Главные вкладки

    Урок обучение грамоте (письмо) по УМК "ПНШ" Тема: "Правописание ЧА - ЩА"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Бородай Нина Григорьевна

    Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ».

    Тема: «Правописание ЧА-ЩА».

    Класс:1 класс

    Учебно-методическое обеспечение:

    1). Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.

    2) Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

    Время реализации занятия: 40 минут.

    Цель урока: применение усваиваемых званий или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

    Задачи урока: Образовательные: формирование навыков письма слов с сочетаниями ча-ща; вырабатывать навыки грамотногописьма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме.

    Развивающие: развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.

    Воспитательные: воспитывать желание работать вместе, оказывать помощь другу, оценивать собственное поведение и окружающих.

    Тип урока: урок формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

    Оборудование: стволы двух деревьев с сочетаниями чи и ши; рисунки для сказки: озеро, солнце, тучка, волны; буквы ч, щ, я, а; элементы печатных букв; части слов для создания «Чудо-дерева»; карточки для работы в парах; набор схем слов (индивидуальные и демонстрационный); шкала успеха.

    План проведения урока:

    Этапы урока

    Временная реализация

    I. Организационный момент.

    1 минута

    II.Постановка цели урока.

    6 минут

    III. Актуализация знаний.

    10 минут

    IV. Динамическая пауза.

    1 минута

    V. Объяснение нового материала.

    10 минут

    VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

    10 минут

    VII. Подведение итогов (рефлекция деятельности).

    2 минуты

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote_pismo.doc80.5 КБ
    Файл prezentaciya_boroday_n._g..pptx1.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Бородай Нина Григорьевна

    Полное название образовательного учреждения: бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 25» г.Омск Омская область

    Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ».

    Тема: «Правописание ЧА-ЩА».

    Класс:1 класс

    Учебно-методическое обеспечение:

    1). Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.

    2) Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

    Время реализации занятия: 40 минут.

    Цель урока: применение усваиваемых званий или способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

    Задачи урока: Образовательные: формирование навыков письма слов с сочетаниями ча-ща; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме.

    Развивающие: развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.

    Воспитательные: воспитывать желание работать вместе, оказывать помощь другу, оценивать собственное поведение и окружающих. 

    Тип урока: урок формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

    Форма урока:

    1. урок-соревнование;

    Оборудование: стволы двух деревьев с сочетаниями чи и ши; рисунки для сказки: озеро, солнце, тучка, волны; буквы ч, щ, я, а; элементы печатных букв; части слов для создания «Чудо-дерева»; карточки для работы в парах; набор схем слов (индивидуальные и демонстрационный); шкала успеха.

    План проведения урока:

    Этапы урока

    Временная реализация

    I. Организационный момент.

    1 минута

    II. Постановка цели урока.

    6 минут

    III. Актуализация знаний.

    10 минут

    IV. Динамическая пауза.

    1 минута

    V. Объяснение нового материала.

    10 минут

    VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

    10 минут

    VII. Подведение итогов (рефлекция деятельности).

    2 минуты

    Ход урока:

    Этап урока

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат этапа

    I. Организационный момент.

    II. Постановка цели урока.

    III. Актуализация знаний.

    IV. Динамическая пауза.

    V. Объяснение нового материала.

    VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

    VII. Подведение итогов

    (рефлекция деятельности).

    Организовать направленное внимание на начало урока

    Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

    Повторить о буквах алфавита, закрепить умение конструировать буквы, красиво писать, правило письма сочетаний  ЖИ, ШИ.

    Смена вида деятельности.

    Сформировать представление о написании ЧА, ЩА

    Сформировать навыки использования правила.

    Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

    1. Чтение стихотворения.

    Говорю первую строку стихотворения.

    - Долгожданный дан звонок –

    Урок проведем в форме соревнования «Кто первый?»

    Между собой соревнуются мальчики и девочки.

    2. Проверка готовности.

    Провожу проверку готовности.

    3.  Встреча со сквозными героями (Маша, Миша).

    Организовываю встречу с Машей и Мишей.

    ШИ

    ШИ

    ШИ

    ШИ

    ШИ

    ЖИ

    ЖИ

    ЖИ

    ЖИ

    ЖИ

    4. Составление плана действий.

    Знакомит с делами и под его руководством составляется план работы.

    - ответы на вопросы

    - чистописание

    - запись слов с ЖИ,ШИ

    - сказка про буквы Ч, Щ, А, Я

    - составление ответов с опорой на слова и их запись

    - подведение итогов

    - физкультминутка

    - решение орфографических задач

    5. Конструирование печатных букв.

    Ч       Ж         Щ           Ш

    Наблюдает за работой.

    6. Ответы на вопросы.

    Задает вопросы.

    - Назовите буквы.

    - Назовите звуки.

    - Какие это звуки?

    - Назовите общие признаки (согласные, шипящие).

    - Назовите отличительные признаки:

    7. Чистописание.

    Делает показ письменных заглавных и строчных букв на доске,

    сочетаний ЖИ, ШИ

    Ж   Ш   Ч  Щ

    ж  ш  ч   щ

    ЖИ   ШИ

    8. Создание «Чудо-дерева».

    Организовать работу в больших группах

       животное

                    стрижи

                            жилище

                     этажи

                        лыжи

    живёт

                         лужи

    житель

    жирафы

                        чижи

            жир

    жильцы

                          ежи

    Шуршат на дереве листы

    Шуршат осенние кусты

    Шуршит камыш

    И дождь шуршит.

    А ты садись и не шурши,

    И всё красиво напиши.

    9. Самодиктант (10 слов).

    Наблюдает.

    10. Работа со словами с буквами Ч, Щ.

