Сказки на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Обобщение опыта работы по русскому языку. Правила лучше запоминаются, если они изучены ребенком в сказочной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_na_urokah_russkogo_yazyka.docx338.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Суетовская СОШ

Ярцевского района Смоленской области

Сказки и стихотворные упражнения на уроках русского языка

Из опыта работы  

учителя начальных классов

Воронцовой  Н.А.

2 011 г


ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема: « Сказки и стихотворные упражнения на уроках русского языка»

Суть:- обеспечение высокой познавательной активности;

-  понимание изучаемого материала;

- овладение грамотным письмом;

Область применения: уроки русского языка; внеклассная работа ; работа с родителями;

Результативность: повышение качества знаний по русскому языку; понимание социальной роли грамотного письма; перспектива хорошего окончания средней школы;

Трудоемкость: изготовление раздаточного материала; подбор правил; занимательного , дидактического материала;

Условия внедрения: на различных этапах уроков русского языка; на внеклассных мероприятиях;

Актуальность: проблема грамотного письма волнует и родителей, и учителей. Психологами научно доказано , что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции.

Целевые ориентиры :

- привитие любви к русскому зыку;

- овладение грамотным письмом;

- развитие речи уч- ся;

- развитие творческих способностей ;

 

Двадцать два года я работаю учителем начальных классов. С годами пришел опыт и есть чем поделиться с коллегами. В работе заметила: когда учащимся рас сказываешь правила правописания в до ступной форме, результат обучения гораздо лучше. Многие годы я собираю сказки и стихотворные упражнения для уроков русского языка. Некоторые истории мы сочинили вместе с ребятами.

Чтобы правило понять,

Никогда не забывать,

Его надо изучать,

В виде сказки представлять.

Корень слова

Встретились корень слова и корень растения .           Здравствуй , ты кто ? Я корень растения . Живу в земле . А я корень слова . Живу в словах .

- Так  не бывает . Наверное , ты ненастоящий корень .Не то что я ! От меня в земле берут начало ростки , из которых вырастают травы , кустарники и целые деревья А из тебя разве может что - нибудь вырасти ?

-  Конечно .От меня тоже берут начало кусты . Только не растения , а кусты слов . Погляди - ка : корень - добр -. А на нем растут слова добро , доброта , добрый добряк , по - доброму , добродетель , задобрить . И это еще не все . Видишь  ка кой пышный куст получился ?

Так же , как и у кустов ,

Корень есть у разных слов .

Будь внимателен к словам ,

Отыщи в них корень сам .

Выясни умело линию родства .        
Однокоренные подбери слова.

Объяснить слова толково

Нам поможет корень слова.

Он поможет нам понять ,

Как же слово написать .

Игра « Лишнее слово» : нужно найти слово , которое не является однокоренным

Белка , беленький , белить . Водяной , вода , водить . Лист , лиса , лисенок . Лось , лоскут , лосенок . Горный , горка , городок . Пес , песочный , песок . Моряки , морской , моржи . Корень , корневой , коржи .

Игра « Листочки». Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья ( на каждом дереве определенная группа однокоренных слов .)Или на стволах даны корни , нужно подобрать как можно больше однокоренных слов , записав их на лист

КОРЕНЬ СЛОВА

клад

(Рассказ кладоискателя)

   Идём мы как-то с Петькой по лесу, соби раем грибы, складываем в корзину. Вдруг ви дим: избушка. Фундамент старинной клад ки—в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой — прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и... ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огром ный накладной!

— Может, отложим до другого раза? — го ворит Петька.

— Нет, — говорю, — рано руки склады вать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.

Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом... и другое всякое. Словом, выхо дим наружу с полной выкладкой. И вдруг слы шим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший — кладов щик!л — Клади всё на землю! — кри чит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже под кладку курток прощупал. Ножи маленькие склад ные в корзинке были, и те отнял.

— Это, — гово рит, — будет ваш вклад в нашу лес ную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.

И уклад этот Баба Яга менять не собирает ся.

