Ш Р Л М Н Й Х Ч Ц Щ Ъ Ь

Слайд 9

эхо груша семя волк семья лучик пойдём выучить подъём хитрец щетинка лью арбуз ёжик филин молодцы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель-транскрипция-слово Лёня море ураган пальто лью [ураган] [ л ′ й ′ у ] [ мор ′ э ] [ пал ′ то ] [ л ′ он ′ а ]

Слайд 3

Исправь ошибки Андруша и лъоньа дружыли ю ё Я И . Л

Слайд 4

Борис Заходер Песенка-азбука

Слайд 5

Песенка-азбука А В Е Д Г Б Ж

Слайд 6

Песенка-азбука З И К Л М Н О

Слайд 7

Песенка - азбука П С Т У Ф Х Р

Слайд 8

Песенка - азбука Ц Ч Ш Щ Э Я Ю

Слайд 9

Песенка - азбука


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А

Слайд 3

Б

Слайд 4

В

Слайд 5

Г

Слайд 6

Д

Слайд 7

Е

Слайд 8

Ё

Слайд 9

Ж

Слайд 10

З

Слайд 11

И

Слайд 12

Й

Слайд 13

К

Слайд 14

Л

Слайд 15

М

Слайд 16

Н

Слайд 17

О


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П

Слайд 2

Р

Слайд 3

С

Слайд 4

Т

Слайд 5

У

Слайд 6

Ф

Слайд 7

Х

Слайд 8

Ц

Слайд 9

Ч

Слайд 10

Ш

Слайд 11

Щ

Слайд 12

Ъ Ы Ь

Слайд 13

Э

Слайд 14

Ю

Слайд 15

Я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Екатерина Р. Николай Даниил Арсений Н. Полина Б. Александр Арсений Р. Нина Мария К. Полина П. Григорий Денис Артём Валерия Виктория Арсений С. Иван Никита Симон Илья Мария А. Алиса Екатерина Б. Михаил Эрик Амалия Максим

Слайд 2

Александр Алиса Амалия Арсений Н. Арсений Р. Арсений С. Артём Валерия Виктория Григорий Даниил Денис Екатерина Б. Екатерина Р. Иван Илья Максим Мария А. Мария К. Михаил Николай Никита Нина Полина Б. Полина П. Симон Эрик

Слайд 4

Азбука – к мудрости ступенька.

Слайд 6

Прощай, букварь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...


 

Комментарии

Кондратова Елена Геннадьевна

Праздник букваря проводился по системе Эльконина - Давыдова в НОУ "Ломоносовский лицей" города Ногинска Московской области. Презентация составлена автором, Кондратовой Е.Г., специально для данного праздника.