4 класс
Предмет: русский язык
Тема: Правописание глаголов.
Цель: Отработать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Провести комплексный орфографический тренинг.
Задачи: 1. Уточнить и конкретизировать представления учащихся
о глаголе, как части речи.
2. Учить работать со справочной литературой.
3. Развивать память, речь, мышление, воображение детей. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Автор – составитель:
учитель начальных классов
Бурмистрова Т.Н.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Организационный момент.
- Над какой большой темой мы работаем?
- Как вы считаете, вы уже всё знаете об этой части речи?
- Сегодня на уроке мы дополним ваши знания о глаголе.
Словарная работа.
- Но в начале нашего урока словарный диктант
Командир, комета, конверт, корабль, коридор, лиловый, район, пейзаж, решать, сверкать, свитер, желать.
- Найдите глаголы, определить спряжение глаголов.
Самопроверка
- Проверьте.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Прочтите название темы урока.
Тема: Правописание глаголов
1)Давайте вспомним. Какие орфограммы, связанные с написанием глаголов, мы учили?
1. Правописание тся, ться
Настоящее и будущее время в форме 3 лица, ед. ч -тся
Неопределённая форма (что делать, что сделать?)- ться.
2. Правописание не с глаголами
3. Мягкий знак после шипящих в глаголах
2) выполнение упражнения 1 стр 37
Умеешь ли ты?
- А теперь закончите эти предложения:
Глагол – это………
Глаголы обозначают ………
Глаголы отвечают на вопросы:………
-Что называют глаголы? (действие предмета или состояние)
-На какие вопросы отвечают глаголы?
-Как изменяются глаголы? ( по числам, по временам, по родам, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения, изъявительного, условного и повелительного наклонения)
-Употребляются ли глаголы с предлогами?
- Как пишется частица не с глаголами. (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.)
Повторение знаний о спряжении глаголов.
1)Что такое спряжение? ( Это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний)
Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? ( глаголы на –ить, кроме брить, стелить), 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать), 7 глаголов на – еть(вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть)
Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (все остальные- на –ать, на –еть, на –оть, -уть, - ыть, -ять, -ти
Глаголы с какими личными окончаниями относятся к 1 спряжению? ( -у,(-ю), -ешь,- ет,, -ем, - ете, -ут,(-ют).
Ко 2 спряжению? (-у,(-ю), -ишь,- ит,, -им, - ите, -ат,(-ят).
В русском языке есть 2 глагола разноспрягаемых - хотеть и бежать. Эти слова имеют личные окончания и 1-го и 2-го спряжения
хочу хотим бегу бежим
хочешь хотите бежишь бежите
хочет хотят бежит бегут
Глаголы-исключения:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
А ещё смотреть, терпеть.
2) выполнение упражнения № 3 стр.37 (один ученик у доски)
Выпишите из упражнения только глаголы – исключения, относящиеся ко 2 спряжению
Гнать, держать, обидеть, зависеть, вертеть, смотреть, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть.
Ф И З М И Н У Т К А
1. Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
- Какие действия мы выполняли? Как называются эти слова в грамматике.
2. На внимание.
- Услышав глагол, хлопайте в ладоши.
Учебник с. 25 упр. 2 «Когда на улице мороз»
Закрепление полученных знаний.
1. Задание: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать.
Шипит, ползает, извивается…
Растёт, цветёт, пахнет...
Облизывается, мурлычет, мяукает…
Идут, тикают, бьют…
2. Самостоятельная работа
II вариант
1. Как изменяется глагол?
________________________________________________________________________________________
Из данных слов выбери глаголы и подчеркни.
Белый, белизна, побелка, белить, молодёжь, молодость, молодой, краска, красить, красный.
2. Данные глаголы запиши в неопределённой форме.
Пишет - ______________, кормит - _______________, решаешь - _______________,
течёт - _____________, бережёт - _______________, пересекли - ________________.
3. Проспрягай глагол кричать.
Единственное число Множественное число
1-е лицо ______________________ ______________________
2-е лицо ______________________ ______________________
3-е лицо ______________________ ______________________
4. Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Рассказ – __________________ ___________________ ___________________
Говор – __________________ ___________________ ___________________
5. Определи спряжение данных глаголов.
Знают ( ), плывут ( ), звенят ( ), сверкают ( ), копает ( ), желает ( ),
строит( ), любят ( ), держат ( ), беседуют ( ), щебечет ( ), стригли ( ).
3) – Откройте «Рабочую тетрадь» (стр.71)
- Прочтите задание №3. Выпишите глаголы после вопросов.
Рефлексия.
- Что же такое глагол?
- Что обозначают глаголы?
- На какие вопросы отвечают?
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №2 урок 82, «Учусь писать без ошибок» упражнение 122