Окончания имён существительных ед.числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Москова Жанна Анатольевна

Урок разработан в технологии процессуального маниторинга. Урок-закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лист достижений к уроку51.5 КБ
Microsoft Office document icon list_dostizheniy.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Окончания имён сущ ед. числа

Цели урока: 

Учить детей определять склонения имен существительных по двум основным признакам: окончанию и роду, стоящих как в начальной форме, так и в косвенной, определять  безударное падежное окончание имён сущ.

Развивать умение быстро определять склонение существительного и безударное падежное окончание имён сущ, логическое мышление, память, речь, воображение, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к природе, ответственность за выполненную работу, способствовать самореализации личности в учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.

-  Успокоились. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Чистописание на доске Н П                                                                                                        2мин

2. Актуализация знаний.

- Над какой темой мы с вами работали на прошлом уроке русского языка?

-  (Безударное падежное окончание имён существительных и закрепляем тему склонение имён существительных)

Сейчас  проверим, как вы это усвоили.

- Вам предстоит дать оценку высказываниям, но не цифрой, а строчными буквами п (пэ) и н (эн). Если вы согласны с утверждением, вы записываете на строчке букву п (что означает правильно), если не согласны, то букву н (что означает неправильно).

Уговор: буквы писать красиво и аккуратно!

Внимание! Слушайте и смотрите на экран!

А) Склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
Б) В русском языке 5 падежей.
В) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.
Г) Склонение – это постоянный признак существительного.
Д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

Е) Правописание безуд падежного окончания  сущ можно проверить ударным окончанием сущ того же типа склонения.

- Проверьте свои записи: (слайд 8)                                                                                               2мин

п н н п н п    

 На полях карандашом поставьте себе оценку за понимание высказываний. (1-2  ошибки- оценка 4, 3 ошибки- 3, больше трёх-2).Если у вас удовлетворительная оценка, то в течение сегодняшнего урока вы можете улучшить свои знания и повысить оценку.                                                  

Определите сейчас согласно знаниям свое положение на “листе достижений”.               1мин  

Рядом с последней буквой задания запишите с маленькой буквы словосочетание синяя птица (слайд 8).
- Как вы понимаете это выражение?
(Это символ счастья и удачи).    (слайд 9)

Люди говорят: поймал синюю птицу за хвост, т.е. в последнее время этому человеку везет, ему в делах сопутствует удача.

Этот символ можно увидеть на детском музыкальном театре в Москве имени Натальи Ильиничны Сац, которая создала этот театр (слайд 10).

Я надеюсь, что сегодня всем будет сопутствовать удача на уроке! В путь, друзья, за “синей птицей”!                                                                                                                                     2мин

3.Постановка цели- задачи на урок.                                                                                   2мин

Итак, давайте поставим цели-задачи на сегодняшний урок. (слайд 11)

Давайте вспомним, какие существительные  мы относим к 1, ко 2 и к 3 склонению. (дети называют и открывается слайд 12)

Следующее задание такое. Нам предстоит определить склонения существительных в словосочетаниях:

Прожорливость баклана.  Запись в тетради.(слайд 13)   Проверка.  (на слайде13)

Мини-сообщение.

Прожорливость этих птиц вошла в поговорку. Даже будучи сытым до отвала, баклан все равно продолжает охотиться. Глотка их словно резиновая и позволяет заглатывать очень больших рыб. Китайцы приручили баклана для рыбной ловли. Они надевают на шею птицы специальное кольцо, чтобы она не проглатывала добычу. Баклан хватает рыбу и несет хозяину в клюве, а хозяин взамен благодарит его кормом.

Мастерство чаек (2, 1).   (слайд14)

- Послушайте о чайках

Мини-сообщение.

Оказывается, чайки умеют строить гнезда практически везде и из любого материала. Им годится все – трава, перья, веточки, обрывки сетей, консервные банки и прочий мусор. В некоторых странах чаек охраняют за то, что они очищают пляжи от мусора.

Перевоплощение выпи (2, 3). (слайд 15)

- О выпи расскажет…

Мини-сообщение.

В искусстве принимать самые фантастические позы эта птица превзошла многих пернатых нашей планеты. Она мастерски может прикинуться корягой, пнем, сухим деревом или старым острым колом. Она может долго неподвижно стоять, пока не исчезнет угрожающая ей опасность.

Глупость фазанов (3, 2).(слайд16)

- Что узнал о фазанах …

Мини-сообщение.

