Рабочая программа по обучению грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по обучению грамоте разработана для слабослышащих учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_._po_og_dlya_slaboslyshashchih_uch-sya_1kl.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа – интернат № 23  II, III, IV и VI видов г. Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.


«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23    Годин А.Е.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Обучение грамоте»

для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Мизернова И.Г.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Белгород, 2012 г.

«Обучение грамоте»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Обучение грамоте» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова.  (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).        

Программа рассчитана на 131 час (по 5 часов в неделю в 1 полугодии, по 3 часа в неделю во 2 полугодии).

          Обучение грамоте ставит перед собой следующие задачи:

научить детей чтению и письму;

подготовить базу для успешного овладения правописанием;

способствовать развитию речи;

создать основу для овладения правильным звукопроизношением.

              Организационно обучение грамоте делится на 2 раздела: обучение чтению и обучение грамоте.

              Обучение грамоте (обучение чтению и письму) проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. При обучении чтению наряду с аналитико-синтетическим вначале используется и метод чтения целыми словами (в случае необходимости, в зависимости от уровня речевого развития учащихся), что обеспечивает создание необходимой речевой базы, более интенсивное обогащение словарного запаса детей.

     В рабочей программе заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций.

Общеучебные умения и навыки

Учебно-информационные:

-умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства,

- замечать изменения,  с происходящим с объектом,

- умение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью,

- умение производить измерения разными способами для решения учебных и практических задач,

- умение использовать готовые модели для изучения свойств и качеств  предметов,

- адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи,

- сознательное чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя,

- выделять главные мысли  текста,

- нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение),

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Учебно-коммуникативные:

- формирование монологической речи учащихся,

- совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения,

- способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией,

- адекватно воспринимать устную речь,

- безошибочное списывание,

- написание под диктовку,

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов.

Учебно-организационные:

- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания,

- умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи,

- владеть способом контроля и оценки деятельности, соотнести результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом,

- определять причины возникших трудностей, выбрать пути преодоления ошибок.

Учебно-интеллектуальные:

- умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения,

- владение способами объединения предметов по общему признаку, определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников),

- распределять объекты в группу по общему признаку,

- формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

             Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Виды занятий в 1 классе: чтение, письмо, беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.

           В первом классе проводится проверка техники чтения в конце учебного года.

Тематическое планирование

1 четверть

Тема

Количество часов

Первое сентября

1

Звук [а], буквы  А, а. Строчная буква а. Заглавная буква А.

1

«Школа»

1

Звук [п], буквы П, п. Строчная буква п. Заглавная буква П.

1

«Начало учебного года»

1

«Наш класс»

2

Звук [м], буквы М, м. Строчная буква м. Заглавная буква М.

1

Звук [т], буквы Т, т. Строчная буква т. Заглавная буква Т.

1

«Учительница»

2

Звук [о], буквы О, о. Строчная буква о. Заглавная буква О.

1

«Марина-первоклассница»

2

Звук [в], буквы В, в. Строчная буква в. Заглавная буква В.

1

«На огороде летом»

2

Звук [у], буквы У, у. Строчная   буква у. Заглавная буква У.

1

Звук [н], буквы  Н, н. Строчная   буква н. Заглавная буква Н.

1

«Игра в магазин»

2

Звук [с], буквы С, с. Строчная   буква с. Заглавная буква С.

1

«Дежурные»

2

Звук [и], буквы  И, и. Строчная   буква и. Заглавная буква И.

1

«Прогулка в лес»

2

Звук [л], буквы Л, л. Строчная   буква л. Заглавная буква Л.

1

Звук [й], буквы Й, й. Письмо буквы й.

1

«Осень в лесу»

1

«Золотая осень»

3

Буквы Я, я. Строчная   буква я. Заглавная буква Я.

1

Звук [э], буквы  Э, э. Строчная   буква э. Заглавная буква Э.

1

«Падают, падают листья…»

1

Буквы Е, е. Строчная   буква е. Заглавная буква Е.

1

«Осенью»

2

Буквы Ю, ю Строчная   буква ю. Заглавная буква Ю.

1

Итого

40

2 четверть

Тема

Количество часов

«Экскурсия в парк»

2

Звук [к], буквы  К, к. Строчная   буква к. Заглавная буква К.

1

Буквы Ё, ё. Строчная   буква ё. Заглавная буква Ё.

1

«Осенние работы»

2

Звук [б], буквы  Б, б. Строчная   буква б. Заглавная буква Б.

1

«Осенняя песенка»

1

Звук [з], буквы  З, з.  Строчная   буква з. Заглавная буква З.

1

«Мышка и Крот»

2

Звук [ш], буквы  Ш, ш. Строчная   буква ш. Заглавная буква Ш.

