УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ЗНАКОМ
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Докучаева Ирина Анатольевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dokuchaeva_i.a.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ.  

                               2 класс, «Школа 21 века»  

                                                                      Докучаева И.А.

                                                           МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

                                                                   Белгородской области

         Тема урока: «Учимся писать разделительный мягкий знак».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

          Цели: создание условий для усвоения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков и б) разделитель согласных и гласных звуков.

Задачи:

предметные:

- способствовать отработки написания ь в ситуации принятия осознанного решения о необходимости его в слове; создавать условия для развития речи и орфографической зоркости, графического навыка и каллиграфического почерка учащихся; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные:

- учить принимать и сохранять  учебную задачу;

- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учить договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, воспитание интереса к родному краю, формирование культуры здоровья обучающихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1часть- С.В. Иванов, рабочая тетрадь «Пишем правильно №1», карточки для групповой работы, зрительные метки для зрительной гимнастики, картина  «В лесу на Ворскле».

План урока:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
  3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.
  4. Контроль и самоконтроль.
  5. Коррекция и рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.  

- Добрый день,  дети! Я хочу вам сказать важное для меня. Я рада вас всех видеть на уроке и хочу, чтобы наш урок был полезным и интересным. Кто готов общаться на уроке и открыть что-то новенькое подарите друг другу добрый взгляд и красивую улыбку, слушая красивые слова.

Проверка готовности к уроку.

- Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков подряд?

Как вы думаете знания, которые вы получаете на уроках русского языка пригодятся вам в жизни или нет?

  1. Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.

- Посмотрите на пары слов и ответьте на вопрос: Чем различаются слова в каждой паре?

полёт - польёт      тюлени – тюленьи       Коля – колья      солю - солью

- Кто из вас сможет сформулировать (назвать) тему нашего урока?

Учимся писать разделительный мягкий знак.

  1. Проверка домашнего задания. 

- Откройте тетради на печатной основе стр. 86 Упр. 20. С каким жанром устного народного творчества работали дома? При выполнении задания вы пользовались изученным правилом? Приведите примеры.

  1. Минутка чистописания.

яе   ёЯ   юяь  еьё

  1. Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
  2. На какие две группы их можно разделить? (гласные второго ряда и ь)
  3. Какая буква лишняя?
  4. Что общего у гласных?
  5. В каких случаях слышим после гласной звук й ?
  6. Выпишите из пословицы слова, в которых ь не обозначает звука.

Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать.

Выпишите эти слова в два столбика, в зависимости от позиции ь.

  1. Самопроверка. На доске вывешиваются слова для проверки.

- Объясните, почему эта запись верная?

    8.  Самооценка.

     - Подчеркните буквы, которые не соответствуют правилам красивого письма, все ли соединения правильные?

                Зрительная гимнастика «Путешествие по зрительным меткам»

  1. Словарная работа.

Прочитайте загадку:  От истока до устьица протянулось руслице.

Что это?   ( река)

- Поработав в паре, вы узнаете что - то о реке. Прочитайте слова и запишите их правильно в тетрадь.

  Карточка: котсиолсуреьтсу  (исток, русло, устье)

- Какое слово отнесём к нашей теме урока?  Объясните, почему так решили?

Взаимопроверка осуществляется в парах. На экране появляются слова с выделенными орфограммами.

                          Минутка внимания «Это интересно»

Рассмотрите картину «В лесу на Ворскле». Истоки реки Ворсклы начинаются среди древних меловых отложений. Отсюда и название реки – река, несущая белую воду.      

 Работа в группах: объяснить значение слов – исток, русло, устье (работа со словарём).

  1. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.
  1. Выполнение заданий в учебнике (упр. 2).

Какое задание надо выполнить? Сформируйте правило, которое надо применить во время выполнения упражнения?

а) 1-н ученик комментирует выполнение  по алгоритму «Правописание разделительного мягкого знака»

б) Два ученика выполняют у доски упражнение, все остальные в тетрадях.

в) Самопроверка. Взаимопроверка.

Физминутка  на внимание. Упражнение-потягивание.

Потягивание вверх – проговариваем слова, в которых ь показатель мягкости, потягивание в стороны – слова, в которых ь разделительный.

      Деревья, вьюга, пять, братья, обезьяна, люстра, соловьи, варенье, льёт,пальто.

- На какие слова вы не потягивались? Почему?

2. Упражнение №3. После устного разбора выполнение  в тетрадях по группам. Учащиеся 4-й группы получают  задание: написать транскрипцию выделенных слов. - Каким способом проверки пользовались при выполнении упражнения? Кто согласен с записью транскрипции данных слов? Кому можно поаплодировать за правильное выполнение без ошибок?

8. Контроль и самоконтроль.

Разноуровневая  работа по группам – работа с текстом.

     Город – крепость Карпов нёс сторожевую службу, предупреждал о движении врага с юга и отражал его разбойничьи нападения. (город – крепость Карпов – начало поселения мест, где мы живём )

  1. Девочки подумают, в каких словах спряталось правило, с которым мы работали на уроке, посчитают сколько в них звуков и букв.
  2. Мальчики объяснят написание мягкого знака в словах текста и придумают по два своих  слова на это правило.
  3. Кто желает, найдёт слова, в которых звуков больше, чем букв и букв больше, чем звуков и объяснят почему.

  1. Коррекция и рефлексия.

- Что необходимо знать человеку, чтобы грамотно писать слова с мягким знаком?    Подводится итог  (дети продолжают предложения по «цепочке»)

  1. Я научился…..
  2. Было интересно….
  3. Было трудно…..
  4. Могу похвалить себя за то, что…
  5. Я могу похвалить одноклассников за то, что ….
  6. Мне показалось важным….
  1.  Домашнее задание.  По выбору учащихся.

Учебник упр.6, тетрадь на п/о  упр. 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...