Проблемно - эврестический урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Воробьёва Елена Валерьевна

Тема: « Разделительный твердый знак »

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева

Время реализации:  45 минут

Компьютерные медиапродукты: презентация Microsoft PowerPoint

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.

Цели урока:

  1. Способствовать включению понятия о разделительном твердом знаке в систему представлений о правилах правописания.
  2.  Формировать умение различать в словах Ъ и Ь.
  3. Развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание
  4. Воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Компьютер, проектор

Метод:

  • Проблемно-эвристическое исследование

 

План занятия.

 

 

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, кинезиологические упражнения

3 минуты

Актуализация знаний, ситуация успеха

6 минут

Создание проблемной ситуации

2  минуты

Осознание противоречия

1 минута

Постановка учебной проблемы      

1 минута

Решение учебной проблемы

15 минут

Физминутка

2 минуты

Моделирование в виде схемы

1 минута

Первичное закрепление

7 минут

Работа над правилом

2 минуты

Обобщение приобретенных знаний

5 минут

Рефлексия

1 минута

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_prob._evrist_ur.doc94.5 КБ
Office presentation icon razdelitelnyy_.ppt305 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Воробьёва Елена Валерьевна

Образовательное учреждение: МОУ  гимназия № 26 г. Томска

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: « Разделительный твердый знак »

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева

Время реализации:  45 минут

Компьютерные медиапродукты: презентация Microsoft PowerPoint

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала.

Цели урока: 

Способствовать включению понятия о разделительном твердом знаке в систему представлений о правилах правописания.

 Формировать умение различать в словах Ъ и Ь.

Развивать познавательные способности учащихся, навыки анализа и обобщения, развивать внимание

Воспитывать способность формированию коммуникативных умений при работе в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Компьютер, проектор

Метод:

Проблемно-эвристическое исследование

План занятия.

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, кинезиологические упражнения

3 минуты

Актуализация знаний, ситуация успеха

6 минут

Создание проблемной ситуации

2  минуты

Осознание противоречия

1 минута

Постановка учебной проблемы      

1 минута

Решение учебной проблемы

15 минут

Физминутка

2 минуты

Моделирование в виде схемы

1 минута

Первичное закрепление

7 минут

Работа над правилом

2 минуты

Обобщение приобретенных знаний

5 минут

Рефлексия

1 минута

Карта урока:

Комментарий хода урока

Время

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы

Продуктивные формы деятельности

Педагог  объявляет о начале урока, выполняет с детьми кинезиологические упражнения

3 мин.

внимание

Педагог  предлагает детям ответить на вопросы:

- Что объединяет эти слова?

- Почему в этих словах написали «разделительный» Ь

5 мин.

рефлексивность

аргументированность

ясность речи

культура эмоций

Педагог обобщает ответы детей и предлагает вспомнить схему

1 мин.

внимание

память

Детям предлагается запись, предложение обсудить то, что написали с содом по парте.

Выдвигаются 4 гипотезы. Для решения проблемы организуется групповая работа. Гипотезы обсуждаются.

25 мин.

рефлексивность

аргументированность

ясность речи

активность

коммуникативная культура

эмоциональная  культура

Педагог просит аргументировать свой вариант ответа представителя группы.

Из предложенных вариантов выбираем решение проблемы

8 мин.

память

точность речи

Педагог предлагает смоделировать схему по обсуждаемой теме, ответить на вопрос – когда пишется Ъ?

1 мин.

системность аналитичность рефлексивность активное слушание

В заключение урока педагог проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность

1 мин.

рефлексивность

аргументированность

ясность речи

Домашнее задание:

Упражнение 352  стр. 132

1 мин.

ответственность рефлексивность

любознательность

Ход занятия

Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

Организационный момент: кинезиологические упражнения.

«Шапка размышлений»

- Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, и пощипываем, ушко с верху в низ, крутим  мочки уха. Упражнение выполняем 3 раза.

«Ленивые восьмерки»

- Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем выполним эти движения обеими руками одновременно

СЛАЙД № 3,4

Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание 


-Замените одним словом и запишите:

СЛАЙД № 5,6

Приспособление для сидения;

Сочинение небольшого размера для журнала или газеты;

То, без чего птица не улетит;

Верхняя женская одежда;

Домики для пчел.

Заросли высокой сорной травы.

2 ученика у доски:

Скамья, статья, крылья, платье, ульи, бурьян

Учитель:


-Что объединяет все эти слова?

Ученики:


-Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь

-Почему в этих словах написали «разделительный» Ь?

-Когда произносим слово, то слышим в нем звук [й’] после согласного звука перед гласным

Платье [плат’й’э]

-Перед какими буквами пишется «разделительный» Ь?

-Перд гласными еёиюя

СЛАЙД № 7

Е

Ё

И

Ю

Я

-Молодцы, хорошо усвоили это правило

Создание проблемной ситуации

-Запишите стихотворение

СЛАЙД№  8,9


Без него

На пень я сел.

Он пришёл,

И пень я с?ел.

С?ел и удивился

Пнём не подавился!





Учитель:


-Обсудите то, что написали с соседом по парте.

-В чём проблема?

Ученики:


- Не знаем, какую букву писать в слове «с?ел»?

- Какие есть версии?

- сел, сьел, съел, сйэл

 сел, сьел, съел, сйэл

-У нас получилось 4 гипотезы. Я, предлагая вам разделиться на 4 группы, взять по одному слову, обсудить их в группах и представить свои аргументы

-Какой знак писать в словах?

