Слова с непроизносимыми согласными
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Шикина Инна Викторовна

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми    согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

> работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слова с непроизносимыми согласными.

Цель:

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми    согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

                            > работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

ХОД УРОКА.

I. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока:  «Слова с непроизносимыми согласными».

- Цель урока: упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными; развивать умение пользоваться правилом при написании слов с непроизносимой согласной; работать над предложением; развивать орфографическую зоркость.

1. Чистописание.

       - Сейчас минутка чистописания. Пишем безотрывно, красиво, аккуратно.

- А сейчас пишите.

 


 


-      /1

- О чём эта пословица? (беречь время)

- А бережёте ли вы своё время?

- Какие пословицы о труде и времени вы ещё знаете?

- Труд кормит, а лень портит,

- Без труда не выловишь  и рыбки из пруда.

- Человек познается в труде.

  - Делу время, потехе час.

И девиз нашего урока: «Каждой секундой в труде дорожи». Запишите.

            II. Напоминаю, что тема  урока:  «Слова с непроизносимыми согласными» и мы приступаем к работе над темой урока.

а) Давайте вспомним:

Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т) (в)

Как они называются?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными.

- Проблема наша такая:

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

б) Давайте посмотрим, какие слова требуют проверки, какие являются проверочными.

Я читаю:

Ярос ... ный ветер гнёт деревья до земли.

  Лев был в сильной  ярос ... и.

1. Назовите слова, в которых пропущены буквы.

(яростный, ярости)

2. Какое слово можно написать без проверки?

(ярости)

3. Почему?

(пропущена непр. согл., но этот звук произносится чётко)

4. Почему слово «яростный» прежде чем написать, нужно проверить?

(так как пропущена непр. согл., она не произносится)

5. Чем является слово ярости для слова яростный?

(проверочным однокоренным словом)

6. Возвращаемся к проблеме.

Как    проверить    написание     слов    с    непроизносимыми согласными?

Вывод:   Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

- Зашипите сначала второе предложение, а потом первое. Подчеркните пропущенные буквы.

-  Разберите слова по составу:       ярости

                                                                  яростный

   -  Сравните, одинаково ли написаны корни в словах ярости, яростный?

Итак, ещё раз.

Прочитаем правило в учебнике.

в) - Вы мне доказывали, что любую непроизносимую согласную можно проверить.

    - Замените одним словом и запишите, (с комментированием)

Пасмурный, серый, хмурый день. (ненастный)

Сухой, гибкий, тонкий. (тростник)

Способность ощущать, воспринимать, переживать. (чувство)

Шумный, радостный, весёлый. (праздник)

Сверкало, сияло, блестело, светило. (солнце)

    - Найдите слова, которые нужно запомнить, как пишутся (праздник, чувство).

Так всегда ли можно проверить непроизносимую согласную в корне слова? (нет)

Что это за слова? (их надо запомнить, т. е. словарные слова)

Вывешиваю на доску.

праздник

чувство

-  Откройте словарь и запишите ещё одно слово со словаря с непроизносимой согласной, которую нельзя проверить (лестница).

Вывешиваю на доску.

лестница

 

- Что нужно сделать с этими словами? (запомнить)

г) Над закреплением данной темы работаем по таблице устно.

- Я читаю слово, они называют проверочное.

мес…ный

здра...ствуй

сер...це

радос...ный

со...нце

грус...ный

ярос...ный лес...ница праз...ник свис...нул звёз...ный

 

Так как же проверить непроизносимую согласную?

Физ - пауза.

д) - А сейчас очень интересное упражнение. Оно меня заинтересовало. Давайте посмотрим его в учебнике.

Читаем.

   -   Какими словами я могла заинтересоваться и думала, что вы ошибаетесь?

(2 строка властный, устный, грустный, скоростной)

Пишем.

Проверка.

У кого так?

Поставьте оценки карандашом сами.

Какой частью речи являются данные слова? (прил.)

Какие окончания в данных словах имеют им. прил.? (-ый, - ой)

Хорошо! Молодцы!

Д/з. работа по учебнику, выучить правило (устно разобрали д/з).

2. А сейчас поработаем над предложением.

-  Какое время года сейчас? (конец осени)

- Кажется, совсем недавно было лето. Но оно прошло, и у нас остались самые прекрасные воспоминая о лете. Наши предложения будут воспоминанием о лете.

Пишем с комментированием, выделяя орфограммы.

Погода стояла прелестная.

Ярко светило солнце.

Летом распускаются чудесные цветы.

III. Итог урока:

- Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т, c)

- Как они называются? (непр. согл.)

- Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Молодцы,  вы хорошо работали на уроке  и следовали нашему девизу:  «Каждой

секундой  в труде дорожи».

 

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...