А насчёт вас, говорит сторож, — я Бабе
Яге докладную записку представлю. Яга у нас
кладезь мудрости и справедливости! И ума
тоже,
хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но ви дим, расклад не в нашу пользу. Ещё кол довство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в ку сок сахара, чтобы чаю с нами попить вна кладку или вприкуску.

В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали де лать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.

Найдите в этом рассказе все слова с корнем –клад. Интересно, кто найдёт больше?

Сказка о том ,как ч а   и   щ а подружились

В чаще леса , у ручья ,

 Жили - были Ча и Ща .

Ча - резвушка , хохотушка ,

 Ща - сварливая старушка .

Вот однажды у ручья

Появилась саранча.

Ща сказала : « Ах , как страшно !

Выходить сейчас опасно !

Лучше дома посидим

Да в окошко поглядим !»

Ча ответила ей тихо :

 « Что боишься ты , трусиха !

лучше перестань трещать

 и зверей вокруг стращать !

Ну а я пойду к ручью

 Прогоню ту саранчу !»

Подошла она к ручью

 И,увидев, саранчу ,

 Как овчарка зарычала,

Так , что роща задрожала .

Саранча перепугалась

И почаще разбежалась .

С той поры , забыв печали ,

 Ча и Ща дружнее стали ,

Ща дала всем обещанье ,

 Что забудет про  трещанье ,

Ну а если вдруг беда ,

То поможет всем всегда !

Сказка о разделительных ь и ъ

Жил - был на свете мальчик Незнайкин . Он учился в третьем классе . Однажды Незнайкин писал диктант . « Сел» кашу ; « пю» воду ; веду « семку» ; забить « коля» , - старательно выводил он .

-    Ой , ой , ой ! - испугались неправильно написанные слова . - В таком виде нельзя показаться в обществе : нас на смех поднимут !

-    А что с вами случилось ? - удивился Незнайкин .

-   Ничего - то ты не знаешь ! - горевали буквы е , ё , ю , я - В этих словах мы обозначаем по два звука ( йэ ), ( йо ), ( йу ), ( йа ), но делаем это только с помощью твердого знака , который ставится перед нами после приставок , и мягкого знака , который ставится перед гласными е , ё , ю, я , и .

, - Ты же наших помощников потерял , и теперь все думают , что мы обозначаем только один звук (э),(о),(у),(а)?и читают « сел» , «семку» , « коля» вместо съел, пью, съемку, колья !

Незнайкин очень смутился , покраснел . Он бережно взял знаки и поставил их на свое место . С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам , которые ничего не значат , но другим помогают .

Новоселье   друзей    Жи и Ши

На берегу очень дикой реки

Жили два друга : друг Жи и друг Ши .

Решили они : « Надо выстроить дом ,

Чтоб дружно и счастливо жить было бы в нем !»

Собрали бамбук , камыши и листву ,

Наметили план - сей работы канву .

И вот подниматься строение стало ,        

И вышла их хижина просто на славу !

Осталось немного украсить снаружи ,

Да шифер приделать , чтоб не было стужи .

Решили друзья новоселье устроить

 И в гости созвать населенье лесное .

Жи шишки еловые стал собирать ,

Ши скатерть широкую стал вышивать .

Потом скороспелые дрожжи достали ,

Коржики сладкие Жи и Ши выпекали .

И вот началось у друзей новоселье :  

Плясали и пели , чтоб было веселье

. А после устали все , сели за стол ,

 Жи , ши угощали , вели разговор :

« Мы знали , что вкусы весьма привередливы ваши ,

Вам , серые мыши , мы сделали каши .

Ерши , вы берите осоку речную ?

А вы , свиньи - хрюшки , - баланду мучную .

Ужи , испейте жирного молока !

Стрижи , ешьте шиповник пока .

А вам , журавли , мы в кувшинчик налили

Похлебки гороховой , хлеб накрошили .

Вы же , ежики колюче — пушистые , Попробуйте груши душистые .

