Рабочая программа по обучению грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по обучению грамоте разработана для слабослышащих учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._po_og_dlya_slaboslyshashchih_uch-sya_1kl.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 23 II, III, IV и VI видов г. Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 Годин А.Е. Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Обучение грамоте»
для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
Мизернова И.Г.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Белгород, 2012 г.
«Обучение грамоте»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений II вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
Программа рассчитана на 131 час (по 5 часов в неделю в 1 полугодии, по 3 часа в неделю во 2 полугодии).
Обучение грамоте ставит перед собой следующие задачи:
научить детей чтению и письму;
подготовить базу для успешного овладения правописанием;
способствовать развитию речи;
создать основу для овладения правильным звукопроизношением.
Организационно обучение грамоте делится на 2 раздела: обучение чтению и обучение грамоте.
Обучение грамоте (обучение чтению и письму) проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. При обучении чтению наряду с аналитико-синтетическим вначале используется и метод чтения целыми словами (в случае необходимости, в зависимости от уровня речевого развития учащихся), что обеспечивает создание необходимой речевой базы, более интенсивное обогащение словарного запаса детей.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения и навыки
Учебно-информационные:
-умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства,
- замечать изменения, с происходящим с объектом,
- умение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью,
- умение производить измерения разными способами для решения учебных и практических задач,
- умение использовать готовые модели для изучения свойств и качеств предметов,
- адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи,
- сознательное чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя,
- выделять главные мысли текста,
- нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение),
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Учебно-коммуникативные:
- формирование монологической речи учащихся,
- совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения,
- способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией,
- адекватно воспринимать устную речь,
- безошибочное списывание,
- написание под диктовку,
- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов.
Учебно-организационные:
- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания,
- умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи,
- владеть способом контроля и оценки деятельности, соотнести результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом,
- определять причины возникших трудностей, выбрать пути преодоления ошибок.
Учебно-интеллектуальные:
- умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения,
- владение способами объединения предметов по общему признаку, определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников),
- распределять объекты в группу по общему признаку,
- формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Виды занятий в 1 классе: чтение, письмо, беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия.
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.
В первом классе проводится проверка техники чтения в конце учебного года.
Тематическое планирование
1 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Первое сентября | 1 |
Звук [а], буквы А, а. Строчная буква а. Заглавная буква А. | 1 |
«Школа» | 1 |
Звук [п], буквы П, п. Строчная буква п. Заглавная буква П. | 1 |
«Начало учебного года» | 1 |
«Наш класс» | 2 |
Звук [м], буквы М, м. Строчная буква м. Заглавная буква М. | 1 |
Звук [т], буквы Т, т. Строчная буква т. Заглавная буква Т. | 1 |
«Учительница» | 2 |
Звук [о], буквы О, о. Строчная буква о. Заглавная буква О. | 1 |
«Марина-первоклассница» | 2 |
Звук [в], буквы В, в. Строчная буква в. Заглавная буква В. | 1 |
«На огороде летом» | 2 |
Звук [у], буквы У, у. Строчная буква у. Заглавная буква У. | 1 |
Звук [н], буквы Н, н. Строчная буква н. Заглавная буква Н. | 1 |
«Игра в магазин» | 2 |
Звук [с], буквы С, с. Строчная буква с. Заглавная буква С. | 1 |
«Дежурные» | 2 |
Звук [и], буквы И, и. Строчная буква и. Заглавная буква И. | 1 |
«Прогулка в лес» | 2 |
Звук [л], буквы Л, л. Строчная буква л. Заглавная буква Л. | 1 |
Звук [й], буквы Й, й. Письмо буквы й. | 1 |
«Осень в лесу» | 1 |
«Золотая осень» | 3 |
Буквы Я, я. Строчная буква я. Заглавная буква Я. | 1 |
Звук [э], буквы Э, э. Строчная буква э. Заглавная буква Э. | 1 |
«Падают, падают листья…» | 1 |
Буквы Е, е. Строчная буква е. Заглавная буква Е. | 1 |
«Осенью» | 2 |
Буквы Ю, ю Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. | 1 |
Итого | 40 |
2 четверть
№ | Тема | Количество часов |
«Экскурсия в парк» | 2 |
Звук [к], буквы К, к. Строчная буква к. Заглавная буква К. | 1 |
Буквы Ё, ё. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. | 1 |
