Нескучный урок письма в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гущенская Ирина Петровна

 

Данный урок письма направлен на формирование каллиграфических навыков письма, а так же на приобретение важнейших интеллектуальных умений, развитие речи. Усиление познавательной мотивации способствует осознанию обучающимися своей значимости в образовательном процессе. В ходе урока происходит смена видов деятельности обучающихся, что позволяет овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формирует умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В основу модели данного урока положен деятельный подход, который прослеживается и в этапах урока. Кроме этого обучающиеся исследуют изучаемую букву, выявляют затруднения и делают открытия. Эта форма урока способствует активизации познавательной деятельности и формированию умений работать самостоятельно.

Групповая работа, используемая на уроке, весьма привлекает школьников. Она формирует коммуникативные навыки и учит сотрудничеству, решать проблемы, договариваться между собой, слушать других и убеждать, отвечать за себя. На данном уроке использовалась работа в паре и группе. Такие задания, как  составить схему-модель слова, предложение по схеме, разгадывание ребусов, и другие, применяемые на уроке, а также использование средств ИКТ,   соответствуют программным требованиям и заинтересовывают обучающихся.

В течение урока проведены 2 физкультминутки из приложения «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10». Во время урока учитель следит за выполнением рекомендаций по формированию правильной осанки обучающихся

  Данный урок позволяет решить как учебные задачи, так и воспитательные, так как готовит обучающихся к выбору профессии, уважению к трудящимся и результатам труда, развивает адекватную самооценку. Приглашение школьников на обед в школьную столовую подчеркивает связь учебного процесса с жизнедеятельностью школы и потребностями детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа закрытое административно-территориальное образование

 город Межгорье Республики Башкортостан

Нескучный урок письма

Гущенская Ирина Петровна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

2011- 2012 учебный год

Аннотация

Данный урок письма направлен на формирование каллиграфических навыков письма, а так же на приобретение важнейших интеллектуальных умений, развитие речи. Усиление познавательной мотивации способствует осознанию обучающимися своей значимости в образовательном процессе. В ходе урока происходит смена видов деятельности обучающихся, что позволяет овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формирует умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В основу модели данного урока положен деятельный подход, который прослеживается и в этапах урока. Кроме этого обучающиеся исследуют изучаемую букву, выявляют затруднения и делают открытия. Эта форма урока способствует активизации познавательной деятельности и формированию умений работать самостоятельно.

Групповая работа, используемая на уроке, весьма привлекает школьников. Она формирует коммуникативные навыки и учит сотрудничеству, решать проблемы, договариваться между собой, слушать других и убеждать, отвечать за себя. На данном уроке использовалась работа в паре и группе. Такие задания, как  составить схему-модель слова, предложение по схеме, разгадывание ребусов, и другие, применяемые на уроке, а также использование средств ИКТ,   соответствуют программным требованиям и заинтересовывают обучающихся.

В течение урока проведены 2 физкультминутки из приложения «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10». Во время урока учитель следит за выполнением рекомендаций по формированию правильной осанки обучающихся.

        Данный урок позволяет решить как учебные задачи, так и воспитательные, так как готовит обучающихся к выбору профессии, уважению к трудящимся и результатам труда, развивает адекватную самооценку. Приглашение школьников на обед в школьную столовую подчеркивает связь учебного процесса с жизнедеятельностью школы и потребностями детского организма.

Тема урока: Строчная буква п.

Цели: познакомить со способом написания строчной буквы  п, формировать умение писать слова и предложения с данной буквой, развивать умение анализировать, делать выводы, воспитывать аккуратность, соблюдение правил гигиены письма, интереса к выбору профессии, любознательности.

Характеристика деятельности обучающихся

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

 Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Называть правильно элементы букву п. 

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Конструировать букву  п из различных материалов.

Обводить бордюрные рисунки по контуру.

Писать букву  п в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы   п с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [п], [п’].

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный.

Дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и записывать их, используя приём комментирования.  

Грамотно оформлять на письме  предложение.

Выполнять правила работы в малой группе.

