"Творительный падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Максимова Наталия Александровна

Прогоамма "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема:

"Творительный падеж имен существительных"

Цель:

- Познакомить с особенностями творительного падежа: его основными значениями, вопросами, предлогами. Формировать умение сознательно употреблять в речи существительные в Т.п. Совершенствовать умение определять падежи имен существительных.

Отрабатывать умение писать слова с двойными согласными, с непроверяемым написанием.

-  Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь, активизировать познавательную деятельность.

- Воспитывать любовь к родному языку, дисциплинированность, аккуратность.

Урок разработан и проведен  учителем  начальных  классов  школы     № 461

Максимовой Наталией Александровной

                         Ход урока:

 

1  Орг. момент.

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.

-Долгожданный дан звонок.

 Начинается урок русского языка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети декламируют стих, сопровождая соответствующими действиями )

2 Минутка чистописания.

 

-Ветер дует, завывает,

 Волны по морю гоняет.

ССссССссССссССссССссССсс

СС СС СС СС СС СС СС СС

Сс сс сс сс сс сс сс сс сс сс сс

 

-Какие буквы русского алфавита спрятались в этих волнах?

-Пропишите эти строчки себе в тетрадь. Работая над 1 строкой постарайтесь не отрывать руку. Следите над плавностью и ритмичностью движений руки.

-О какой орфограмме напоминают нам волны?

Сегодня на минутке чистописания мы отрабатываем написания слов с двойной согласной «с». Прочтите эти слова.

На доске: профессор массаж бассейн пассажир ссора русский кросс рассада режиссер шоссе бессонница.

-Значения всех слов понятны? Очень хорошо. Обратите внимание на написание последнего слова. Чем оно интересно?

-Спишете слова в тетрадь, выделите орфограмму. Найдите и подчеркните лишнее слово. Почему оно лишнее?

3  Словарная работа.

А к нам в класс ветер занес осенние листья, да не обычные, а с заданием.

-Попробуем разгадать ребусы? А заодно повторим  Слова с непроверяемым написанием.

(Демонстрируются ребусы со словами: около, родина , песок, горизонт, помидор, ветер,   вдруг, потом, дорога, столица, восток вокруг).

4   Падежная минутка.

-Молодцы! С ребусами справились!

-Но посмотрите, среди осенних  оказался один зеленый лист. Наверно, неспроста!

-Возьмите падежные карточки.

(На доске на карточках существительные в разных падежах из стихотворения "Зеленый лист": с клена, с ветром, по свету, ветер нес, на мосту, хвать лист, головой, в саду , про лист..

Учитель читает стих, дети по ходу  чтения определяют падеж, вынесенных на доску существительных.)

5  Изучение нового материала.

1)

-Какое задание вы сейчас выполняли?

-Как называется изменение им. Существительных по падежам?

-Какую большую тему мы сейчас изучаем  по русскому языку?

-Сколько падежей в русском падеже? Назовите их.

-В названиях падежей отразилось главное в их значении. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж-работяга.

-Догадались какой?

-Творительный Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать.

 

-В процессе работы мы будем заполнять "Падежный паспорт".Откройте их. Посмотрите,  какие сведения о творительном падеже  мы должны выявить и занести в паспорт.(Название падежа, падежные вопросы, смысловые вопросы, значения, окончания, предлоги.) Название падежа и его падежные вопросы мы можем сразу занести в паспорт .(Дети вписывают  эти данные в паспорт )

-Нам осталось выявить смысловые вопросы, окончания, предлоги и самое сложное - выяснить значения  падежа. Вот этим мы с вами и займемся. Но сначала немного отдохнем и поиграем в "Части речи".

2)

Физкультминутка.

Дети встают в 4 колонны. Каждая колонна отвечает за  свою часть речи: им. существительное,

Им прилагательное, глагол, наречие. Учитель называет слова разных  частей речи. Услышав свою часть речи, дети должны присесть.

3)

Работа с текстом.

-Перед вами текст. Подготовьтесь прочитать его вслух.

На доске текст:

Кормушка для птиц.

 Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником.

 Оля с Надей повесила кормушку под окнами. Вечером над кормушкой закружились синицы.

Дети читают текст вслух.

-О чем этот текст? Как его можно озаглавить?(на доске название текста закрыто)Сравним ваши варианты с названием текста.

-Зачем дети сделали кормушку? А кто из вас подкармливает птиц? Когда наша помощь особенно нужна птицам? Почему?

4)

Из текста выписывают словосочетания с им существительными в Т. п:

- вырезали (чем?) пилкой

-зачистили (чем?) напильником

-повесила (под чем? где?) под окнами

-закружились (над чем? где?) над кормушкой

-повесила (с кем?) с Надей

-закружились (чем? когда?) вечером

Выделяют окончания, предлоги. С помощью "Памятки значений" определяют на что в каждом случае указывают им. сущ. в Т.п., заносят эти сведения в "Падежный паспорт".

- Прочитайте что у нас получилось,

Мы выявили только четыре основные значения Т, п, некоторые предлоги и окончания имен существительных в Т.п.  По мере изучения темы «Склонение имен существительных» мы будем пополнять паспортные данные.

Закрепление.

Дети выполняют упр. 140 на стр. 76 учебника «Русского языка».

Игра «Найди слово» (резервная).

Учитель читает стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла», услышав имя существительное в Т.п. дети хлопают  в ладоши.

Подведение итогов.

- Какой падеж изучали на уроке?

- Назовите его падежные и смысловые вопросы?

- Назовите его основные значения?

- С какими предлогами употребляется?

- Какие окончания имеют окончания в Т.п.

Домашнее задание.

Стр. 75, упр. 138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творительный падеж имен существительных. УМК Перспективная начальная школа 3 класс

Цель урока:способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа. Обучающие:актуализировать и упорядочить знания де...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Творительный падеж имен существительных"

Очень хочется сделать урок русского языка интересным для ребят, показать  красоту родного языка. Не отвергая методические приемы, проверенные временем. ищу  свои способы для улучшения качест...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме"Творительный падеж имен существительных"

Презентация помогает учителю сделать урок ярче, увлекательнее, красочнее. Ребята лучше запоминают то, что увидели....

Презентация "Творительный падеж имен существительных"

Презентация выполнена к уроку русского языка в 4 классе....

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...