Главные вкладки

    Окончания имён существительных множественного числа
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Алексеева Анна Алексеевна

    Урок русского языка с использованием частично- поискового метода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okonchaniya_sushchesivitelnykh_mnozhestvennogo_chisla.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»

    городского округа Орехово–Зуево

    Московской области

    Урок русского языка

    в 4 классе

    по теме

    «Окончания

     имён существительных множественного числа»

    подготовила учитель начальных классов

    Алексеева А.А.

    в рамках  недели гуманитарных наук

    12 декабря 2013года

    Цель: актуализация знаний об имени существительном как части речи.

    Задачи:

    - обобщить и закрепить знания о правилах правописания безударных имён существительных;

    - развивать умения обобщать и синтезировать знания, аргументировать и доказывать мнения;

    - воспитывать добросовестность, активность, наблюдательность.

    Ход урока:

    1. Орг. момент

    - Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Надеюсь, что вы будете внимательны, активны, старательны, тогда урок будет интересным и познавательным. Итак, начнём.

    1. Проверка домашнего задания.

     На дом учащимся было задано упражнение № 158 на стр 144 учебника Зелениной Л.М. (Русский язык для 4 класса нач.шк. в 2 ч ч.1.- М: Просвещение, 2010-191с.)

    - Назовите имена существительные множественного числа в форме именительного падежа. (Это существительные «леса», «берёзки», «ветви»)

    - Назовите имена существительные множественного числа в форме творительного падежа. (Это существительные «ветрами», «улитками»)

    1. Минутка чистописания

    На доске слова: Нар…дились, н…чевать, н…сти.

    - Чем похожи между собой эти слова? (Эти слова – глаголы, начинаются на букву «н», в корнях этих слов – безударные гласные)

    - Подберите проверочные слова. (Во время проверке учитель вставляет пропущенные буквы в слова на доске)

    - Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (Букву «н»)

    - Что можете сказать о звуке, который обозначает буква «н»? (Этот звук согласный, звонкий, непарный)

    - Вспомним, как правильно писать заглавную и строчную букву «Н»

    ( Учитель показывает на доске, дети прописывают строчку соединения Нн)

    - На минутке чистописания пропишем ещё одно слово, которое начинается на букву, которая находиться в первом слове «нарядились» и обозначает согласный твёрдый звук. (Это буква «н»)

    - Вторая буква в слове «ночевать» обозначает гласный безударный звук в корне слова. (Это буква «о»)

    - Третья буква в слове «нести» обозначает парный согласный звук, который нужно проверить. (Это буква «с»)

    - Какое слово получилось? (Получилось слово «нос». Дети прописывают это слово, обращая внимания на соединения букв)

    - Что такое нос?  (Это орган дыхания и обоняния.)

    1. Закрепление навыка определения падежей имён существительных.

    На доске фразеологизмы:

    Зарубить на носу (хорошо надолго запомнить)

    Водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение, обещать чти – либо и не выполнить обещания)

    Тыкать носом (указывать кому – либо на недостатки в резкой форме)

    - Объясните значение каждого выражения.

    - Какое из этих высказываний применимо к уроку? («Зарубить на носу, потому что нужно всё хорошо запоминать)

    - Запишите эти фразеологизмы, запомните их и старайтесь употреблять их в речи. Определите падеж существительного «нос» в этих выражениях.

    1. Словарная работа

    - В учебнике на стр 180 найдите словарные слова на букву «н».

    Слово «Народ» учитель записывает на доске, дети в тетради, выделяются орфограммы.

    Слово «Ноябрь» учитель записывает на доске, дети в тетради, выделяются орфограммы.

    - Придумайте такое предложение, чтобы в нём были два этих словарных слова.

    (Лучший вариант ученик записывает на доске.)

    - Разберите это предложение по членам предложения. (Ученик у доски, дети – в тетради)

    1. Закрепление навыка правописания безударных окончаний существительных единственного числа.

    На доске карточки:

    НОС

    НОС

    НОС

    НОС

    У каждого ребёнка на парте карточки: ОРОГ, С, КА, ТЬ, ПОД.

    - Мы малышки – коротышки,

    Будем рады, если ты

    Поразмыслишь и отыщешь

    И начала и концы.

    (Ребята подставляют карточки к словам «НОС» в начало и в конец. Должны получиться слова: носорог, поднос, сноска, разность)

    - Объясните лексическое значение каждого слова. (Сноска — это примечание, размещаемое внизу страницы документа, которое является комментарием к какому-либо месту основного текста.)

    Работа учащихся у доски

    - Записать существительное «носорог» в форме предложного падежа, объяснить правописание окончания.

