Урок "Культура устной речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка направлен на формирование культуры устной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_uud_ustnaya_rech.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Культура устной  речи

Цель: создать условия для овладения культурой общения, сформировать УУД  умение вести диалог.

Задачи: 1) актуализировать знания учеников о двух формах языка — устной и письменной; 2) показать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи; 3) определить основные требования к устной 4) учить работать в паре

         На прошлом уроке мы говорили о письменной речи. В каких случаях мы прибегаем к использованию письменной речи? Какие правила письменной речи мы узнали? (Речь должна быть грамотной, вежливой, с этикетными формами обращения).

Итак, когда мы пишем что-то, мы  должны следить за правильностью написания слов. А  какие   орфограммы в корне нам уже знакомы?(Безударная гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимая согласная , удвоенная согласная ).Как проверить парную согласную в корне? безударную гласную? непроизносимую согласную?

Задание: Запишите последовательность слов, вставьте пропущенные орфограммы. Найдите  и подчеркните в каждой строке лишнее слово, которое не подходит под общий тип орфограммы. Работайте в парах.

1ряд. Дру..., б...седа, собеседни..., каранда... (беседа) Ребята, а как называют людей, которые общаются друг с другом? (собеседники). От какого слова образовалось слово «беседовать»?

2ряд. П...ро, л...сток, п...сать, д...алог (диалог). Что такое диалог?

3ряд. Телегра...а, а...уратный, ра...каз, су...отний (рассказ)

 Посмотрите на тему нашего урока. Сегодня мы будем говорить об устной речи.

 Является ли тема  важной для нас? Почему? Приведите примеры устной речи. (диалог, монолог, полилог, диспут)

Итак, общение нам необходимо как воздух и вода. А как вы считаете, есть ли какие-то правила устного общения? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос.        

        Чтобы состоялся диалог, что нужно продумать говорящему?

(Что говорить? Как говорить? С какой целью?)

        А с какой целью мы общаемся? (передача информации, мыслей и чувств).

А какие слова помогают сделать нашу  речь приятной и вежливой? (вежливые слова)

        Давайте запишем в словарь те слова, которые помогут нам при общении. (до свидания, пожалуйста, спасибо, здравствуй, прощай, благодарю, привет)

Давайте заглянем в деревню Простоквашино и проведаем наших героев - кота Матроскина и  Шарика.

Только дорогу нам придется узнать, ведь мы не знаем в каком доме живут друзья!

-Объясните нам, как найти дом дяди Федора?

-Идите прямо до реки, поверните налево. Перейдите дорогу. Вам нужен пятый дом   в конце улицы.

-Понятно.

-Счастливого пути!

Чего не хватает в этом диалоге? Спишите диалог, вставив вежливые слова.

Слова для справок: будьте добры, пожалуйста, с радостью объясню, спасибо, рады были помочь.

         (Видео фрагмент ссоры Шарика и Матроскина.)

-Можно ли назвать разговор Шарика и Матроскина диалогом или это спор?

Итак, у нас два собеседника. (на доске появляется схема)

говорящий                   слушатель

               Что ? Как? Зачем?

Допишите предложения №24

Я разговариваю с друзьями (как?)...  Я говорю с людьми (зачем?), чтобы...

При разговоре какой вид речи мы используем? (устный).

Давайте послушаем, что расскажет бабушка друга дяди Федора. Инсценировка стихотворения С. Михалкова.

Все то, что можно внятно                                      Он скажет: «До свидания!»

Сказать для всех понятно,                                      А слышится: «До здания!»

Красиво, чисто, ясно-                                              Он спросит: «Где галоши?»

Как люди говорят,-                                                  А слышно: «Это лошадь?»...

Наш мальчик так корежит,                                     Он может, но не хочет

Что сам понять не может:                                       За речью последить.

Произнесет словечко-                                              Нам нужен переводчик

И сам тому не рад!                                                   Его переводить.

         Как вы думаете, легко понять о чем говорит наш герой?

Ты почему дружок не следишь за своей речью?

Мальчик: «Да я , это самое, не всегда, гм... так говорю. Это, как его, у меня недавно началось после посещения зубного. Он, ну это самое, мне два зуба вырвал. Вот теперь я и нуждаюсь в переводчиках. Вот!»

        Все с тобой понятно, дружок. Ребята, а кто заметил в речи нашего героя то, что совсем нашу речь не украшает, а напротив портит и засоряет. (Слова- паразиты).

Можно ли сказать, что друг дяди Федора не очень культурный. Почему?         Давайте послушаем нашего профессора Самоварова с.19.

Итак, правила устной речи мы сформулировали. Давайте подведем итог тому о чем мы говорили и попытаемся ответить на  вопрос, который был озвучен в начале урока.

        О каком человеке можно сказать, что он владеет культурой устной речи. (Тот, кто вежлив, думает кому, как, зачем и что говорит.)

        А теперь давайте послушаем какие диалоги составили наши ребята по иллюстрациям и подумаем владеют ли они культурой устной речи?.

Диалог 1.

-Привет, Элина!

Привет Настя!

-Что это ты задумала?

-Да, вот, хочу провести опыт микроскопом.

-Интересно какой?

  1. Я хочу рассмотреть бактерии на своих руках. В этом мне поможет мой приятель-микроскоп. Смотри какие страшные!
  2. Ой, и правда!Теперь я руки мыть перед едой не забуду!

Диалог 2.

-Здорово Никита!

-Здорово!

-Что такой грустный?

-А что веселиться никак немогу решить пример. 13 на 7 не делится.

-Давай посмотрю. Никита, да ты забыл порядок выполнения действий в выражениях! Сначала выполняй действие в скобках, а уж потом дели.

-Спасибо! Я и забыл совсем.

-Давай решай свой пример и пошли играть в футбол.

-Иду.

Диалог 3.

-Что это ты рисуешь, Катюш?

-Я рисую как я летом отдыхала в деревне!

-У тебя неплохо получается! Только почему речка зеленая?

-Синяя краска засохла. Пришлось рисовать зеленым.

-А можно я с тобой порисую. У меня и краски все новые только из магазина. Бери любую!

-Спасибо! Садись поближе. Вместе веселее.

Состоялся ли диалог у ребят? Или был спор?

Итак, какие правила ведения диалога нужно помнить?( Нужно думать Что? Как говорить? И зачем ? Быть доброжелательным, вежливым, говорить внятно и не допускать слов паразитов.)

Д.З.: составить и записать в тетрадь диалог героев из Простоквашино.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"

План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ

В данной статье раскрывается вопрос о влиянии нарушений устной речи у младших школьников на овладение ими навыками чтения и письма. Материал рекомендован логопедам, дефектологам и учите...