Урок русского языка в 4 классе "Общие сведения о глаголе"
видеоурок по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Общие сведения о глаголе

(Урок русского языка в 4 классе)

Цели:

Образовательные: 

  1. повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
  2. формировать навыки контроля при работе с текстом;
  3. Активизировать знания детей о глаголе;

Развивающие: 

  1. развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  2. орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление,
  3. обогатить словарный запас детей,  
  4. речь учащихся;

Воспитывающие: 

  1. Воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемной ситуации.

Оборудование: Зеленина Л. М. Русский язык. Учебник для 4 класса, доска, ТСО, поэтические тексты, карточки с заданиями, рисунок Дядюшки Глагола, ромашка.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие

Создание атмосферы психологического комфорта.

(На фоне музыки Э. Грига «Утро»)

Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе  хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте  поприветствуем наших гостей, которых мы очень рады видеть, поприветствуем друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера

И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день!

- У вас на парте лежат «солнышко» и «тучка». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение. Хорошее настроение – «солнышко», плохое – «тучка». Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить.

Я рада, что у большинства ребят хорошее настроение.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать,

Только лишь оценку «5».

2. Минутка чистописания.

А сейчас у нас минутка чистописания.

Приготовим свои пальчики к письму.

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть

Будем мы его тереть.

  1. Дети массируют каждый пальчик от кончика к основанию.
  2. При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.
  3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
  4. Дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

                                                             За работу я примусь.

Открываем тетради. Записываем

Семнадцатое  февраля. Классная работа.

На доске записано предложение.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Спишите предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения.

От цвЕтов на пОлях лЬется запАх кругом.

Дети пишут.

- Чем выражены подлежащее, сказуемое.

3. Сообщение темы и целей урока.

   Сегодня на уроке мы будем говорить об очень интересной части речи.

- Чем она интересна? Вы сами ответите на этот вопрос, прослушав стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду - все в действие придет.

 Летит ракета, мелькнет комета,

Зацвел подснежник, хрустит валежник,

Медведь шатается, девчонка улыбается.

- О какой части речи пойдет разговор на уроке?  (о глаголе)

- Что помогло вам догадаться?

- Какая тема урока? Правильно: глагол

 (Слайд 1)

Тема урока: «Общие сведения о глаголе».

Ребята, обратите внимание на доску. На доске ромашка. На ромашке уже написаны части речи, которые вы изучили. Сегодня добавится еще один лепесток. Это часть речи – глагол.

-  Сегодня в центре нашего внимания будет Его Величество Глагол.

  На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что вы откроете на уроке что-то новое для себя.

- Итак,  на уроке мы сегодня будем: 
думать,  рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.

4. Работа по теме урока.

Глагол – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

   Послушайте высказывание русского ученого – языковеда Александра Матвеича Пешковского о глаголах.

(Слайд 2)

«Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

- Как вы его понимаете?

-Постарайтесь запомнить это высказывание.

-  Найдите глаголы в следующем стихотворении.

(Слайд 3)

Слова, которые обозначают ДЕЙСТВИЕ  ПРЕДМЕТА и отвечают на вопросы:

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

называются  ГЛАГОЛАМИ.

- Обратите внимание на доску.

 Перед вами Дядюшка Глагол.

 (На доске рисунок Дядюшки Глагола)

- Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
- Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
Вывод:  Что обозначает глагол?

(Действие)
На какие вопросы отвечает глагол?

(Что делать? Что сделать? Что делал? Что делает? Что будет делать?)

(Слайд 4)

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Всё расскажет нам  ГЛАГОЛ.

Запишите, пожалуйста, все глаголы в тетрадь

(Слайд 5)

(Проверка)

Задание:

Прочитайте предложение. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

Снежное покрывало все поле покрывало.

( покрывало – сущ., покрывало – глагол)

- Что помогло вам определить часть речи?  (Ставили вопросы, определяли, что обозначают).

5. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 50 упражнение 1. Прочитайте задание.

- Какие слова стали причиной спора и почему?

(Светило, стекло, жгут, белила)

Эти слова могут быть и существительными, и глаголами.

Слово называет действие.

- Можно ли только по этому признаку определить, какой частью речи являются эти слова?

Какие грамматические признаки нужно указать, чтобы сказать: «Эти слова – глаголы»?

(Нужно поставить вопрос)

6. Закрепление материала.

Задание:

Прочитайте глаголы, поставьте к ним вопросы:

Играть                               поиграть

Рисовать                            нарисовать

Кричать                             закричать

(Что делать?)                     (Что сделать?)

Вывод:  Глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Стоят в неопределенной форме..

(Слайд  6)

- Найдите в тексте глаголы неопределенной формы:

Друзья идут купаться –

И плавать, и нырять,

На пляже кувыркаться,

Играть и загорать.

