Имя прилагательное
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Липатова Полина Матвеевна

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное в 3 классе".

Содержит описание хода урока, задания и все дополнительные материалы.

Цель: обобщить и закрепить знания детей об имени прилагательном, развивать орфографическую зокость, расширять словарный запас, формировать устную и письменную речь, развивать наблюдательность, воображение, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx82.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка в 3 классе

Программа: «Школа 2100»

Учебник: «Русский язык» 3 класс

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

М:- Баласс, 2011 год

Тема: «Имя прилагательное»

Преподаватель Липатова Полина Матвеевна

Цель:

- обобщить и закрепить знания детей об имени прилагательном;

- развивать орфографическую зоркость;

- Расширять словарный запас;

- формировать устную и письменную речь;

- развивать наблюдательность, воображение, память;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

Картинка с изображением скворца;  диск – звуки капели, шум ручья, пение птиц; карточки с индивидуальной работой; иллюстрации весны.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Учитель:Сегодня у нас необычный урок. Мы должны подвести итог нашей работы на протяжении нескольких уроков.

- Какую тему мы изучали?

Учащиеся: Имя прилагательное.

Учитель: Сформулируйте проблемы, которые мы решали на этих уроках, и какие вопросы возникали при изучении этой темы и на которых мы сегодня должны остановиться.

Учащиеся:  Роль прилагательных в русской речи.

- Связь имен прилагательных с другими частями речи.

- Образование имен прилагательных.

-        Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Учитель:А какую работу предполагает вот такая ваша посадка? Для чего это нам нужно?

- Верно. Сегодня мы с вами работаем в команде. А это значит помогаем друг другу, чувствуем поддержку друга в трудную минуту и приходим на помощь.

- И оценивать мы будем ваши достижения в команде.

- Вы обратили внимание на флажки у вас на столе? Победит та команда, у которой полотнище флага поднимется на вершину древка. А поднимать его будут вот такие смайлики, которые вы будете получать в ходе урока:

- за правильные и точные ответы––зелёный смайлик;  

- за неточные ответы– – красный смайлик.

Учитель:Ну, а теперь в путь!

- Календарная весна уже наступила, но в нашем крае это время года затягивается. Пригласим весну на урок (Звучит диск).

- Какие звуки весны вы слышите?

Учащиеся:капель, шум ручья, пение птиц.

Учитель:Какое настроение создают эти звуки?

Учащиеся:Весеннее, радостное, чудесное, приподнятое

Учитель: Послушайте загадку:

В саду на шесте – деревянный дворец,

Во дворце весенний певец – ……

- Звучит пение птицы.

О ком идет речь?

Учащиеся:(Скворец)

Учитель: Скворец – первая птица, которая возвещает приход весны (вывешивается картинка с изображением скворца).

- Опишите своими словами внешний вид птицы.

Учащиеся: темное оперение, певчая птица, белая крапинка по оперению, небольшая птица, перелетная.

Учитель: А еще эту птицу называют весенний певец. Это небольшая перелетная певчая птица, с темным оперением из семейства скворчиных. В наши края прилетает обыкновенный скворец во второй половине марта. Поедает огромное количество вредных насекомых, которых достает из под коры деревьев своим тонким, длинным клювом. Поэтому люди с радостью весной ждут эту перелетную птицу в своих садах. И готовят им готовые домики – скворечники.

- Особенность этой птицы в том, что она за сезон дважды откладывает яйца и выращивает птенцов.

Работа над словом.

Учитель: Запишите в тетрадях слово – скворец. Какую орфограмму вы видите? Докажите!

- Какую работу можно провести с этим словом?

Учащиеся:Разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, фонетический разбор, морфологический разбор.

Учитель: Обсудите, над чем вы будете работать?

I  Команда – подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.

II Команда – фонетический разбор слова.

Обе команды обговаривают задания и по одному представителю от каждой команды приглашаются работать у доски, а остальные работают в своих тетрадях. Каждая команда над своим заданием.

Если у доски возникают затруднения ученик может подходить к своей команде за помощью.

I  Команда – скворец, скворушка, скворечник, скворцовый, скворчонок.

- разбор слова по составу выходят комментируют по одному из команды.

II Команда –скворе́ц - [сквар′эц]

с [с] – согл., парн., глух., тв.

к [к] – согл., парн., глух., тв.

в [в] – согл., парн., зв., тв.

о [а] – гласн., безуд.

р [р′] – согл., парн., зв., мягк.

е [э] – гласн., уд.

ц [ц] – согл., непарн., глух., тв.