Чуть ли не до обморока доводит фазана пробежавшая мимо мышь, а если увидит настоящую опасность, то от страха не может даже сдвинуться, в результате чего и бывает легкой добычей.

На подъем воды в реке смотрит, остолбенев, пока вода не смоет его с берега. А самка фазана бросает гнездо с птенцами, даже увидев ползущую улитку!

Листы достижений.                                                                                                  5мин

Отмечаем свои умения в листах достижений по выполненному заданию.

Сформулируем путь определения склонения имени существительного в виде схемы-таблицы.                                      

Проверьте    (слайд 17) Отмечаем в листе достижений.                             2мин

Физминутка         20мин

Взаимодиктовка (работа в парах)

Сейчас вы будите друг другу диктовать имена существительные с безуд падеж окончаниями, которые у вас на карточках. Тот, кто записывает слово должен вам  объяснить, почему он пишет то или иное окончание. А вы должны сразу же проверить. Как только вы свою работу в паре выполнили поднимаете руку и смотрите, кто ещё готов и пары меняются.

У дороги (Р.р 1скл),                к бабушке (Д.п 1скл) и т.д

Давайте вспомним правило проверки безуд падеж окончания .

Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения.

2вариант. Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить по склонению и падежу.                                            5Мин

Приступаем к выполнению задания.    

Разноуровневые  задания.

1уровень. Запишите имена сущ поставив их в нужный падеж с предлогом, выделите окончания.

Трясогузка (П.п)                                            синичка (Р.п)

снегирь  (П.п)                                                сорока (Д.п)

лебедь (П.п)                                                   выпь (Р.п)

2уровень.  Запишите имена сущ, вставьте пропущенные окончания используя слова-помощники. 1Скл - река, 2скл — крыло, 3скл — любовь.

О трясогузк   , о снегир  , о лебед  , без синичк  , к сорок  , без вып  .

3уровень.  Запишите имена сущ, определите склонение, падеж, выделите окончания.

О трясогузке (…), о снегире (…), о лебеди (…), без синички (…), к сороке (…),  без выпи (…).

Проверка (слайд..)        Отмечаем умения в листе достижения.             5мин

5. Тест                                                                                                           12мин

Д/задание. Напишите мини-сочинение (5-6 предложений) о любой птице.

Совет: воспользуйтесь энциклопедией, выберите самую интересную информацию.

Укажите над существительными склонение, выделите окончание.      (Слайд45)

Итог . Чему научились на уроке? Оценивание.

Закончить урок хочу цитатой.     Слайд (46)

Эмилия Николаевна Голованова (орнитолог, писательница, фотоохотник)



Предварительный просмотр:

Лист достижений

Предметные умения

  Ф.И                                                                                                                1 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У6

У7

Формулирую цели-результаты по теме урока

Понимаю высказывание по теме «Склонение имён сущ»

Быстро определяю тип склонения имени существительного

Разрабатываю схему-таблицу

как определить тип склонения сущ

Владею двумя способами проверки безуд падежного окончания имени сущ

Формулирую правило проверки  безуд падежного окончания имени сущ

Обосновываю выбор безуд падежного окончания имени сущ

Правильно выполняю задание текста(без ошибок)

Предметные умения

  Ф.И                                                                                                                2 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У6

У7

Формулирую цели-результаты по теме урока

Понимаю высказывание по теме «Склонение имён сущ»

Быстро определяю тип склонения имени существительного

Разрабатываю схему-таблицу

как определить тип склонения сущ

Владею одним способом проверки безуд падежного окончания имени сущ

Формулирую правило проверки  безуд падежного окончания имени сущ

Пытаюсь обосновать выбор безуд падежного окончания имени сущ

Выполняю задания текста допуская 1-2 ошибки

Предметные умения

  Ф.И                                                                                                                3 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У6

У7

Пытаюсь сформулировать цели-результаты по теме урока

Понимаю высказывание по теме «Склонение имён сущ»

 Определяю тип склонения имени существительного

Пробую разрабатывать схему-таблицу

как определить тип склонения сущ

Владею одним способом проверки безуд падежного окончания имени сущ

Пробую формулировать правило проверки  безуд падежного окончания имени сущ

Обосновываю выбор безуд падежного окончания имени сущ с помощью слов-помощников

Выполняю задания текста допуская 3-4 ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Презентация к уроку "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

Презентация к уроку русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"...

Окончания имён существительных множественного числа.

Урок русского языка в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа."...

Окончания имён существительных множественного числа

Урок русского языка с использованием частично- поискового метода....