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Оборудование: записи на доске: разлиновка, буквы, слова и предложения из прописи, компьютер или интерактивная доска, слайды, «Прописи. 1 класс» в четырех частях, часть 3, В.Г. Горецкий Н.А. Федосова -  М,, Просвещение, 2011, стр. 3;  шнурки (у каждого ребенка), ребусы, приложения 1, 2, 3, 4, музыкальный файл.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Психологическая настройка на урок. (Приложение 1)

1.Проверка готовности к уроку

2. Психологическая настройка на урок.

Актуализация знаний

Актуализация  изученного. Групповая работа. Соблюдаем правила работы в группе: выслушать всех, выбрать верный вариант, выбрать отвечающего.

Индивидуальная помощь.

Проверка. Одобрение работы.

Активная беседа на основе опорных понятий. (Приложение 2) Показ слайдов «Повар, пилот»

1.Ребусы (Приложение 3) – группы 1, 2,  5; составить схему слова (повар) – группа 3; составить предложение из 3 слов о поваре по схеме – группа 4.                                    Проверка работы в группах. Выслушивание выступающих.

Кто такой повар, происхождение, разновидности профессии. Что должен уметь?

Постановка цели учебной деятельности и исследование места затруднения

Постановка цели детьми.                                Назовите, пожалуйста, букву, которую мы еще не умеем писать? Чему надо научиться на уроке?                                            

Исследование буквы: количество элементов, выкладывание из элементов на доске (используется бумага, проволока), обводка по контуру.

Надо научиться писать строчную  букву п.

Исследование буквы: 2 элемента (короткая наклонная линия и короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо и закруглением вверху влево  «бугорок»)), выкладывание из шнурка, обводка по контуру в прописи.

Физкультминутка

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие

Что необходимо соблюдать, чтобы научиться писать букву п?

          Правила гигиены

          письма. (Приложение 4)

Показ написания  буквы п учителем на доске, комментирует совместно с учеником.

Ставлю точку на верхней линии рабочей строки, короткая наклонная линия вниз, поднимаюсь на середину буквы, увожу вверх вправо, закругляю,  не доводя до верхней линии рабочей строки, выписываю наклонную линию вниз с закруглением внизу вправо.

Надо соблюдать соразмерность буквы по высоте, ширине, следить за углом наклона.

Соблюдение правильной посадки, положение тетради, ручки.

Письмо буквы в воздухе совместно с учителем с комментированием.

Просмотр слайда «Буква п»

Открытие (написание) буквы п, ориентировка на лучший вариант. Сравнивание написанной буквы с образцом. Отметить лучшую букву у соседа. (работа в паре) Письмо на доске  водой пальчиком (индивидуальная работа) .

5.Первичное закрепление

Исследование соединений с буквой п.  Назовите верхнее и нижнее соединение. (Показ написания)

Верхнее соединение: пы, пу, нижнее па. Письмо в прописи на рабочей строке по алгоритму.

6. Вторичное закрепление с проверкой по эталону

1.Исследование слов.       Прочитайте слова, чем они похожи, чем отличаются.

Пила. Пела. Созвучные слова из двух слогов, эти слоги слияния. Первый слог слияние мягкого согласного и гласного (пе, пи), второй – твердого согласного и гласного (ла).  Различие: ударение, по смыслу, буквы И, Е. Запись слов в пропись с ориентиром на образец и комментированием.

Физкультминутка

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

7. Включение в систему знаний и повторение

1.Дополнение  предложений, данных в прописи, словами по смыслу и запись их. Определить количество слов в каждом предложении.

Замена печатного шрифта письменным.

Кто такой пилот? (слайды «Повар, пилот») Ю.А. Гагарин тоже пилот. Он же стал первым космонавтом. 2011 год объявлен годом космонавтики.

Какую профессию вы хотите выбрать? Что для этого надо делать?

Как пишется начало предложения? Что ставится в конце предложения? Почему слова Веры, Лены написаны с заглавной буквы?

Лена пила сок. Вера пела песни. 3 слова в каждом предложении (схема предложения ) Чтение  предложений  с радостью, с удивлением, с грустью, вопросительно.

Повар, пилот. Кому-то понравилась профессия повар, пилот.

Надо хорошо учиться, чтобы приобрести любую  профессию.

Запись слов: папа, пилот в предложении с комментированием.

Чтение предложений. У Веры папа повар. У Лены папа пилот.

Начало предложения пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Вера и Лена – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вспомните, чему надо было научиться на уроке, как преодолевали затруднения. Какой результат?