«Осенние работы» | 2 |
Звук [б], буквы Б, б. Строчная буква б. Заглавная буква Б. | 1 |
«Осенняя песенка» | 1 |
Звук [з], буквы З, з. Строчная буква з. Заглавная буква З. | 1 |
«Мышка и Крот» | 2 |
Звук [ш], буквы Ш, ш. Строчная буква ш. Заглавная буква Ш. | 1 |
«Белка и волк» | 2 |
Звук [ы], буква ы. Строчная буква ы. | 1 |
«Домашние животные очень полезны» | 3 |
Звук [д], буквы Д, д. Строчная буква д. Заглавная буква Д. | 1 |
Звук [г], буквы Г, г. Строчная буква г. Заглавная буква Г. | 1 |
«Жучка» | 1 |
Буква ъ. Письмо буквы ъ. | 2 |
«Ноябрь» | 1 |
«Осенью» | 1 |
«Поздняя осень» | 2 |
Звук [р], буквы Р, р. Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 |
Звук [ж], буквы Ж, ж. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. | 1 |
«Как звери к зиме готовятся» | 2 |
Звук [ф], буквы Ф, ф. Строчная буква ф. Заглавная буква Ф. | 1 |
«Наступила зима» | 2 |
Звук [х], буквы Х, х. Строчная буква х. Заглавная буква Х. | 1 |
«Праздник Новый год» | 1 |
Звук [ц], буквы Ц, ц. Строчная буква ц. Заглавная буква Ц. | 1 |
«Новогодняя елочка» | 1 |
Звук [ч], буквы Ч, ч. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. | 1 |
Звук [щ], буквы Щ, щ. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. | 1 |
Итого | 40 |
3 четверть
№ | Тема | Количество часов |
«В январе» | 3 |
«Помощь птицам» | 1 |
«Кормушка» | 2 |
«Зимой в лесу» | 2 |
«Хорошо зимой» | 2 |
«Заяц зимой» | 1 |
«Лиса Патрикеевна» | 1 |
«Волк зимой» | 1 |
«Медведь зимой» | 1 |
«Как белочка зимует» | 1 |
«Армия охраняет мир» | 1 |
«Мама» | 2 |
«Наша мама» | 1 |
«Бабушка» | 1 |
«Лучше всех» | 1 |
«Подарок» | 1 |
«Весна» | 1 |
«В марте» | 2 |
«Снег теперь уже не тот…» | 1 |
«Тает баба снеговая…» | 1 |
Итого | 27 |
4 четверть
№ | Тема | Количество часов |
«Ледоход» | 3 |
«Весна идет» | 2 |
«На полях» | 2 |
«В лесу ранней весной» | 2 |
«Проснулись!» | 2 |
«Птичьи дома» | 3 |
«В саду весной» | 2 |
«В парке весной» | 2 |
Проверка техники чтения | 1 |
«Как ребята переходили улицу» | 2 |
«По дороге в школу и домой» | 2 |
Итого | 24 |
Содержание тем учебного курса
(131 час, 5 часов в неделю в 1 полугодии, 3 часа в неделю во 2 полугодии)
Обучение чтению
Членение слова на слоги. Различение звуков на слух, установление их последовательности в словах и слогах. Выделение звука из слога (обратного и прямого).
Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки (печатного и рукописного шрифтов): сначала одно- и двусложные, а затем, по мере овладения этим навыком, слова любой сложности.
Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта.
Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.
Соблюдение правильного ударения в словах и пауз между предложениями.
Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту. Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению.
Обучение письму
Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного шрифта, а затем с печатного). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и слогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Знакомство с правилами гигиены письма.
Требования к уровню подготовки
К концу 1 класса учащиеся должны:
Обучение чтению
Уметь членить слова на слоги.
Уметь различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах и слогах.
Уметь выделять звук из слога (обратного и прямого).
Уметь составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Уметь читать слова и короткие предложения с печатного или рукописного шрифта.
Уметь читать с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.
Уметь соблюдать правильное ударение в словах и паузы между предложениями.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту.
Уметь соблюдать изученные правила орфоэпии.
Обучение письму
Уметь соблюдать правильную осанку, наклонно располагать тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.
Уметь выполнять подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знать начертание больших и маленьких букв алфавита, основные типы их соединения.
Знать обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
Уметь связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах.
Уметь правильно располагать буквы и слова на строке.
Уметь записывать слова и предложения после предварительного их слого-звукового разбора с учителем.
Уметь списывать слова и предложения с образцов.
Уметь проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и слогового чтения написанных слов.
Уметь правильно оформлять написанные предложения.
Уметь писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Знать и соблюдать правила гигиены письма.
Литература для учащихся:
Донская Н.Ю.. Букварь для школ слабослышащих. – М: «Просвещение», 1989
Зыкова Т.С., Морева Н.А. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: «Просвещение», 2002
Понгильская А.Ф. Книга для чтения в 1 класе школы глухих. – М: «Просвещение», 1986
Прописи №1, 2, 3, 4 для 1 класса начальной школы. Авторы В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.
Пособия для учителя:
1. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе глухих. – Москва: ВЛАДОС, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...