Окончания имён существительных множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Болонева Марина Георгиевна

Разработка урока по русскому языку на тему  "Окончания имён существительных множественного числа."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Окончания имён существительных множественного числа.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания детей о правописании безударных окончаний существительных множественного числа; совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных;

Метапредметные: развивать внимание, память, мышление;

Личностные: воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Настрой на урок.

Учитель. Удобно сядьте. Повторяйте за мной:

                Сейчас я начну учиться.

                Я радуюсь этому.

                Внимание моё растёт.

                Память моя крепка.

                Голова мыслит ясно.

                Я хочу учиться.

                Я готов к работе.

                Работаю.

2. Актуализация опорных знаний.

- Что мы знаем об имени существительном?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Имя существительное:

                - самостоятельная часть речи;

                - обозначает предмет;

                - отвечает на вопросы кто? что?;

                - одушевлённое или неодушевлённое;

                - имеет род и склонение;

                - изменяется по числам и падежам;

                - в предложении бывает как главным, так и второстепенным членом.

Учитель. Прочитайте словосочетания левого столбика и устойчивые выражения правого столбика.

                Хорошо видно.                      Гладить по головк… .

                Всё время хвалить.               Видно как на ладон… .

                Очень медленно.                   Делать из мух… слона.

                Сильно преувеличивать.      В час по чайной ложк… .      

Учитель. Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые выражения из правого столбика.

Ученики. Хорошо видно.                    Видно как на ладон… .

                 Всё время хвалить.              Гладить по головк… .

                 Очень медленно.                 В час по чайной ложк… .      

                 Сильно преувеличивать.    Делать из мух… слона.      

Учитель. Как проверить безударное падежное окончание имён существительных в единственном числе?

Ученики. 1. Поставить слово в начальную форму.

                 2. Определить род, склонение, падеж.

                 3. Вспомнить окончание.

Учитель. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж.

Ученики вставляют окончания и проверяют свои ответы.

Слайд 5. Видно как на ладони (П. п.)

                Гладить по головке (Д. п.)

                В час по чайной ложке (Д.п.)      

                Делать из мухи (Р. п.) слона.  

Учитель. Давайте запишем другие словосочетания, определим склонение и падеж, а также выделим окончания. Запись под диктовку.  

Стоит у дорожк…, приехал к бабушк… Кат…, заботился о матер…, вытащил из проруб…,слушал брата, лежал в постел…, от деревн… к деревн….  

Взаимопроверка.

Учитель. Кто выполнил без ошибок?

                Кто допустил 1 – 2 ошибки? Более?

                Над чем ещё надо поработать тем, кто допустил ошибки?

3. Физкультминутка.

4. Окончания имён существительных во множественном числе.

Учитель.

Слайд 6. Что мы знаем об именах существительных во множественном числе?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Слайд 7. Имена существительные во множественном числе:

                - не различаются по склонениям;

                - имеют одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п., Т.п., П.п.;

                - у неодушевлённых существительных одинаковые окончания в И.п. и в В.п.;

                - у одушевлённых – в Р.п. и в В.п..

5. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.

Страница 94. Упражнение 105. (Ученики 3 группы получают таблицы-помощники «Окончания имён существительных во множественном числе» )

Учитель. Прочитайте задание.

                Прочитайте стихотворение.

                По цепочке вставьте пропущенные буквы (Орфограмма – проверочное слово).

                Спишите ту часть задания, которая вам посильна, с которой вы справитесь.

                Кто справится со всем заданием?

                Кто с двумя частями? С одной?

Самостоятельная работа.

Коллективная работа над заданием к упражнению.

  1. Назовите падеж и окончание существительных в единственном числе.
  2. Назовите падеж и окончание существительных во множественном числе.
  1. Разберите второе предложение по членам.
  2. В третьем предложении выделите основу.

6. Закрепление.

Учитель. Прочитайте пословицы и подумайте, какое слово пропущено в них. Это разные формы одного и того же слова.

                                                              В.п.

Слайд 8. Жизнь дана на добрые ________.

                             Р.п.

                Всех ________ не переделаешь.

                                    Д.п.

                По твоим _______ о тебе судят.

                                                                   П.п.

                Умён на словах, да глуп на _________.

                                                                  Т.п.

                Языком не спеши, а _________ не смеши.

                     И.п.

                ________ как сажа бела.

Ученики высказываются и приходят к выводу, что пропущено слово дела.

Учитель. Поставьте это слово в тот падеж, который необходим.

                                                                 В.п.                                          

Слайд 9. Жизнь дана на добрые дела.

                          Р.п.

                Всех дел не переделаешь.

                                   Д.п.

                По твоим делам о тебе судят.

                                                                                П.п.

                Умён на словах, да глуп на делах.

                                                      Т.п.

                Языком не спеши, а делами не смеши.

                  И.п.

                Дела как сажа бела.

7. Итог урока.

Учитель.  Что закрепляли на уроке?

                 Что было трудно? Что легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Окончания имён существительных множественного числа.

Урок русского языка в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа."...

Окончания имён существительных множественного числа

Урок русского языка с использованием частично- поискового метода....

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа

Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в   форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах....

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

Презентация  куроку русского языка 3 класс. Тема: "Правописание окончаний имён существительных множественного числа"...