«К тайнам нашего языка»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

«К тайнам нашего языка»

1-й класс

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_idu_na_urok.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

«К тайнам нашего языка»

1-й класс

Какие бывают слова?

Урок 2

Тема. «Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?».

Оборудование. Учебник «Русского языка», таблицы.

I. Введение в тему урока

До начала урока учитель помещает на доску две таблицы: со с. 15 учебника (с пустыми графами) и со с. 13 (без слов-примеров и вопросов).

Учитель. Вам знакомы эти таблицы?

Дети. Да.

У.  Мы заполняли их на прошлом уроке. Как вы думаете, сможем ли мы снова собрать таблицы? Попробуем. Примеры слов ставить не будем, а вот вопросы постараемся вернуть на место. Давайте работать так: вы рассказываете по таблице, называете вопросы, а я вписываю их.

Учащиеся по наводящим вопросам учителя повторяют уже знакомые им сведения. Постепенно таблицы заполняются.

– Теперь, когда таблицы готовы, вернемся к рисунку на странице 16 и поищем примеры слов для наших таблиц.

Устно собираются примеры разных групп слов.

– Сегодня мы продолжим разговор о словах-названиях. А вот какие слова мы будем учиться разграничивать, я думаю, вы скажете сами в конце урока.

II. Разграничение слов, отвечающих на вопросы кто? что?

У. На странице 17 учебника вверху прочитайте хором строчку из известного вам произведения и узнайте его.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. Кто ее автор?

Д. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель показывает книгу Пушкина с этой сказкой.

У. Перечитайте строку из сказки и найдите слово, которым названо животное.

Д. Рыбка.

У. Сколько «опасных» мест в слове? Отметьте их.

Дети выполняют задание.

– Это слово мы будем списывать, но сначала  пропишем буквы б,к.

Обсуждают написание и пишут по одному разу.

 А теперь напишем те же буквы, правильно их соединяя.

Дети прописывают один раз.

– Готовимся к списыванию. Какие действия нам осталось выполнить?

Дети выполняют задание.

– С кем еще мы встречаемся в сказке Александра Сергеевича Пушкина?

Д. Со стариком и старухой.

У. Запишем эти слова-названия в столбик под словом рыбка.

У. Проговорим и запишем первое слово – старик.

На доске карточки, напоминающие о самодиктовке и проверке.

– Прежде чем записать второе слово – старуха, уточним элементы буквы, которая нечасто встречается, – буквы х.

Буква один раз прописывается на той же строке, где были написаны предыдущие.

– Теперь проговорите и, диктуя себе, запишите слово старуха.

Дети записывают.

– Вспомним, что просила и получила старуха от золотой рыбки. Я буду читать строки из сказки (с. 17 учебника, упр. 21), а вы хором дочитывайте выделенные слова.

Прочитываются все три отрывка.

– Нет ли в отрывках слов, о значении которых вы хотели бы спросить?

Д. Нет.

У. Тогда у меня к вам вопрос: «Что называют слова изба и терем?»

Д. Это дома, где живут.

У. Найдите на рисунке избу и терем. Чем они отличаются?

Д. Терем красивый, а изба не очень.

У. Хотите проверить, точно ли мы объяснили значение этих слов? Это можно сделать, обратившись к странице 135 учебника. Откройте ее, и пока прочитаем только последнюю строчку. Какое уточнение надо сделать?

Д. Терем – красивый дом .

– А про слово изба написано, что не очень красивый.

У. Сейчас мы с вами узнали точные значения слов. Так всегда нужно поступать, встречаясь со словами, которые не понятны или не совсем понятны. Дома прочитайте совет авторов в голубой рамке на странице 18.

А теперь вернитесь к тетради и запишите слова изба и терем во второй столбик. Не забудьте пропустить строку и действовать по правилам списывания.

Пока дети работают, учитель пишет на доске два вопроса: кто? что?

– Прочитайте вопросы. Нам надо решить, к какому столбику слов какой из этих вопросов подходит.

Перечитайте слова первого столбика. Кого они называют? Какой вопрос вы для них выберете?

Д. Кто?

У. А на какой вопрос отвечают слова второго столбика?

Д. Что?

У. Давайте проверим наш выбор.

Правильное ли решение мы приняли? Впишите вопросы на оставленную строку – каждый над своим столбиком. Проговариваем их.

Дети пишут под коллективную самодиктовку.

– Какие же слова-названия отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?

III. Формирование умения различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

У. Я буду называть слова, а вы решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто? или что? Если на вопрос кто?, хлопните в ладоши один раз, а если на вопрос что? – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, сколько раз хлопнете? А если людей, животных?

Собака,книга.кот,лента,водолаз,кружка.

Посмотрите на рисунок на странице 19 и сами подберите как можно больше слов-названий, которые отвечают на вопрос кто?

Д. Мальчик, корова.конь.ёжик,мама,кошка.

У. А теперь – на вопрос что?

Д. Трава,торт,соль.

У. Как вы думаете, а слово хвост на какой вопрос будет отвечать? А слова лапа, ушки?

Выслушиваются ответы детей.

 Вот какой хитрый русский язык! Слово котенок отвечает на вопрос кто?, а слова хвост и лапа – что?

Переверните страницу. Прочитайте слова в первой строчке и найдите одно, отвечающее на вопрос кто?, которое мы, рассматривая рисунок, не назвали.

Д. Малыши.

У. Отметьте в нем «опасные» места, подготовьтесь и запишите в тетрадь. В какой столбик вы его поместите?

Д. В первый.

У. Посмотрите вокруг. Назовите еще слова, которые можно было бы записать в тот же столбик. Какие слова вы будете искать?

Д. Те, которые отвечают на вопрос кто?

Были названы слова: ученики, учительница, Сережа. К последнему слову, естественно, пока особое внимание не привлекалось, поскольку понятие «имена собственные» еще не обсуждалось.

У. А теперь приведите примеры слов-названий, которые отвечали бы на вопрос что?

IV. Подведение итогов урока

У. Какие же слова-названия мы сегодня учились разграничивать?

Дети отвечают.

– Дома выполните совет авторов, выделенный желтой рамкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...

Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс

Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»,  3 класс...