Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского языка в 3 классе по теме: «В мир звуков и красок весны». Об
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Тушева Светлана Викторовна

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского языка в 3 классе по теме: «В мир звуков и красок весны». Обучение написанию сочинения-миниатюры. На данном уроке развития речи учащиеся знакомятся с произведениями разных авторов, композиторов, художников о весне и выступают сами в роли писателей. Итогом творческой работы учащихся являются сочинения-миниатюры о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тушева Светлана Викторовна

221-888-656

Урок русского языка. 3 класс.

 

Тема: "В мир звуков и красок весны".

 Обучение написанию сочинения – миниатюры.

Цели. Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне. Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Воспитывать чувство коллективизма и любви к природе.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского "Времена года", грамзапись "Голоса птиц"; репродукция картин А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода", детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов, "Красная книга"; словари синонимов, листы с текстами для работы учащихся в группе.

Ход урока

I. Организационный этап.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Ребята, пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми чувствами.

II. Этап подготовки к усвоению нового материала "Вхождение в тему урока".

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

 (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»).

- Догадались ли Вы о том, кто нас приглашает на урок? Если нет, то попробуйте отгадать загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (ВЕСНА).

III. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.

"В мир звуков и красок весны"

- Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке? (Ответы детей).

- Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором вы узнаете много нового о слове, расширите свой словарный запас, будете учиться красиво говорить, а результатом вашей деятельности будет написание сочинения-миниатюры.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова А.К. Толстого.

"Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет".

(А.К. Толстой)

IV. Этап усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

1. Звучит музыка П.И. Чайковского "Март".

- Понравилась ли вам музыка? (Ответы детей).

- Слышите, это Фея – Весна пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство весны. Но чтобы не заблудиться по дороге, давайте вспомним, по каким приметам мы узнаем весну? (Снег тает, птицы прилетают, звенит капель и т.д.).

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Весна днем красна.

Вода с гор притекла - весну принесла.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

В марте вода, в апреле трава.

- При помощи чего (каких средств) композитор сумел передать нам звуки весны? (Темп, высота звуков, инструменты …).

- Представьте, что вы композиторы, какую бы музыку написали?

- Почему мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Ответы детей).

2. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Вот как об этом пишет Ф.И. Тютчев (чтение стихотворения "Весенние воды"). А.П. Чехов весну описал так: "Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат…".

- Обратите внимание, что Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Как в литературе называется такой прием? Что он означает?

- Звуки, звуки, звуки … Прозвучали стихи и музыка о весне. Самые разные приметы этого времени года привлекали внимание поэтов, писателей и композиторов. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось? (Ответы детей).

3. - Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?

- Перед вами репродукции картин русских художников А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Всмотритесь в картины и постарайтесь "услышать" звуки весны, которые передали художники. (Ответы детей).

- Какие краски использовали художники? (Ответы детей).

V. Физминутка.

VI. Речевая подготовка.

- Поэты писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? В группах подберите красочные определения к словам, которые подойдут к описанию следующих предметов:

1  гр.

весна

2 гр.

небо

3 гр.

ручьи

4 гр.

солнце

(Дети в группах подбирают и записывают эпитеты).

- Зачем мы подбираем эпитеты? (Чтобы сделать свою речь более выразительной).

VII. Орфографическая подготовка.

- Чтобы правильно написать слова в сочинении, давайте повторим правописание изученных орфограмм.

в_сна

д_жди

б_гут

п_ют

чудесная

душистая

- Что общего у слов каждого столбика? Какими частями речи они являются?

- Как быть, если вы не знаете  правильное написание слова? (Ответы детей).

Учитель раздает словари.

VIII. Лексико-грамматическая подготовка.

1. О чём нужно помнить при составлении текста? (На доске написаны признаки текста).

2. В группе составьте предложения из данных слов.

1  гр.

весна, дружная, пришла

2 гр.

теплое, солнышко, светит

3 гр.

лед,  на, треснул, лесных озерах

4 гр.

березах, на, почки, маленькие, надулись,

(Проверка предложений).

3. Сравните два текста. Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Какой вам понравился больше и почему?

Наступила  весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

IX. Написание сочинения.

- А теперь вы сами выступите в роли писателей и напишите маленькое сочинение (сочинение-миниатюру) о весне.

Кому трудно самостоятельно написать работу, могут использовать карточки-помощницы.

X.  Чтение творческих работ учащихся. Оценивание.

XI.  Рефлексия по схеме:

- Я научился …

- Мне было интересно …

- Мне было трудно …

- Мне понравилось …

- Мне бы хотелось …

XII.  Итог урока.

- Прочитайте эпиграф еще раз и скажите, почему он подходит к нашему уроку.

- Что вы сегодня узнали о весне?

Наш урок мне хотелось бы завершить стихотворением Е.Баратынского:

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон !

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.