Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема урока " Написание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc672 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Интегрированный урок

 по русскому языку, природоведению

                         и изобразительному искусству.

Тема:   Написание слов с непроизносимыми согласными.

Цели:   1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.

             2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми  

                 согласными.

             3. Развивать орфографическую зоркость.

             4. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:   репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима», блок-  

                            схема алгоритма, палитра самооценки.

Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

Зарисовка на полях тетради настроения.

Минутка чистописания.

К Ф Ю – Что общее в написании этих букв?

(Прямая черта с петлёй внизу у К и Ю, у Ф прямая черта с закруглением внизу).

Оформление работы

                                                   Число

                                          Классные работа.

Вступительная беседа.

Какие имена начинаются с буквы К?

(ответы детей)

С именем Константин связан наш сегодняшний урок

Константин Фёдорович Юон. Так звали русского художника-пейзажиста.

Кто такой пейзажист?

(художник, который рисует пейзажи)

А что такое пейзаж? Слово имеет 2 значения:

Это общий вид какой-нибудь местности.

Рисунок, картина, изображающая виды природы, а так же описание природы в литературном произведении.

                  Слово пейзаж французское, ему соответствует немецкое

                  ландшафт.  

Итак, запишем под диктовку.

Константин Фёдорович Юон – знаменитый русский художник. Он рисовал картины родной природы.

Сегодня на уроке мы обратимся к репродукции его картины, нарисованной в 1947 г. «Русская зима».

Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать природу в зимнем убранстве, умел передать своё восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. К.Ф. признавался:

«Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски».

А разве не созвучны с его картиной слова А. С. Пушкина:

Под  голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Или:

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

И ещё:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод.

Прочитайте ещё раз эти строки. Найдите и объясните

     возможные ошибки.

А какие чувства испытываете вы, глядя на зимний пейзаж?

(ответы детей: восторг, восхищение, радость, дух захватывает)

Обратимся к репродукции картины.

Какие краски использовал художник?

(Ответы детей: голубые, серые, холодные)

Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы.

Дайте определение слову ПРИРОДА.

Природа – слово многозначное.

Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.

Весь органический и неорганический мир в его противопоставлении человеку.

Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).

переносное. Основное свойство, сущность.

           по природе – по характеру,

           от природы – от рождения.

Объяснение нового материала.

Прочитайте предложения на доске:

Зима – это праздник природы. Белая волшебница торжествует. Мы чувствуем её огромную власть.

Прочитайте подчёркнутые слова. Обратите внимание на согласные.

А теперь послушайте, как я их произнесу.

Не все согласные произносятся. Некоторые из них исчезают, исчезают потому, что стыки из 3-х согласных трудно произносятся, и мы их упрощаем. Эти согласные называются непроизносимыми.

В слове             ПРАЗДНИК выпадает звук Д,

                          ЧУВСТВУЕМ – звук В,

                          ЛЕСТНИЦА    – звук Т.

Написание этих слов проверить нельзя, поэтому их надо запомнить.

Об этимологии этих слов, то есть происхождении, мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас прочитайте в строках А.С. Пушкин слова, выделенные голубым цветом.

Выпишите их в столбик:

Солнце –

Прелестный –

Радостно –

Счастлив –

Сердце –

Звуки при произнесении выпадают, но их можно проверить.

А как это сделать?

Поможет этому решению АЛГОРИТМ, который похож на лестницу.

Итак, мы подошли к выведению правила:

Кто это сделает?

Чтобы проверить написание непроизносимого согласного звука, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

А теперь прочитайте слово, выделенное зелёным цветом.

ЧУДЕСНЫЙ.

Между звуками С и Н нет Т, но может показаться что он есть.

Давайте проверим: ЧУДЕСА. Звук Т не слышим, а значит и не пишем!

В словах ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, ОПАСНЫЙ, НАПРАСНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ букву Т не пишем!

Запомнить это вам поможет стишок:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Интересно!

                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Работа с учебником.

Откройте учебник на с. ____ и прочитайте правило.

А ещё вам поможет РАДИОНЯНЯ.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

Чтоб за звуком непонятным

Гласная стояла.

Ужасно – ужасы

Опасно – опасение

Прелестно – прелести

Уместно – местечко.

Тренировочные упражнения.

А теперь потренируемся в применении этого правила.

От данных существительных образуйте прилагательные

НЕНАСТЬЕ –

КРЕПОСТЬ –

СТРАСТЬ –

ПРЕЛЕСТЬ –

КОРЫСТЬ –

ДОБЛЕСТЬ –

СЧАСТЬЕ –

Замените словосочетание одним словом по образцу:

Оказывать честь –

Принимать участие –

Оказывать шефскую помощь –

Испытывать чувства –

Осуществлять власть –

Издать свист –

Издать хруст –

Торжественно идти –

                     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Творческая работа.

Из слов составьте небольшой рассказ на тему «Русская зима»

Зима властвует на земле. Дед Мороз шествует по своему царству. Наступил Новый год. Школьники участвовали в новогоднем празднике. Их чествовали за красивые костюмы. Шефскую помощь оказали предприниматели.

Проверим, что написали.

Обращаемся снова к репродукции.

Снег, снег, снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Но жизнь идёт своим чередом.

Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая в снегу, ребята идут, оживлённо разговаривают, размахивая руками.

Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок, на котором стоят дома. Из домов высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках. Им не страшен мороз. Возле изб запряжённые в сани лошади, мужик едет верхом. У них свои крестьянские заботы. Снег и мороз бессильны сковать жизнь.

Ребята, вам близка эта картина? Чем?

Когда вы видели такую красоту?

А какие забавы зимой у вас?

Итог урока.

Зарисуйте на полях тетради своё настроение.

Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?

Что узнали нового?

Кто доволен тем, как работал.

Спасибо всем! Хочется отметить работу учащихся.

Задание на дом.

Задания к уроку.

N 1. Прочитайте. Укажите возможные ошибки.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод.

N 2. От данных существительных образуйте прилагательные.

Образец: Ненастье – ненастный. 

Крепость –

Страсть  –

Прелесть –

Корысть –

Доблесть –

Счастье –

N 3. Замените словосочетание одним словом.

Образец: Торжественно идти – шествовать.

Оказывать честь - ________ ,

принимать участье - ________ ,

оказывать шефскую помощь - ________ ,

испытывать чувства - ________ ,

осуществлять власть - ________ ,

издать свист - _______ ,

издать хруст - _______ .

       Используя данные слова, составьте небольшой рассказ на тему        

       «Русская зима».

          обозначения непроизносимого согласного звука

                                   в корне слова.

непроизносимый

     согласный


 пиши по звуку

        

   проверяемый

            Нет

        Да

смотри в словарь

          Нет


подбери  однокоренное слово, где этот звук слышится ясно

        Да


пиши по звуку

Не чудесно,

не прекрасно,

 

    А ужасно и опасно,

 

    Букву Т писать напрасно.

 

    Интересно!

Словарь

праздник

чувствовать

 лестница

Палитра самооценки

Радость                                               Сосредоточенность

   

               

         Недовольство                                                                  Уныние

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....