    Организовывает работу в парах.

    Ч . сы, ч . йник, ч . й, рощ . , щ . вель, пищ . .

    11. Сказка про буквы Ч, Щ, А, Я.

    Рассказывает сказку наглядно демонстрируя.

     «Был жаркий летний день. Согласные буквы Ч и Щ пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! И вдруг откуда не возьмись, набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали лёгкие волны по озеру. Они накрыли Ч и Щ. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква У. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроит их с головой. Но к счастью, их крик услышала гласная А. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ч, другую - Щ и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ч и Щ дружат только с А. Помните об этом ребята!»

    12. Работа над составлением предложений.

    Читает вопросы

    1. У кого клюв острый?

    2. Где растёт щавель?

    3. Какая туча плыла по небу?

    4. Где скрылась рысь?

    - Составьте схему 3 предложения.

    Записать.

    - Назовите слово с изученным сочетанием (туча).

    - Составить звуковую, звуко-буквенную модель.

    Шкала успеха

            Всё получилось

            Мы лучше

            Чего-то не хватает        

            

    Не всё получилось

            

    Плохо работал

    Проговаривают пять строчек стихотворения:

    Начинается урок!

    Каждый день- всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, четко говорим,

    И без дела не сидим!

    Дети показывают тетради, пеналы.

    Дети анализируют увиденное на доске и называют, что они знают, умеют, а чему научатся на данном уроке.

    Ч   Щ   Я  а  ?

    Дети составляют план работы.

    Дети по данным элементам догадываются какие буквы представлены и правильность своих догадок доказывают путём конструирования букв.

    Отвечают на вопросы с опорой на схемы.

    [Ж Ш Ч Щ] согласные шипящие

    [Ж  Ш] твёрдые

    [Ч  Щ] мягкие

    [Ж] звонкий

    [Ч Щ Ш] глухие

    Пишут по образцу

    ( на доске, в тетради)

    Участвуют в игре –создании «Чудо-дерева»

            малыши

               груши

    шило

    карандаши

    ширина

            мыши

    шиповник

       ландыши

    широкий

         камыши

    шипит

                ерши

    шить

    Два ученика диктуют. Взаимопроверяют.

    Читают слова

    Выписывают буквы.

    Проверяют.

    Делают вывод.

    Слушают сказку.

    Составляют предложения ответы, используя слова второго столбика.

    Острый, у клюв, грача.

    Щавель, в растёт, огороде.

    Плыла, по, тёмная, туча, небу.

    Рысь, в, леса, чаще, скрылась

    Составляют, записывают.

    Плыла по небу тёмная туча.

    Называют. Составляют.

    Высказываются о личном вкладе.

    - осознать свою ответственность за общее дело (личностные: самоопределение)

    - формировать и удерживать учебную задачу

    ( регулятивные: целеполагание)

    - выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

    ( регулятивные: планирование)

    - предвидеть возможности получения результата

    (регулятивные: прогнозирование)

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

    (регулятивные: коррекция)

    - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    (коммуникативные: управление коммуникацией)

    - договариваться о распределении функций в совместной деятельности

    (коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества).

    - формировать собственное мнение и позицию

    ( коммуникативные: взаимодействие)

    - подведение под правило

    (познавательные:

    логические).

    - поиск и выделение информации из различных источников в разных формах (текст)

    (познавательные: информационные).

    - построение суждения

    (познавательные: логические).

    - использовать знаково-символические средства

    (познавательные: знаково-символические).

    - создавать и преобразовывать модели

    (познавательные: знаково-символические).

    - формировать рефлексивные умения

    Список использованной литературы:

    1. Лободина Н.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2009.

    2.  Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

    3. Начальная школа [журнал]. М.: Начальная школа и образование, 2011.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ». Тема: «Правописание ЧА-ЩА ». Автор: Бородай Нина Григорьевна

    Слайд 2

    ши жи ши жи ши жи ши жи ши жи Иллюстративный материал для определения темы урока.

    Слайд 6

    Карточки с названиями действий Ответы на вопросы Чистописание Запись слов с жи , ши Сказка про буквы Ч, Щ, Я, А? Составление ответов с опорой на слова и их запись Подведение итогов Физкультминутка Решение орфографических задач

    Слайд 7

    Элементы букв

    Слайд 8

    Составление букв

    Слайд 9

    Составление букв

    Слайд 10

    [ Ж Ш Ч Щ ] [ Щ Ж ] [ Ч Щ ] [ Ж ] [ Ч Щ Ш ] Схемы для ответов

    Слайд 11

    “ Чудо-дерево ”

    Слайд 12

    Карточки со словами с сочетаниями ча , ща для парный работы Ч.сы , ч.йник , ч.й , рощ., щ.вель , пищ ..

    Слайд 13

    Отгадай пословицу. Человек рождён (для труда). Труд человека кормит, (а лень портит). Без труда (не проживёшь). Какие труды – (такие и плоды)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"

    Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса  по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...

    Тематическое планирование уроков обучения грамоте(письмо) по УМК ПНШ

    Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...

    Презентация к уроку обучения грамоте (письмо) по теме "Письмо строчной буквы".

    Презентация к уроку обучения грамоте(письмо) в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы ю" УМК Планета Знаний....

    Урок обучения грамоте (письмо) по теме: "«Письмо заглавной буквы Ч»

    Урок письма в 1 классе, Завершённая предметная линия "Перспективная начальная школа"...

    Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная буква Ч".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Буква Р, р".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Строчные буквы ъ и ь (разделительные)"

    На данном уроке обучающиеся получают представление о том, в каких случаях пишется разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, происходит формирование навыков чтения и письма сло...