Открытие "Недели русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Клевченя Юлия Андреевна

Сценарий проведения "Открытие Недели русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytie_nedeli_russkogo_yazyka.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит музыка на вход детей.

Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Звучит музыка: ФОН-1

На экране: «Неделя русского языка»

Ведущий: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Ведущий: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из….звуков, которые на письме передаются особыми знаками…..

     Черные, кривые,

Встанут в ряд-

Заговорят.

                   Кто такие?........(Буквы)

Ведущий: А вот ещё одна загадка.

               На странице букваря

33 богатыря.

                 Мудрецов-богатырей

                                                Знает каждый грамотей!.....(Алфавит)

Ведущий: Почему в загадке говорится о 33 богатырях?

Потому что в алфавите 33 буквы.

Ведущий: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов!

Звучит музыка: «От улыбки…»(25 сек.)

 Некоторые ребята, пишут: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток!

Звучит музыка: Фон-2

Ведущий: Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится -  игра слов.

Не звучит музыка.

Ведущий: Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА».

-В какой гостинице вы жили?

- «Победа».

-Чего вы ждали?

-Обеда.

-Что случилось?

-Беда.

-Что пропало?

-Еда.

-Вы кричали?

-Да!

-Что?

-А!

В каламбуре играют слова, которые одинаково звучат и даже пишутся. 

Звучит музыка: ФОН-1

Ведущий: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами.

Звучит музыка: ФОН-3

На экране: ЗАМОК-ЗАМОК

В дом войти никто не мог –

На двери висел замок.

                                                    Я песок руками рою,

         Королевский замок строю.

На экране: ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ

Из стенки гвоздики торчат,

Повешу - ка на них плакат.

А на день рожденье Вики

В подарок я несу гвоздики.

На экране: БЕЛКИ-БЕЛКИ

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам.

                                           Ты печенье испеки,

                                           Взбей яичные белки.

На экране: МУКА-МУКА

Со мною просто мука, 

                                               Такая я копуха.

 Хоть на полу уже мука,

                                               Не испекла я пирога.

На экране: ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ

Малыш мой начал засыпать,

И перестал к нам приставать.

        Засыпать вермишель в кастрюлю

                                        И вкусный суп уже сварю я.

На экране: НЕСУ РАЗНЫЕ - НЕСУ РАЗНЫЕ

                     ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ

                    ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА

А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ».

Музыка не звучит.

Ведущий: Эта сценка – яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов.

- Здравствуй!

-Привет!

-Что ты несёшь?

-Несу разные вещи.

-Несуразные? Почему они несуразны-то?

-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…

-Что не сумел?

-Отстань!

-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.

-Вот оно что…

- А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

-И ничего, симпатичная?

-Красивая, зелёная такая.

-То есть как?

-Зелёного цвета.

- Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?

- У кого волосы?

-Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

-Ага, всё-таки нарисована Тамарка?  На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!

-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

-А ну тебя…

-Да! Стой, стой!

-Ну что ещё?

-Передавай привет.

-Кому?

-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…

Звучит музыка: Фон-2

Ведущий: Интересно, когда и как возникло само слово – каламбур. Есть несколько версий его происхождения. Расскажу вам самую занятную. В  19 в. Во Франции, в Париже, жил немец – граф Калемберг  ( по- французски – Каламбур). Он так плохо знал французский язык, так коверкал слова, что становился причиной веселья окружающих. Его слова и фразы люди повторяли, передавали друг другу. Составлять такие рифмы стало модой и развлечением.

Ведущий: Это одна из версий происхождения слова. А как было на самом деле, мы точно не знаем. В русском языке есть каламбуры, которые нас всегда веселят и развлекают. В каламбурах используется звуковое сходство различных слов. Это звуковое сходство слов и словосочетаний обыгрывается и в скороговорках.  Например,  «Осип охрип, а Архип осип».

Ведущий: Каламбур – специальная шутка. Некоторые из вас  смеются, когда в смешные ситуации попадают ребята, не знающие правил. Вот в этом случае получается «и смех и грех».

Ведущий: Сейчас вы услышите рассказ двух учеников о том, как они ходили в кино. Эти ребята забыли, что такие существительные, как : радио, шоссе, такси, кафе, кино, пальто, купе, кашне, бюро, кенгуру и другие не склоняются, то есть не при каких обстоятельствах их нельзя изменять.

Звучит музыка: РЭП

Как-то рано поутру

      С другом сели мы в метру.

      И поехали в метре

      Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

 А вернее, я и ты

 Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

 Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

 Стал играть на фортепьян,

 Тут и взрослый, сняв пенсню,

  Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

 Жаль, что кончилось оно.

 В гардероб пора бежать:

 Будут польта выдавать.

Звучит музыка: Фон-2

Ведущий: Вот, что получается, если не знать или не уметь применять правила русского языка. Это как раз тот случай, когда ошибка считается не улыбкой, а обыкновенной  неграмотностью.

 

Ведущий: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и ко времени.

Звучит музыка: Выход магистра.

Звучит музыка: Фон Магистра.

М.Р.ЯЗ.: Слышал, слышал, о чём вы тут разговаривали! Очень приятно, что в наш компьютерный век, есть ещё дети, которые с большим удовольствием хотят разобраться в тайнах русского языка и применить его в жизни. А вы знаете, что очень скоро русский язык станет одним из международных языков? Его будут изучать на всех континентах земли! На нём будут разговаривать многие люди! И как важно, что бы  мы, люди,  живущие в России, знали, любили свой родной язык, который очень скоро полюбят и другие народы. И сейчас, я хочу представить вам своих самых верных и близких друзей…    

Звучит музыка: Приходи сказка (20сек.)

Сценка : «ГЛАГОЛ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

М. Р.ЯЗ. : Жил был глагол

 Звучит музыка: Фон-Сказка.

        И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

-Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю! Никакой пользы не приношу!

- Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

        М. Р.ЯЗ. :Шли-шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное? И почему одиноко сидишь тут?

- Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне! Так хочется поработать, да не знаю где!

- Пойдём с нами счастья искать.

        М. Р.ЯЗ. : Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе ГРАММАТИКА.  

        Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.

         С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну  как  же, они  же приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

Звучит музыка: Фон Магистра.

М. Р.ЯЗ.:  Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, но мои друзья будут находиться с вами всю неделю, они будут вашими верными помощниками. Сейчас они разнесут по классам интересные задания, и я сразу увижу, что вы – истинные ценители русского языка! 

Звучит музыка: Вручение конвертов.

 И на международном симпозиуме, где собираются представители разных культур, мне не стыдно будет сказать, что именно в школе №996 находятся истинные почитатели и любители русского языка!  За сим откланиваюсь вам друзья! Желаю удачи! …

Звучит музыка: «Учат в школе», «Гимн учителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...