    - Записать существительное «разность» в форме дательного падежа, объяснить правописание окончания.

    - Записать существительное «поднос» в форме творительного падежа, объяснить правописание окончания.

    - Записать существительное «сноска» в форме родительного падежа, объяснить правописание окончания.

     

    1. Физ. Минутка

    Выполнение дыхательной гимнастики

    Упражнение «Ракета»- Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком: «А-а-а-а». руки медленно опустить вниз.

    Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

    Упражнение «Ежики»  - Спокойное дыхание через нос.

    1. Работа над темой урока

    У каждого ученика на карточках текст:

        Она снова свистнула в свой свисток, и на кухню примчались морские свинки, одетые как люди: в передник…, с поварешк… и кухонными ножами за поясом. За ними прибежали белки - много белок, тоже на двух ногах; они были в широких шаровар… и зеленых бархатных шапочк…. Это, видно, были поварята. Они быстро-быстро карабкались по стен… и приносили к плите миски и сковородки, яйца, масло, коренья и муку. А у плиты суетилась, катаясь взад и вперед на своих кокосовых скорлупк…, сама старуха - ей, видно, очень хотелось сварить для Якоба что-нибудь хорошее. Огонь под плитой разгорался все сильнее, на сковородк… что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах.

    - Прочитайте текст. Из какой сказки этот  отрывок? (Сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

    - Что можете сказать о существительных, в которых пропущены окончания? (Эти существительные множественного числа)

     -Карандашом напишите окончания этих существительных  в карточке.

    - Уверены ли вы, что правильно выполнили это задание?

    - Давайте проверим. Для этого надо заполнить таблицу.

    Карточки у детей и таблица на доске:

    Окончания имён существительных множественного числа

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Именит.п.

    Родител.п.

    Дательн.п.

    Винител.п.

    Творител.п.

    Предлож.п.

    Ученики вместе с учителем рассматривают таблицы на страницах в учебнике 137, 138, 142, 142 и заполняют таблицу.

    Окончания имён существительных множественного числа

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Именит.п.

    ы, и

    ы,а,и

    и

    Родител.п.

    ей

    ов, ей

    ей

    Дательн.п.

    ам, ям

    ам, ям

    ам, ям

    Винител.п.

    ы, ей

    ов, ей

    ей

    Творител.п.

    ами, ями

    ами, ями

    ами, ями

    Предлож.п.

    ах, ях

    ах, ях

    ах, ях

    - Что нужно сделать, чтобы пользуясь таблицей проверить правильность написания окончаний существительных множественного числа? (Нужно определить склонение имени существительного, затем определить падеж и посмотреть окончание в таблице)

    По этому плану проводиться проверка окончаний, которые дети написали у существительных в тексте.

    1. Закрепление знаний о правописании окончаний существительных множественного числа.

    Запись под диктовку

    Правила ухода за носом

    Нельзя ковырять в носу пальцами и тем более острыми предметами.

     Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

    Нельзя пользоваться чужим носовыми платочками.

     Нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей.

    - Найти в каждом предложении существительное множественного числа , выделить окончание, определить падеж

    10) Итог урока

    - О чём говорили на уроке?

    - На странице 168 найдите упражнение 164, прочитайте задания и предложения. Помогут ли вам знания, которые вы сегодня получили выполнить это упражнение?

    - Зарубили ли вы на носу как писать окончания существительных?

    Все правильно, вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали. Я дарю вам стихотворение про наши замечательные носы:

    Нос не должен быть простужен,
    Нос здоровый всем нам нужен,
    Чтобы сон, когда придет
    Тихо спать, закрывши рот.
    Еще можно пожелать:
    Пальцем в нос не залезать,
    День на солнце не сидеть –
    Носик может обгореть!
    А зимой в большой мороз
    Не высовывать свой нос!

    11) Домашнее задание      стр.148   упр 164

    12) Выставление оценок.

    Литература:

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 216с

    Волина В.В. Праздник Букаваря. М.:АСТ-ПРЕСС, 1995.- 384с

    Интернет ресурсы:

          http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-nod-dlja-detskogo-sada-po-    teme-nash-nos.html

    http://rudocs.exdat.com/docs/index-404490.html

           http://lukoshko.net/gauf/gaufas1.shtml


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

    На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

    Окончания имён существительных множественного числа.

    Урок русского языка в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа."...

    Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

    Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

    Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

    Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

    Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа

    Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в   форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах....

    Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

    Презентация  куроку русского языка 3 класс. Тема: "Правописание окончаний имён существительных множественного числа"...