Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Упражнение в написании корня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.docurok_o_pozhare.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Упражнение в  написании корня слова.

Цель: развитие орфографической зоркости, умения проверять слова с безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными, непроизносимыми  согласными, воспитание бережного отношения к природе, закрепить знания пожарной безопасности.

Оборудование: плакаты  с правилами  пожарной безопасности;

 презентация о пожарах и пожарной безопасности.

                                      Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и постановка целей урока.

3.Минутка чистописания.

- Какие слова спрятались? (огонь, пожар)

Огонь друг человека, но иногда может превратиться в страшную разрушительную силу. Мы знаем с какой бедой  столкнулись  жители нашего посёлка прошлым летом. Все мы с вами находились в  большой опасности. Вокруг посёлка горел лес, выгорели большие площади, пострадали люди в селе Моховое (есть жертвы).

Чтобы сохранить личное и общественное имущество от пожаров, уберечь своё здоровье, мы должны соблюдать  правила пожарной  безопасности.

4.Просмотр презентации по теме урока. Беседа.

5.Работа у доски и в тетрадях.

Задание : подобрать однокоренные слова  к словам:  огонь(огонёк, огненный);  пожар  (пожарник, пожарная, жарко).

Выделение корня.

-Что заметили?   (Слова огонь, огонёк с безударной гласной в корне, огненный является проверочным для этих слов, т.к. гласная ударная.

-Что можно сказать о словах с корнем  жар?(Гласная в корне под ударением , поэтому ясно слышится.

6. Чтение стихотворения. (Текст на экране и на столах в печатном виде)

Задание: Вставь  известные орфограммы.

Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня!

При огне, как при со.нце , св.тло!

При огне и з.мой т.пло!

Посм.трите, р.бята, вокру.:

Нам огонь – повседневный дру.!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим вр.гом.

Так каким же бывает огонь?

Огонь бывает разным.

Уд.вительный огонь

То буян и безобразник,

То т.хоня из т.хонь.

Да огонь бывает разный:

Бледно-ж.лтый,  ярко-красный,

Синий или з.л.той,

Огонь добрый, огонь злой!

Злой огонь  - огонь пожара,

Злой огонь- огонь в.йны!

От безжалос.ного жара

Дни т.мны, п.ля ч.рны.

Ж.тели з.много шара,

Граждане любой стр.ны

Злой огонь г.сить должны!

7.Взаимопроверка.  (Проверка по экрану)

8. Задание по стихотворению:

1) Выписать  существительные, прилагательные,  глаголы, подобрать проверочные слова.

-Как подобрать проверочное слово и проверить безударную гласную  в корне слова?

2)Выпишите слова с парным глухим и звонким согласным. Какое правило надо вспомнить? (друг-друга)

3)Выпишите слова с непроизносимым согласным в корне слова (солнце, безжалостно)

4)Назовите и запишите словарные слова с безударной гласной. (ребята, жёлтый, вокруг, чёрный)

5) Назовите антонимы, встретившие в стихотворении.

(добрый – злой)

-Как вы думаете  отчего возникает пожар?

9. Работа над словарным словом костёр. Работа со словарём, запись слова в словарики и тетрадь, составление предложения и запись.

(От костра может загореться лес)

10. Чтение стихотворений детьми.

1. Если ты хочешь костёр развести,

 Нужно его землёй обнести.

Ну, а будешь уходить,

Не забудь землёй залить.

2.Пылает лес, бушует жар –

Природу охватил пожар.

Кто виноват в игре огня?

Всего лишь искорка костра!

3. Не играй с костром в лесу,

Будь внимателен к нему.

Прежде чем зажечь его,

Сделай ямку для него.

- От чего ещё может произойти пожар? (Учитель говорит правило, дети читают стихи и на доске показывают знаки на каждое правило)

-Не играй со спичками может получиться пожар!

Ученик:

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни, ты, она мала,

Но от спички- невелички

Может дом сгореть дотла.

-Петарды, салюты и феерверки могут зажигать только взрослые, с соблюдением правил безопасности.

Ученик:

Не играй с петардой, друг!

Петарда может и взорваться.

Пожар случиться может вдруг.

А ты  - без пальчиков остаться!

-Уходя из дома не забывайте выключать электроприборы.

Ученик:

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж было не до шутки.

Вот что значит три минутки

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар!

-Не играйте с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями : ацетоном, лаком, бензином.

Ученик:

Костёр развести мальчишки решили

И в этот костёр  бензина подлили.

Вдруг вспыхнуло пламя,

Пожар начался.

Запомни, с бензином играть вам нельзя!

- Не разводи  костёр на чердаках, возле строений, в подвалах.

Возле дома и сарая

Разводить костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

11.Работа с орфографическим словарём.

На доске слова: с.лют, п.тарда, б.нзин, .цетон.

(На экране алгоритм действий.)

-Как пользоваться орфографическим словарём? Запись слов в тетрадь.

12.Работа с пословицами. Поучись писать с «окошками». Покажи с их помощью все орфограммы в словах.  Прочитай и отметь орфограммы: -  или .

От искры пожар рождается.

Искра мала - велик  пламень родит.

Пока искра в пепле, тогда и туши.

Не шути с огнём – обожжёшься.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Запиши предложения  в тетрадь, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных, вместо буквы ставь точку.

Посмотри нужные буквы и  ручкой другого цвета  вставь их в «окошки».

13.Письмо под диктовку.

Использование памятки:  «Как писать под диктовку и без ошибок»

14. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин  писал: «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами  жизни. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес и горы.  А человеку нужна Родина.  И охранять природу значит охранять  Родину.

15. Самоконтроль.

16. Итог урока.

-Какие орфографические правила повторяли? С какими новыми словарными словами познакомились? Как надо обращаться с огнём?

Домашнее задание. (Составление предложений с новыми словарными словами.)

 

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....