И вдруг в тишине рев мотора раздался ,

С таким люд лесной никогда не встречался .

В шикарной машине волчище катит

И что - то невнятное слугам кричит .

 А слуги- то едут , держа за вожжи

 Гуся краснолапого , тот глухо шипит .

Подъехали , встали у хижины новой .

 Пажи сняли волка манером особым .

-    Что здесь за собрание ? - волк говорит

(А сам весь от ярости так и дрожит

-   Как смели меня обойти стороной ,

 Ведь уши большие имею я ...»

« Стой ! Послушай меня , - говорит ему Жи

, Сначала , волк серый , с нами сдружись

. Не надо кричать и топорщить усы ,

Тогда мы , конечно , тебя пригласим !»

Вот волк призадумался ,

 понял ошибку

 И , шлепая в лужи , не прятал улыбку .

Вокруг , под и над закружили стрижи ,

И в ландыши спрятавшись , пели чижи .

 Наверное , все малыши себе впрок

Увидели в сказке хороший урок .

Сказка о падежах.

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей , в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей - падежей .

Самое любимое место в доме - кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей , пить чай , смотреть на звезды и рассказывать о том , что произошло за день ! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам ...

Каждое утро , как только проснутся первые лучи солнца , мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков . На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом - подлежащим .Правда , как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое .Любимые вопросы этого падежа - кто ? что ?

-        Тук -тук -тук ! - стучит мама в дверь .

-        Кто?

-        Мама !

-        Что?

-        Пирожки !                                                                     *

Этажом ниже живет родительный падеж . Он уже давно проснулся и с нетер пением ждет своего завтрака , а мамы все нет и нет .

-        Нет кого ?

-        Мамы !

-        Нет чего ?

-        Пирожков !

Догадались , какие вопросы он любит больше всего ? Правильно - кого ? чего ?

Ещё ниже живет дательный падеж - самый добрый из братьев . Он всегда готов прийти на помощь , и его любимые вопросы - кому ? чему ?

-        Рад кому ?

-        Маме !

-        Рад чему ?

-        Пирожкам !

А вот и винительный падеж ! Как вы думаете , почему его так назвали ? Пра вильно , потому что он всегда и во всем всех обвиняет . Солнце - в том , что оно рано встает , маму - в том , что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев - падежей - в том , что они разобрали самые хорошие вопросы . Что - то мамы давно нет . А может , про него забыли ? Или пирожки кончились ?

-   Виню кого ?

-   Маму ?

-   Виню что ?

-   Пирожки ?

Давайте познакомимся со следующим братом - творительным падежом .Этот падеж - мастер на все руки . Вечно что - то пилит , строгает , чертит . Солнце только что взошло , а он уже за работой . Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак .

-        Доволен кем ?

-        Мамой !

-        Доволен чем ?

-        Пирожками !

Его любимые вопросы - кем ? чем ?

Слышите песню ? Это самый младший из падежей - предложный . Голос  у него чистый , звонкий , заслушаешься ! Даже птицы в небе притихли .

-   Пою о ком ?

-   О маме !

-   Пою о чем ?

-    О пирожках ! Его любимые вопросы - о ком ? о чём ?

И.п.        кто? что ?

Р.п.        кого ? чего ?

Д.п.        кому ? чему ?

В.п.        кого ? что ?

Т.п.        кем ? чем ?

П.п.        о ком ? о чем

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам

В человечьей школе.

Захотелось падежам

Погулять на воле!

Чем попусту склоняться,

Не лучше ль послоняться? Убежали падежи

За дома, за гаражи

И несутся в поле ржи:

— Вот где воля!

Вот где жизнь!

В лес бежим!

Среди зверей

Мы найдём себе друзей!

И стали падежи жить в лесу...

Не будет больше здесь невежд!

 Пусть каждый выберет падеж!

 И звери прибежали,

 Все падежи забрали.

КТО? Именительный? Медведь.

Он видный и общительный.

"Приятно дело с ним иметь", —

 Подумал Именительный.