 Показ презентации «Итог» слайд 1    Показ презентации «Итог» слайд 2

Использование  правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Выбор знака достижения

Торт от веселого поваренка за хорошую работу

Повар школьной столовой приглашает обучающихся на обед.



Предварительный просмотр:

Описание материалов

Автор (ФИО, ОУ, должность)

Гущенская Ирина Петровна

МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье учитель начальных классов

Название

Нескучный урок письма

Форма

Презентации, схемы-модели слов, схемы предложений, ребусы

Учебный предмет, класс

Русский язык

Обучение грамоте  1 класс

Название темы или раздела учебного курса

Строчная буква п

Букварный период, урок 30

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office Word 2007

Microsoft Office PowerPoint 2007

Цели, задачи дидактического материала

Решение коммуникативных и познавательных задач. Активизация познавательной деятельности, формирование графического навыка, иллюстративная направленность, формирование адекватной самооценки, комфортное самочувствие.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Звукозапись - Г. Свиридов. Пастораль Тип файла MP3 Audio размер 5,13 МБ

Презентация «Повар, пилот» Иллюстрации повара и приготовленных блюд, сервировки стола. Демонстрация во время рассказа  (Приложение 2) Иллюстрация пилота, Ю.А. Гагарина – первого летчика космонавта.

Презентация «Итог» Слайд 1 Оценка достижений на уроке, самостоятельный выбор знака (самооценка). Слайд 2 Награда за хорошую работу на уроке от повара-кондитера (ситуация успеха)

Презентация «Буква п»

1 слайд – написание буквы п строчной (анимация).

Ребусы. Слова: насос, стул, сокол, тыква, ворота, корова, ткани, ворона.

Схемы – модели слов  представляют собой квадраты синего цвета (твердый согласный звук), зеленого (мягкий согласный звук), красного (гласный звук), прямоугольники из двух цветов по диагонали: зеленого и красного (слияние мягкого согласного звука и гласного), синего и красного (слияние твердого согласного и гласного звука).

Схемы предложений. Полоски по количеству слов в предложении, первое слово в предложении отмечено

выступающей линией (        ) и точка.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Звуковой файл

Фоторгафии

Анимационные эффекты в презентации «Буква п», «Итог»

Цветные карточки из картона

Полоски из бумаги

Используемые источники информации (литература, интернет, ЦОР и др.)

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2. 2821– 10

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие дяля учителей общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2011

Интернет ресурсы с сайта viki.rdf., yandex.ru

Картинки

http:// 081107-f-35-pilot-02

http:// 31d06154d423

http:// 1209905449_povarenok

http:// file-1891640-Stock-Photo---Chief---SHef-povar

http:// servirovka-stola

http:// povar1

http:// V-Table-042

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Педагогом на этапах урока:

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Построение проекта выхода из затруднения

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащимися  на этапах:

Актуализация знаний

Вторичное закрепление с проверкой по эталону


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Психологическая установка на урок:

Урок начинается со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза»  Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому. (Пауза)

- Внимание мое растет.

- Я, как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно. (Пауза)

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".

В начале урока дети выразили свое настроение, мотивацию учебной деятельности при помощи знаков «настроения», обосновали свой выбор.     Перед детьми была поставлена проблема: нужны ли школы ...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"

Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...

Урок письма 1 класс В гостях на улице Сезам. Письмо заглавной буквы П

Ознакомление с алгоритмом письма заглавной буквы «П»;отрабатывать умение находить сходные элементы с элементами новой буквы; формировать навыки каллиграфического письма;развивать познавательный интере...

Конспект урока письма 1 класс "ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТА "КОРОТКАЯ НАКЛОННАЯ ПРЯМАЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ"

Цель деятельности учителя: учить детей правильно писать элементы букв;Планируемые результаты: предметные: развивать навык правильного письма, развитие мелкой моторики, развивать у учащихся навыки звук...

конспект урока письма 1 класс, тема "Письмо ь и ъ знаков"

Цель: Организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знакаЗадачи:Образовательная:1.     Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.Развивающа...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо прописной буквы «Л». Звуки [л], [л’] "

Цели : формирование умения узнавания графического образа буквы «Л», формирование навыка написания прописной буквы «Л», слогов и слов с данной буквой....