2 слога, 7 букв, 7 звуков

Работа над предложением.

На доске:

Скоро к нам в цвету́щие сады́верну́тсяпе́вчие скворцы́.

Учитель:А что нужно сделать, чтобы предложение стало более ярким, выразительным? (добавить прилагательные)

- Предлагаю командам придумать свои варианты предложения с добавлением имен прилагательных.

1 ученик от I команды:выходит и записывает предложение на доске с комментированием орфограмм и зарабатывает «смайлик» для своей команды.

1 ученик от II команды:разбирает предложение по членам предложения и зарабатывает «смайлик».

Морфологический разбор.

Ученики читают свои предложения и зарабатывают «смайлики» для своих команд.

Учитель: Какую же роль играют имена прилагательные в речи?

- Прилагательные делают нашу речь живописной, яркой, выразительной. Без них речь бедна, не выразительна.

- Решена у нас эта проблема? Понятна нам роль имен прилагательных в речи? Доказали? Убедились?

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Учитель: А теперь я предлагаю обобщить наши знания, полученные на уроках с помощью алгоритма (на доске плакат «Имя прилагательное»). Он поможет обобщить наши знания об имени прилагательном.

Итак, перекличка команд – I команда начинает, II команда продолжает.

Имя прилагательное

…. часть ….

Обозначает ….

Отвечает ….

Согласуется ….

Изменяется …..

В предложении ….

Правописание безударных падежных окончаний ….

(проверяем вопросом)

Связь прилагательных с существительными.

Учитель: Вы теоретически показали высокие знания об имени прилагательном. Давайте теперь ваши знания проверим на практике.

- Каждой команде предлагается стихотворный текст.

1)Найдите в нем словосочетания «существительное + прилагательное».

На доске:

вопрос

        

Существительное + прилагательное

- Какое слово главное? Какое зависимое?

(от главного слова к зависимому ставим вопрос)

2) Определите падеж имени прилагательного и выделите окончание (над текстом работают все в команде).

Учитель: Начинаем проверку:

По одному словосочетанию читает команда, объясняет падеж и окончание имен прилагательных.

Учитель: Как определили падеж прилагательного?(по существительному).

Как определили окончание прилагательного? (по вопросу).

В группе сработали хорошо.

Учитель: А теперь проверь и оцени себя сам.

На доске:

- составьте словосочетания

- поставьте прилагательное и существительное в нужном числе и падеже

- выделите окончания

Плакат

Звонкая ручей – ед.ч. Р.п.

Яркий солнце – ед.ч. Д.п.

Теплый день – мн.ч. Т.п.

Весенний гроза – ед.ч. В.п.

- работаем в тетрадях (проверка в парах и с доской)

Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.

Дополнение.

Учитель:Теперь оцените каждый себя, как вы работали на уроке.

- Выберите свой ответ на вопрос: «Как я усвоил тему «Имя прилагательное»».

На доску вывешиваю плакат:

- Я отлично усвоил эту тему. Справился со всеми заданиями без ошибок.

- Мне необходимо еще поработать над … - проговорить, что не получилось на уроке.

Если вы хотите поделиться со мной своими ответами – подойдите ко мне отдельно и мы все обсудим.

Учитель:А теперь подведем итоги работы команд.

- Посчитайте, сколько вы заработали «смайликов»?

- На какую вершину поднимется ваш флаг?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали.

- И у всех весеннее настроение!

 Домашнее задание

Учитель:Предлагаю вам творческое задание. Написать сочинение – миниатюру о весне.

Сочинение – миниатюра Весна

- пишите сами

- пишите с опорными словами: день, небо, тепло, солнце, деревья, трава, почки.

- с опорными словосочетаниями:

Пришла          весна. Воздух стал         . Солнце светит         . На деревьях          почки. Все с          ждут весну.

 Дополнение.

Учитель: Замечательно, все проблемы, которые были вами выдвинуты мы на уроке рассмотрели. А я хотела бы предложить ещё одну проблему, которую мы бы рассмотрели.

- это образование имен прилагательных.

- кто скажет, как же мы образовываем прилагательные? От каких частей речи? (от существительных с помощью суффиксов).

- я предлагаю существительное – вы образовываете прилагательное (запись в тетрадях)

Солнце – солнечный

Весна – весенний

Радость - радостный


Карточка с индивидуальной работой

Весенний наряд обновили. В зеленых побегах леса. И нас на заре разбудили. Весёлых скворцов голоса.

Знакомую звонкую песню. Мы сразу узнали вдали. Ребята, ребята, скворцы прилетели! На крыльях весну принесли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...