Родительный, он для КОГО?

 Взял ёжик вежливый его

. И для родителей ежа

Не сыщешь лучше падежа.

А Дательный падеж КОМУ?

 Достался волку. Почему?

 Попробуйте падеж не дать

 Тому, кто может сам отнять!

На ЧТО? вернее, на КОГО?

В лесу летят все шишки?

Винительный падеж — его,

 Зайчишки-хвастунишки!

А с КЕМ Творительный?

 С лисой! Хитрюга, право слово

. Всех покорит своей красой

И натворит такого!

О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?

 "Меня взяла лесная мышь.

 Живу в мышиной норке.

Есть предложили корки".

И что же случилось с учениками  школы?

Пишут в лес письмо в слезах:

 "Возвращайтесь, падежах!

 Вам не будем обижать.

Мы вам будем изучать.

Нам без вами трудно жить.

 Будем вам и нам дружить!"

Алфавит

У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока. Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш-Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок  скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом... Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей-разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибе гала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь разорвал и всех чу довищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша... на Бабе Яге!

 Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту? 

Глаголы – исключения

Изучение темы « Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки « Русалочка»  Г.Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:

Мне от вас зависеть - радость.

Мной вы можете вертеть, 

Видеть, слышать вас - награда.

 Всё готов от вас терпеть! 

Мукой было б вас обидеть! 

Всё бы мне на вас смотреть

Гнать меня иль ненавидеть

 Ваше право. Буду впредь

 Я в руках себя держать.

 Рядом с вами не дышать.

        

Cостав слова

В одном доме жило – было слово загадка. Дружно жили между собою все части этого слова- приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.

-  Я здесь самый главный, - раскричался корень.- Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.

Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет  дружить с корнем . Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь – гад- . 

 "Репка". Вариации с одним корнем и десятью  приставками.

 Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш за бор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице.  А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-ни будь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор уро жая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул.  Словом, ДОтянул дед до зимы, а по том ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-Потянет и ….

Род имен существительных

Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Пришёл щенок домой из собачьей шко лы и спрашивает:

— Мама, я какого рода: мужского или женского?

— Рано тебе это знать, — говорит мама,— ты ещё щенок.

-  "Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской род", — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:

Смотри, смотри, собака!

- "Собака — значит, я женского рода", — ре шил щенок и побежал дальше.

— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.

"Пёсик — значит, мужской", — подумал щенок.

— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка гусь.

— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он по скользнулся и упал в лужу.

— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.

— Горе моё луковое, где же ты так измазался? — встретила щенка мама.

- "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" — подумал щенок и полез в ванну мыться.

 Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Жил – был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.

- Кто живет здесь?- спросил ь.

- Мы , существительные мужского рода с шипящим на конце ! – ответили меч, товарищ и грач. 

- А почему у вас такой беспорядок?

- Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать , что хотим .

Не захотел ь оставаться у них , решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям , по лесам . Совсем устал . Видит огонек мерцает . Пошел на свет . Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.

Главные члены предложения. Словосочетание.

Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья ,в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный ? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее ( мама) , сказуемое ( папа). Кто жалеет вас  больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая ? и т.д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы- где? когда? куда? откуда? и т.д.- ну прямо, как сказуемое в предложении.

Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук ,

Будь внимательным , мой друг ,

Парный сразу проверяй ,

Слово смело изменяй :

« зуб» - на « зубы» , « лед» - на « льды»

Будешь грамотным и ты .

-        Где растет морковь ?

-        На грядках .

-        Буквы пишут где ?

-        В тетрадках .

-        Чистим что мы ?

-        Чистим зубки .

-        Одеваем в холод ?

-        Шубки .

-        Любим все ?

-        Снежки, салазки

-        А читаем часто ?

-        Сказки .

Звук согласный проверяй,

 Рядом гласный подставляй

! Грядка . Нет чего ? - Нет грядок .

А тетрадка ? - Нет тетрадок .

