урок письма
методическая разработка по русскому языку по теме

Коновалова Ольга Пантелеевна

урок сделан в форме сценария

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: «И вот пишу тебе письмо».

      Цели: обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста; знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств; обучение написанию письма другу, родным и близким людям.

      Оборудование: картинка с изображением почтальона; конверты с письмами; карточки с письмами для каждого учащегося; карточки с деформированным текстом письма; книги: С. Маршак «Почта», Я. Аким «Письмо Неумейке», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»; С.И. Ожегов «Словарь русского языка»; таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.

Ход урока.

      I. Вводная беседа. Актуализация темы урока.

      — Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.

      У него сегодня много Писем в сумке на боку —

      Из Ташкента, Таганрога,

      Из Ростова и Баку.

      Правильно, почтальон.

      В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались  с   почтальоном?   («Почта» Я. Акима, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского).

      Сегодня к нам на урок пришел герой повести Э. Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:

      — Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей.)

      Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.

      Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

      II. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

Какие бывают письма.

— В сумке у почтальона Печкина несколько   писем.   (Учитель  достает   первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

      Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

      Первое письмо.

           Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

      — Это письмо-поздравление, в котором  Винни-Пух  поздравляет  своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

      Второе письмо.

                Дорогие друзья!

      Я хочу рассказать вам о чудной  истории, произошедшей со мной.

      Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

      У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

      Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

      Я скоро заеду к вам.

                               До встречи!

      — Это письмо друзьям: письмо-информация.

      В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

      Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

      Третье письмо.

                  Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

                  Черепаха Тортила.

      - Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...

      Какие бывают письма?

      Кому они могут быть адресованы?

      Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?

      Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания.

      Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

      Получателя письма называют адресатом — от немецкого слова «адрес».

   

  2.    Особенности   текста   письма. Структура письма.

- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

      Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.

Но письмо имеет и свои особенности.

      Оно имеет адресата, ему присущи приветствие, прощание, обращение. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».

Схема текста письма

Письмо

1. Начало (зачин) письма:

 - обращение;

 - начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

 - сообщение о новостях.

3. Концовка письма:

 - вопросы адресату;

 - просьбы;

 - приветы;

 - подпись;

 - дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам письмо.


Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем.

У меня много новых друзей...

Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.

До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю.

Ваш сын Сергей.

20 июня 2006 года,

г. Жуковка

      В письме употребляются и другие этикетные выражения. Например: «Извините, я вас беспокою»; «Прости, что долго не писала».

      Учащиеся рассматривают таблицу, читают текст письма.

      - Докажите, что письмо — это текст. (В нем говорится о жизни в лагере. Все предложения связаны по смыслу и грамматически.).

      Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, конка.)

      Что включает в себя начало?  

      О чем говорится в основной части?

      Как завершается письмо?

      Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, благодарности, просьбы, приветы, подпись и дату.

      Не в  каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода.

      Нередко письма начинаются с благодарности и  с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.

      Желание узнать, как живут близкие люди, побуждает в каждом письме задавать вопросы.

      Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.

      3. Работа по редактированию письма.

      - Причитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, бабушка!

      Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания.

Таня.

      — Письмо Тани начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

      Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость.

      О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала...»).

      Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

      Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

      О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь и доброе отношение к бабушке? (Можно. Не просто «До свидания», а «До свидания, моя добрая  бабушка», «Целую и обнимаю тебя», «Твоя внучка Таня, которая тебя очень любит»).

      Отредактируйте текст письма.

   

       Прочитайте, какое письмо получилось.

      Какое письмо вам больше нравится? Почему? (Оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости.)

      4. Конструирование письма.

      Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.

      Проверка работы.

      — Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?

      5. Оформление письма.

      — Существует порядок написания письма:

      —  письмо пишут четким, разборчивым подчерком;

      —  письмо пишут на аккуратном листе бумаги;

      — письмо можно сопровождать рисунком;

      — с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля — сверху и снизу;

      — письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).

      III. Итог урока.

      — Для чего люди пишут письма?

      Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?

      Какие письма хранятся у вас в семье? Какие письма сохраняете вы?                                              Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким или родным, друзьям?

Как бы вы начали письмо?

Что бы написали в основной части?

Как бы вы его закончили?

      IV. Домашнее задание. 

—  Напишите письмо своему другу.

Краснодарский край, Северский район,

поселок городского типа Афипский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

поселка городского типа Афипского

муниципального образования Северский район

РАЗРАБОТКА УРОКА  

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс 2 «А»

Учитель: Коновалова О.П.

Здравствуй, сестричка Катя!

Решила тебе написать.

Привет, брат Игорь!

Получил твое письмо

У меня много новостей.

Мне купили щенка.

Мне подарили хомяка.

Он такой забавный.

Я поеду в лагерь.

Скоро у меня каникулы.

Я поеду к бабушке в деревню

Какие у тебя новости?

Передавай привет подружкам

Передавай привет Диме.

Куда поедешь летом?

Как ты живешь?

До скорой встречи

Твоя сестра Лена.

Целую тебя.

Твой брат Сергей.

г. Краснодар.

18 мая 2010 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....