"Опасные места в словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ирина Александровна Плеханова

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке дети путешествуют, повторяют правила правописания слов на изученные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку: «Опасные места в словах» 2 класс.

Цели: обучать умению слышать и видеть в словах «опасные» места (безударные гласные, парные согласные), правильному письму слов с проверяемым и непроверяемым написанием; закреплять знания об «опасных» местах в словах русского языка; развивать умение видеть орфограммы в словах, графически обозначать орфограммы, подбирать проверочное слово (условия выбора).

  Оборудование: толковый словарь С.И.Ожёгова, школьный орфографический словарь, карточки с названиями транспортных средств, иллюстрации к словам, памятки, запись песни из мультфильма «Кот Леопольд» и В. Шаинского «Голубой вагон».

                                   Ход урока:

1.Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок! Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Дети проверяют посадку, готовность к уроку. Открывают тетради и записывают число.

2.Постановка темы и цели урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим путешествие. Вы любите путешествовать? (да)

- Что такое путешествие? (поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам для отдыха, ознакомления).

-  Как называют человека, который путешествует? (путешественник)

- Как называют путешествие вокруг света, вокруг земного шара? (кругосветное)

- Наше путешествие тоже будет кругосветным. Какую форму имеет Земля? (форму шара)

- Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан на парусных кораблях. Как нужно вести себя во время путешествия? ( помогать друг другу, уважать, быть внимательным, дисциплинированным)

- Итак, вы готовы? Закройте глаза, просчитайте про себя от десяти до одного в обратном порядке … Откройте глаза.

За 40 минут мы должны посетить несколько станций, но при условии, если вы отгадаете названия транспортных средств, на которых мы будем передвигаться. Послушайте отрывок из песни.

Звучит запись песни из мультфильма «Кот Леопольд».

- Кто поёт песню? На чём он едет? (на велосипеде)

- Правильно. Посмотрите на доску.

На доске появляется слово:    В…Л…С…ПЕД

-Какие буквы надо вставить?

Дети называют буквы, учитель их открывает.

- Когда все буквы открыты, хором орфографически читаем три раза. (читают)

-Где можно путешествовать на велосипеде? (по суше)

- Следующая станция – «Чистописание».

3.Чистописание.

На доске:

Ррр   ссс   яяя

Русский    Россия    язык

Берегите  наш  прекрасный  русский  язык.

- Какие буквы пишем на первой строчке? С какими соединениями?

- Прочитайте слова, записанные на второй строчке. Объясните их значение. Составьте словосочетание. Где можно допустить ошибки? Спишите красиво, аккуратно. Обозначте «опасные» места.

- Что записано на третьей строчке? Докажите, что это предложение. Как вы понимаете его значение. Спишите красиво, правильно. Найдите «опасные» места, подчеркните. Сколько всего «опасных» мест в предложении? Какие виды орфограмм в нём встретились?

Выслушиваются ответы детей.

- Молодцы! Послушайте загадку:

Чтоб тебя я повёз, мне ни нужен овёс. Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит … автомобиль

- Посмотрите на доску.

На доске появляется: АВТ…М…БИЛЬ

-Какие буквы надо вставить? Как по-другому называется автомобиль? (машина)

На доске появляется: М…Ш…НА

- Назовите пропущенные буквы этого слова.

- Молодцы! Наша следующая станция – «Словарная».

4.Словарная работа.

- Запишите под диктовку слова: Язык, языки, язычок, язычки, языковед, язычник, языкастый.

- Чем похожи эти слова? (близки по значению и написанию)

- Как называют такие слова? (однокоренные)

-Выделите корень. Обратите внимание на то, как записан корень в однокоренных словах? (одинаково, встречается чередование ч-к)

- значение каких слов вам не понятно? (язычник, языковед)

- Где найдём ответ? ( словарь, интернет)

- Словарь – это дом, где живут целые семьи слов, родственных, близких друг другу. В библиотеке нашей школы очень много словарей. Сегодня на урок к вам в гости пришли «Толковый словарь» С.И.Ожёгова, в котором 80000 слов и выражений, и школьный орфографический словарь.

- Как расположены слова в словаре? (в алфавитном порядке) Для чего? (чтобы удобнее и быстрее их находить)

- На какую букву начинаются слова, которые вы записали? (я)

- Смотрим слово языковед – специалист по языковедению, т.е. человек, который  знает определённый язык.

Язычник – последователь религий, основанных на многобожии (язычество), т.е. когда человек верит, что богов много.