 Зубки ! Изменили – зубы

 . Шубки ! Проверяем - шубы .

Ждем снежинок и салазок

И побольше чудных сказок .

Имена , фамилии людей , клички животных

Таня , Ваня , Петя , Галя , Лена , Нина , Мила , Валя , Коля , Ира , Алексей ?и Сережа , и Андрей . Никогда не забывайте -Имя буквой выделяйте .

Кошка - Маришка, Котенок - Тишка,

Щенок - Дружок, Цыпленок - Пушок, Корова - Буренка, Коза - Найденка, Поросенок - Хрюша И бычок - Гаврюша . Все их клички до одной Пишут с буквы прописной !

Кошка - Пушинка, собака - Смешинка, петух - Крикун , козел - Бодун , воробей - Тишка, поросенок - Гришка. Красотка - синичка, Как напишешь клички ?

Сочетания жи , ши , ча , ща , чу , щу

Ча и ща , ча и ща -Роща , чаща и свеча , Пища , туча , саранча -С буквой а и ща и ча .

Пища , чаща , роща , куча , Саранча , кочан и туча , Дача , гуща и свеча -Все слова на ча и ща .

Сочетанья ща и ча В словах пища и свеча , Куча , гуща , каланча , Туча , роща , саранча , Чаща , дача и печать -Нужно с буквой а писать .

Щука , чум , ищу , молчу -Я слова учу , учу . Чу да щу , чу да щу -Я пятерку получу .

Не стучу , не пищу , Не ворчу и не кричу , А учу да учу Все слова на чу и щу :

Чум , чудак , чулок , чурбан ,

Щука , чудо и чулан .

Я грамотно писать хочу , Слова на чу и щу учу : Чулок , и чудо , и чугун , Чудак , и щука , и ворчун , Чумазый , чучело , чурбан , Чудесный , чувство и чулан , Кричу , ворчу , ищу , тащу -Я с у пишу и чу , и щу !

Правописание чн и чк

Козочка, горочка,

33 пригорочка.

Ой чк ! чк ! чк !

Кочка , почка , звездочка .

Елочка и белочка, Тучка , щучка,стрелочка, Бочка , почка , спичка , Речка , ручка , птичка , Шуточка, минуточка, Дочка, прибауточка, Булочка и строчка, Свечка , печка , точка !

Речка , ночка , строчка , Точка , дочка , кочка , Строчный , булочный , ночной , Точный , шуточный , речной . Знаем мы наверняка, Где чн , а где чк .

Мягкий знак ( ь ) - показатель мягкости

Мягкий знак , мягкий знак -

Без него нельзя никак !

Без него не написать

Тридцать , двадцать , десять , пять .

Вместо « шесть» получим шест ,

Вместо « есть» напишем ест ,

Станут пенками « пеньки» ,

Уголками - « угольки» ,

« банька» в банку превратится

Вот что может получиться ,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать .

День , динь , сон , тень

, Сыр , сок , лось , лень ,

Нос , нес , рыть , ныть ,

Кон , конь , шум , шить .

Подчеркни , в каких словах

Не напишешь мягкий знак .

Разделительный мягкий знак ( ь )

Перед е , ё , и , ю , я Я в корнях стою , друзья . Воробьи , семья , жилье -Перед я , ю , и , е , ё .

Воробьи , жилье , ручьи , Листья , крылья , стулья , чьи , Колья , перья и семья , Вьюга , осенью , друзья .

Разделительный твердый знак ( Ъ )

Было «сели» ,

Стало « съели» ,

Догадаться вы сумели ,

Почему случилось так ?

Кто виновник ?

-Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже .

Без него писать не сможем :

Съезд , съедобный , объясненье ,

И подъезд , и объявление .

Безударные гласные

Безударный хитрый гласный :

 Слышим мы его прекрасно ,

 А в письме какая буква ?

Здесь поможет нам наука :

Гласный ставь под ударенье

, Чтоб развеять все сомненья !

Сосна , вода , дела , трава –

Проверить надо все слова .