- На какие вопросы отвечают данные глаголы?


Задание:

Прочитайте пословицы:

Время дороже золота. Время все излечит. Время всему научит.

- О чем вам напомнило слово время?

- Каким образом время может прозвучать в теме нашего урока?

(Глаголы изменяются по временам)

- Какие формы времени вы знаете?  (Настоящее, будущее, прошедшее)

- Что вы можете сказать о прошедшем времени? (У глаголов в прошедшем времени можем определит род)

- Какой суффикс прошедшего времени вы знаете?  (Суффикс Л)

Прочитайте стихотворение, определите время глагола.

Этот хитренький глагол

Время для себя нашел.

«Ухожу, - кричит, - сегодня

«Я вчера, - кричит,- ушел!»

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- В каком времени используется глагол УХОЖУ?  (В настоящем)

- В каком времени используется глагол УШЕЛ?   (В прошедшем)

- О чем нам говорит суффикс –л-? (Суффикс прошедшего времени)

- В каком времени используется глагол УЙДУ?  (В будущем)

- Итак, мы вспомнили, что глаголы имеют прошедшее, настоящее и будущее время.

7. Физкультминутка

А сейчас, ребята, давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Встали, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали.

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

Пальцы в замок соединили,

За головою их поместили.

Влево сделать поворот,

Вправо сделать поворот.

Влево, вправо…

Влево, вправо…

Не начать ли все сначала?

Молодцы!

Гимнастика для глаз

(музыка Ласта Д. «Одинокий пастух»)

  Ставим ладони на уровне груди, растираем их друг от друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим словам «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам.

   Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем.

   Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красивая бабочка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу и вы видите, как широко – широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба…

  Откройте глаза.

8. Работа по теме урока

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

- Подберите к существительным подходящие по смыслу глаголы, соедините стрелочкой. Правильный вариант запишите.

 

КТО?                       ЧТО ДЕЛАЕТ?

Гуси                         квакают

Лягушки                  шипят    

Соловьи                   мяукают

Кошки                      поют                                    

Собаки                     лают

- Спишите полученные нераспространенные предложения.

- В каком числе употреблены имена существительные?  

- Глагол указывает на действие одного предмета или многих? (множественное число).

- Образуйте единственное число глаголов.

   

Вывод:  Глаголы  изменяются по числам  (Что делает?  Что делают?)

Задание:

Ребята, у вас на партах лежат карточки. Раскрасьте те шары, на которых написаны только глаголы.

(Работа по карточкам, ребята закрашивают 1 и 4 шары)

- Почему вы не закрасили 2 и 3 шары?

Игра «Замени одним словом»

Ребята, сейчас поработаем устно. Я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом.

Зарубить на носу   (запомнить)

Водить за нос      (обманывать)

Унести ноги       (убежать)

Надуть губы       (обидеться)

Клевать носом    (засыпать)

Бить баклуши     (бездельничать)

Чесать языки       (болтать)

- Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот?  (неопределенной формой глагола)

 Игра «Догадайся, какой глагол я задумала»

Корень в слове такой же, как в слове разбег, приставка – как в слове прибежавший, суффикс – как в слове думают, окончание – как в слове копает.

(при – бег – а – ет)

Молодцы!

9. Словарная работа.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом

На странице 52 учебника   прочтите новое словарное слово ( бЕседовать)

-Какие ошибкоопасные места вы выделили.

- Какими глаголами можно заменить глагол беседовать – говорить, разговаривать.

- Запишите этот глагол, составьте  с ним словосочетание или предложение.

Итог урока:

Рефлексия

- Давайте вспомним все, что, мы знаем о глаголе?

Проведем блиц-опрос « Я глагол».

(Слайд 7)

  1. Какую часть речи мы изучаем?      Глагол
  2. Глагол – это…. Часть речи
  3. Которая обозначает   ….   Действие
  4. Отвечает на вопросы…. Что делать?, что сделать?
  5. Глаголы изменяются по…. Временам и числам
  6. В предложении чаще всего являюсь … сказуемым.

Молодцы, ребята. Помогли глаголу и вспомнили все о нем.

(Слайд 8)

Домашнее задание:

 стр. 54 упр. 8. Выписать из текста глаголы, группируя их по вопросам.

Выучить высказывание Упр. 9, стр. 54.

- Ребята, с каким настроением вы пришли  к концу урока? Покажите с помощью карточки свое настроение. Спасибо ребятам за работу на уроке, гостям за внимание. В память о нашей встрече я хочу подарить вам небольшие подарки. Урок окончен.

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " НЕ с глаголами"

Урок-путешествие по сказке по теме " НЕ с глаголами"-4 класс...

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, и...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...