1

«Белка и волк»

2

Звук [ы], буква  ы. Строчная   буква ы.

1

«Домашние животные очень полезны»

3

Звук [д], буквы Д, д. Строчная   буква д.  Заглавная буква Д.

1

Звук [г], буквы  Г, г. Строчная   буква г. Заглавная буква Г.

1

«Жучка»

1

Буква ъ. Письмо буквы ъ.

2

«Ноябрь»

1

«Осенью»

1

«Поздняя осень»

2

Звук [р], буквы  Р, р. Строчная   буква р. Заглавная буква Р.

1

Звук [ж], буквы  Ж, ж.  Строчная   буква ж.  Заглавная буква Ж.

1

«Как звери к зиме готовятся»

2

Звук [ф], буквы  Ф, ф. Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.

1

«Наступила зима»

2

Звук [х], буквы  Х, х. Строчная   буква х. Заглавная буква Х.

1

«Праздник Новый год»

1

Звук [ц], буквы  Ц, ц. Строчная   буква ц. Заглавная буква Ц.

1

«Новогодняя елочка»

1

Звук [ч], буквы  Ч, ч. Строчная   буква ч. Заглавная буква Ч.

1

Звук [щ], буквы  Щ, щ. Строчная   буква щ. Заглавная буква Щ.

1

Итого

40

3 четверть

Тема

Количество часов

«В январе»

3

«Помощь птицам»

1

«Кормушка»

2

«Зимой в лесу»

2

«Хорошо зимой»

2

«Заяц зимой»

1

«Лиса Патрикеевна»

1

«Волк зимой»

1

«Медведь зимой»

1

«Как белочка зимует»

1

«Армия охраняет мир»

1

«Мама»

2

«Наша мама»

1

«Бабушка»

1

«Лучше всех»

1

«Подарок»

1

«Весна»

1

«В марте»

2

«Снег теперь уже не тот…»

1

«Тает баба снеговая…»

1

Итого

27

4 четверть

Тема

Количество часов

«Ледоход»

3

«Весна идет»

2

«На полях»

2

«В лесу ранней весной»

2

«Проснулись!»

2

«Птичьи дома»

3

«В саду весной»

2

«В парке весной»

2

Проверка техники чтения

1

«Как ребята переходили улицу»

2

«По дороге в школу и домой»

2

Итого

24

Содержание тем учебного курса

(131 час,  5 часов в неделю в 1 полугодии,  3 часа в неделю во 2 полугодии)

Обучение чтению

Членение слова на слоги. Различение звуков на слух, установление их последовательности в словах и слогах. Выделение звука из слога (обратного и прямого).

Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки (печатного и рукописного шрифтов): сначала одно- и двусложные, а затем, по мере овладения этим навыком, слова любой сложности.

Обучение чтению слов и коротких предложений с печатного или рукописного шрифта.

Чтение с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.

Соблюдение правильного ударения в словах и пауз между предложениями.

Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту. Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению.

Обучение письму

Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах. Правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного шрифта, а затем с печатного). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и слогового чтения написанных слов.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Знакомство с правилами гигиены письма.

Требования к уровню подготовки

К концу  1 класса  учащиеся должны:

Обучение чтению

Уметь членить слова на слоги.

Уметь различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах и слогах.

Уметь выделять звук из слога (обратного и прямого).

Уметь составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Уметь  читать  слова и короткие предложения с печатного или рукописного шрифта.

Уметь  читать  с правильным сочетанием звуков в словах, без искажения и пропуска звуков.

Уметь соблюдать правильное ударение в словах и паузы между предложениями.

Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту.

Уметь соблюдать изученные правила орфоэпии.

Обучение письму

Уметь соблюдать  правильную осанку, наклонно располагать тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме.

Уметь выполнять подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знать  начертание больших и маленьких букв алфавита, основные типы их соединения.

Знать обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.

Уметь  связно и ритмично писать буквы и их соединения в словах.

Уметь правильно располагать буквы и слова на строке.

Уметь записывать слова и предложения после предварительного их слого-звукового разбора с учителем.

Уметь списывать слова и предложения с образцов.

Уметь проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и слогового чтения написанных слов.

Уметь правильно оформлять написанные предложения.

Уметь писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Знать и соблюдать правила гигиены письма.

   

Литература для учащихся:

Донская Н.Ю..  Букварь для школ слабослышащих. – М: «Просвещение», 1989

Зыкова Т.С., Морева Н.А. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: «Просвещение», 2002

Понгильская А.Ф. Книга для чтения в 1 класе школы глухих. – М: «Просвещение», 1986

Прописи №1, 2, 3, 4 для 1 класса начальной школы. Авторы В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.

Пособия для учителя:

1.  Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе глухих. – Москва: ВЛАДОС, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...