Безударный гласный - стоп ! Писать опасно !

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте :

 Сосны , воды , травы , дело ,

А теперь пишите смело !

Село , гнездо , весна , сосна –

Одна из гласных не ясна .

Не верь таким словам на слух ,

Коль есть в них безударный звук .

Ты в них число лишь измени ,

Подскажут гласную они :

Сёла , гнёзда , вёсны И , конечно , сосны .

Гряда , цена , скала , весна

, Коза , стрела , стена , сосна ,

 Места , земля , столяр , сова –

Проверить надо все слова .

Ты будь внимательным , мой друг :

 В словах есть безударный звук ,

 Поставь его под ударение ,

Потом пиши стихотворение .

Страна , земля , стрела , сосна ,

Гряда , игла , звезда , весна ,

 Роса , зерно , следы , листок ,

 Кормушка , озеро , цветок .

 Диктанту нашему конец,

Кто не ошибся - молодец !

Для письма по памяти

Р ... иной , л ... спой , г ...ристый ,

М ... рcкой , р ... дной , л ... систый .

 Проверь cлова , да не cп... ши ,

 Красиво , грамотно сп ... ши .

Буква ь

Этот крюк вам всем знаком,

Назван мягким знаком он.

Буква есть, фонемы нет.

 В этом скрыт и весь секрет

(, соль, боль, бить, лить... (букв - 4, звука - 3)

1. Мягкий знак, важный знак,

Без него нельзя никак.

Он согласным верно служит,

 С буквой л (эль) частенько дружит. Посмотрим!

соль      мель моль      уголь

боль      цель руль      толь

л + ь

Две буквы за руки взялись

И в звук один они слились.

2. Ь - какой хитрец!

В слове встал он в серединку,

 Буквам заменил перинку.

Между двух согласных

Чувствует себя прекрасно.

пальто        борьба
тюльпан              просьба
письмо                кольцо

3. Узнаем вместе — это интересно.

Девять братьев сговорились

С мягким знаком подружились,

А три месяца в году

 С мягким знаком не в ладу.

Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сен тябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Запиши месяцы года, которые не дру жат с ь.

4. Что нам рассказывают цифры. От 5 до 20

Мягкий знак со мной в пути:

Пять, шесть, Семь, восемь,

Девять, десять... двадцать.

Ах, какое облегченье:

Здесь он служит для смягченья!

Точно знаю: без него

Я прочту совсем не то:

Пят, шест, сем, восем...

Это просто ерунда!

Мягкий знак им нужен? Да!

5. Еще один маленький секрет.

 Различать слова по смыслу

Вам поможет мягкий знак:

банка - банька, мел - мель, был - быль, шест - шесть, угол - уголь.

6. Ь — вход запрещен! В сочетаниях чк, чн, нч, нщ не пишется ь

точка    печка     задачник ручка    дочка    гонщик кончик   вечно

7. "Ловушка".

Я скажу, дружок, на ушко:

 Здесь поставлена "ловушка",

Ты в нее не попадай,

А найди и разгадай -

Братья, перя, вьюга, плате, ручи, со.

Буква ъ

  1. Твердей знак - нужный знак!

 И узнать его - пустяк.

 За приставкой он стоит,

Ничего не говорит,

А за ним е, ё, ю, я

-Его лучшие друзья.

Каждый на своем месте: въезд, объяснил.

  1. Давай попробуем

! Зачем нам твердый знак

? Можно и без него обойтись

. Что получится? Смотри: съел - сел съела - села

Идёт съёмка Идёт Сёмка

Теперь ты убедился, что он просто необходим?

                                                         Литература:

  1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
  2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
  3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
  4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
  5. Е. Синицына « Умные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Синяя сказка.Конспект урока русского языка в 4 классе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа.

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах единственного числа. Урок изучения нового материала....

Грамматические сказки на уроках русского языка

Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...

Лингвистические сказки для уроков русского языка

Лингвистические сказки помогают разнообразить учебную деятельность учащихся, способствуют развитию интереса к предмету....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...