Языкастый – острый на язык, говорящий бойко, смело. Так часто говорят о человеке. Например: Парень языкастый, за словом в карман не полезет.

- Подчеркните «опасные» места в словах. Составьте словосочетание и предложение с любым из слов. (устно)

- Что делать, если вы не знаете значения слов?

5.Закрепление пройденного материала.

- Почему в написании слов иногда допускают ошибки? (не видят «опасных» мест)

- Назовите «опасные» места в словах русского языка ( безударные гласные, парные и непроизносимые согласные)

- Если вы не знаете, как писать слово, что нужно сделать? (Обратиться за помощью к учителю, другу, орфографическому словарю)

овершал кругосветное путешествие

- Вспомните, на чём совершал кругосветное путешествие Фернан Магеллан? (на корабле)

- Продолжаем путешествовать, посмотрите на доску.

На доске появляется:

К…РАБЛЬ

- Какую букву нужно вставить? ( букву «О»)

- Правильно. Где можно путешествовать на корабле? ( по воде)

- Следующая наша станция – «Загадай-ка».

- Я буду читать стихотворение Шибаева, называть только первый слог слова, а вы угадайте всё слово и запишите его.

По дороге наша Машенька  идёт,

За верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки ко… (коса).

Филиппок за окуньком в речку лезет босиком.

Осень хочет Филиппок окунька поймать са… (сачком).

- Работа со словами выполняется по рядам.

У доски два человека.

- При работе используйте памятку «Что мы знаем о слове?»

                                                Памятка.

1.Что обозначает слово?

2.Подбери однокоренные слова.

3.Проведи звукобуквенный анализ.

4.Задай вопрос к слову.

5.Составь предложение с этим словом.

Осуществляется коллективная работа по рядам.

- Молодцы! Вы хорошо работаете, давайте немного отдохнём.

6.Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас!

Поднимаем руки мы по команде: «раз!»

А над нами весело шевелит листва,

Опускаем руки мы по команде: «два!»

Мы писали, мы писали,

А теперь мы дружно встали.

Ножками потопаем, ручками похлопаем!

Теперь пальчики сожмём и опять писать начнём!

7. Закрепление пройденного материала (продолжение).

- Послушайте отрывок из песни Шаинского «Голубой вагон» и подумайте, на каком транспортном средстве мы продолжим путь.

Дети: это поезд.

- Посмотрите на доску.

ПО…ЗД

- Какую букву надо вставить? (букву «Е»)

- Где можно путешествовать на поезде? ( на суше, под землёй, в метро)

- Следующая станция  - «Опасная».

- Назовите зашифрованную орфограмму.

На доске:

                      О                 Б

Дети: безударная гласная и парная согласная.

- Следующее задание вы будете выполнять по вариантам. Я буду диктовать слова.

Вариант 1. Выписывает слова с безударной гласной «О» в корне слова.

Вариант 2. Выписывает слова с парными согласными на конце слова.

Учитель диктует: зуб, вода, дуб, солёный, коса, хвосты, зоб, короб.

Самопроверка с доски.

- Вы видите, как много надо знать, для правильного написания слов. Как этого добиться? Секрет прост: проникнуть в тайны слова, изучать и любить русский язык.

- Нам пора возвращаться. На чём? Отгадайте загадку.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет, что такое? (самолёт)

На доске: С…М…ЛЁТ

- Какие буквы надо вставить? (буквы «а», «о»)

- Где можно путешествовать на самолёте? (по воздуху)

- Прочитайте все слова на доске. Как можно назвать эту группу слов? (транспортные средства)

8. Итог урока.

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали на уроке, справились со всеми заданиями. Вам понравилось? Когда особенно было интересно?

- Почему в словах люди допускают ошибки? (не совпадает произношение и написание)

- Для чего нужно видеть в словах «опасные» места? (чтобы не делать ошибок, вовремя проверять орфограммы)

- Что необходимо, чтобы писать без ошибок? (подбирать проверочные слова или пользоваться словарями)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по программе А.А.Плешакова "Опасные места". 3 класс

На уроке повторяются дорожные знаки: группы на которые делятся знаки. При изучении нового материала дети работают в парах: выясняют какие опасности подстерегают нас в квартирах и во дворе дома....

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

" Опасные места"

Урок окружающего мира  для 3 класса по УМК "Школа России"Цели  и задачи: •    выявить опасные места для человека; •    формировать представление о правильном,...

Опасные места

Использовать на уроке окружающего мира...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Опасные места» в словах русского языка/

Тезнологическая карта урока русского языка. для 2 класса...