СЛАЙД № 10


С?ЕЛ

Дети по очереди выходят к доске и  объясняют свою версию.

-Слово сел имеет значение сидеть. Например: На пень я сел посидеть.

Эта гипотеза неверная

СЛАЙД № 11

СЕЛ

-Какие еще версии?

-Мы предполагаем, что наша версия тоже будет неверна. СЬЕЛ. Так как мягкий знак пишется в корне слова.

СЛАЙД № 12

СЬЕЛ

Осознание противоречия

-В чем возникли затруднения?



 

-Какую букву писать.

- Следующая версия

Сй’эл

- Это звуковая запись слова, если после согласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется Ь.

СЛАЙД № 13

СЙ’ЭЛ

 Постановка учебной проблемы. Решение проблемы.

- Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах?

- Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки. Разделительный мягкий знак пишется в корне слова. Значит, его мы писать в это слово не будем.

СЛАЙД № 14

С?ЕЛ

- И последняя группа

Съел

- Слышим [й’], орфограмма не в корне слова. Пишется между приставкой и корнем. Это «разделительный» Ъ.


-Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами ЕЁЮЯ

Моделирование  в виде схемы



- Как схематично можно показать все признаки нового понятия?






СЛАЙД № 15

Е

Ё

Ю

Я

СЪЕЛ

СЪЕХАЛ

Физминутка


СЛАЙД № 16

Этап первичного закрепления

Практическое задание

-Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ и гласную после него.

После выполнения сверьте с доской.

СЛАЙД № 17, 18


Необ?ятная страна,  под?ём в гору,

с?ёмка фильма, с?езд писателей, раз?ярённый зверь.

Работа над правилом

стр. 149

- Что нового узнали. Сравните по учебнику, как это правило формулируют авторы учебника. На какие две части можно разделить его?

- Когда и где пишется Ъ.



- Ъ после приставки;

Ъ перед буквами Е Ё Ю Я

- Есть моменты, о которых мы не сказали на уроке?


- Молодцы!!!


- Что хотели бы добавить?

- Нет.






- Алгоритм проверки слова с Ъ

СЛАЙД № 19

Если слышится [й’] разъезд – нужен разделительный Ъ.

Выделить в слове корень разъезд.

Если в корне пиши Ь, если между приставкой и корнем – Ъ.

Обозначь орфограмму.

Самостоятельно взаимопроверка

Стр. 149 упр. 351, 352

Рефлексия

- Над какой проблемой работали?



- Были ошибки в ходе решения проблемы?


- На что необходимо обращать внимание, чтобы таких ошибок не допускать?

- Довольны ли вы своей работой, покажите знаком.

- Когда в словах пишется «разделительный» Ъ.


- Да, хотели применить правило о «разделительном» Ь.

- Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами Е Ё Ю Я

СЛАЙД № 20, 21

Домашнее задание

Упражнение 353  стр. 150

Список используемой литературы:

Учебник «Русский язык» для 3 кл.Т.Г. Рамзаева. Москва. 2009г Дрофа.

Г. Семенов. Живая азбука.- Стихи, загадки, потешки.- Новосибирское книжное издательство, 1997 г.

Дмитриева О. Д., Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т. Г. и Поляковой А. В. – М,: ВАКО, 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС Составила: Воробьёва Елена Валерьевна

Слайд 2

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Слайд 3

кинезиологические упражнения. «Шапка размышлений» Растираем ладошки до образования «теплого комочка», одеваем комочек на голову, и пощипываем ушко с верху в низ, крутим мочки уха. Упражнение выполняем 3 раза.

Слайд 4

«Ленивые восьмерки» - Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем выполним эти движения обеими руками одновременно.

Слайд 5

Замените одним словом и запишите: Приспособление для сидения; Сочинение небольшого размера для журнала или газеты; То, без чего птица не улетит; Верхняя женская одежда; Домики для пчел. Заросли высокой сорной травы.

Слайд 6

Ск амья, статья, крылья, платье, ульи, бурьян

Слайд 7

Е , Ё , Ю , Я , И

Слайд 8

Запишите стихотворение Без него На пень я сел. Он пришёл, И пень я с?ел . С?ел и удивился Пнём не подавился!

Слайд 9

сел, сьел, съел, сйэл

Слайд 10

С ? ЕЛ

Слайд 11

СЕЛ

Слайд 12

СЬЕЛ

Слайд 13

СЙ ’ ЭЛ

Слайд 14

С ? ЕЛ

Слайд 15

ъ ВЪЕХАЛ СЪЕЛ Е Ё Ю Я СЪЕХАЛ

Слайд 16

Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк - волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.

Слайд 17

Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ и гласную после него. Необ ? ятная страна, под ? ём в гору, с ? ёмка фильма, с ? езд писателей, раз ? ярённый зверь.

Слайд 18

Необ Ъ ятная страна, под Ъ ём в гору, с Ъ ёмка фильма, с Ъ езд писателей, раз Ъ ярённый зверь.

Слайд 19

Алгоритм проверки слова с Ъ Если слышится [й’] разъезд – нужен разделительный Ъ. Выделить в слове корень. Если в корне пиши Ь, если между приставкой и корнем – Ъ. Обозначь орфограмму.

Слайд 21

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В І КЛАССЕ

В статье обоснована возможность и представлен опыт использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка в 1 классе....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...