Урок русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Упражнение в написании корня слова.
Цель: развитие орфографической зоркости, умения проверять слова с безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными, воспитание бережного отношения к природе, закрепить знания пожарной безопасности.
Оборудование: плакаты с правилами пожарной безопасности;
презентация о пожарах и пожарной безопасности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и постановка целей урока.
3.Минутка чистописания.
- Какие слова спрятались? (огонь, пожар)
Огонь друг человека, но иногда может превратиться в страшную разрушительную силу. Мы знаем с какой бедой столкнулись жители нашего посёлка прошлым летом. Все мы с вами находились в большой опасности. Вокруг посёлка горел лес, выгорели большие площади, пострадали люди в селе Моховое (есть жертвы).
Чтобы сохранить личное и общественное имущество от пожаров, уберечь своё здоровье, мы должны соблюдать правила пожарной безопасности.
4.Просмотр презентации по теме урока. Беседа.
5.Работа у доски и в тетрадях.
Задание : подобрать однокоренные слова к словам: огонь(огонёк, огненный); пожар (пожарник, пожарная, жарко).
Выделение корня.
-Что заметили? (Слова огонь, огонёк с безударной гласной в корне, огненный является проверочным для этих слов, т.к. гласная ударная.
-Что можно сказать о словах с корнем жар?(Гласная в корне под ударением , поэтому ясно слышится.
6. Чтение стихотворения. (Текст на экране и на столах в печатном виде)
Задание: Вставь известные орфограммы.
Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при со.нце , св.тло!
При огне и з.мой т.пло!
Посм.трите, р.бята, вокру.:
Нам огонь – повседневный дру.!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим вр.гом.
Так каким же бывает огонь?
Огонь бывает разным.
Уд.вительный огонь
То буян и безобразник,
То т.хоня из т.хонь.
Да огонь бывает разный:
Бледно-ж.лтый, ярко-красный,
Синий или з.л.той,
Огонь добрый, огонь злой!
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь- огонь в.йны!
От безжалос.ного жара
Дни т.мны, п.ля ч.рны.
Ж.тели з.много шара,
Граждане любой стр.ны
Злой огонь г.сить должны!
7.Взаимопроверка. (Проверка по экрану)
8. Задание по стихотворению:
1) Выписать существительные, прилагательные, глаголы, подобрать проверочные слова.
-Как подобрать проверочное слово и проверить безударную гласную в корне слова?
2)Выпишите слова с парным глухим и звонким согласным. Какое правило надо вспомнить? (друг-друга)
3)Выпишите слова с непроизносимым согласным в корне слова (солнце, безжалостно)
4)Назовите и запишите словарные слова с безударной гласной. (ребята, жёлтый, вокруг, чёрный)
5) Назовите антонимы, встретившие в стихотворении.
(добрый – злой)
-Как вы думаете отчего возникает пожар?
9. Работа над словарным словом костёр. Работа со словарём, запись слова в словарики и тетрадь, составление предложения и запись.
(От костра может загореться лес)
10. Чтение стихотворений детьми.
1. Если ты хочешь костёр развести,
Нужно его землёй обнести.
Ну, а будешь уходить,
Не забудь землёй залить.
2.Пылает лес, бушует жар –
Природу охватил пожар.
Кто виноват в игре огня?
Всего лишь искорка костра!
3. Не играй с костром в лесу,
Будь внимателен к нему.
Прежде чем зажечь его,
Сделай ямку для него.
- От чего ещё может произойти пожар? (Учитель говорит правило, дети читают стихи и на доске показывают знаки на каждое правило)
-Не играй со спичками может получиться пожар!
Ученик:
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни, ты, она мала,
Но от спички- невелички
Может дом сгореть дотла.
-Петарды, салюты и феерверки могут зажигать только взрослые, с соблюдением правил безопасности.
Ученик:
Не играй с петардой, друг!
Петарда может и взорваться.
Пожар случиться может вдруг.
А ты - без пальчиков остаться!
-Уходя из дома не забывайте выключать электроприборы.
Ученик:
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж было не до шутки.
Вот что значит три минутки
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар!
-Не играйте с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями : ацетоном, лаком, бензином.
Ученик:
Костёр развести мальчишки решили
И в этот костёр бензина подлили.
Вдруг вспыхнуло пламя,
Пожар начался.
Запомни, с бензином играть вам нельзя!
- Не разводи костёр на чердаках, возле строений, в подвалах.
Возле дома и сарая
Разводить костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
11.Работа с орфографическим словарём.
На доске слова: с.лют, п.тарда, б.нзин, .цетон.
(На экране алгоритм действий.)
-Как пользоваться орфографическим словарём? Запись слов в тетрадь.
12.Работа с пословицами. Поучись писать с «окошками». Покажи с их помощью все орфограммы в словах. Прочитай и отметь орфограммы: - или .
От искры пожар рождается.
Искра мала - велик пламень родит.
Пока искра в пепле, тогда и туши.
Не шути с огнём – обожжёшься.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных, вместо буквы ставь точку.
Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки».
13.Письмо под диктовку.
Использование памятки: «Как писать под диктовку и без ошибок»
14. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.
15. Самоконтроль.
16. Итог урока.
-Какие орфографические правила повторяли? С какими новыми словарными словами познакомились? Как надо обращаться с огнём?
Домашнее задание. (Составление предложений с новыми словарными словами.)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....