Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Куликова Ирина Геннадьевна

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулировали правило. Эти знания станут результатом исследовательской работы учащихся под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  урока

Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

Школа:    № 124 г.Н.Новгород

Класс:   

Предмет: русский язык

Программа:  развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –    

                         В.В.Давыдова

Тема урока: «Правописание ЦИ –ЦЫ»

Задача урока: открыть способ обозначения звука [Ы] после Ц

Цели:

Образовательные: в ходе исследовательской работы приобрести знания о правописании ЦИ-ЦЫ в словах русского языка

Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в середине слова пишется ЦИ,  в конце слова пишется ЦЫ, узнают, что из этого способа есть слова исключения, которые надо запомнить;

Воспитательные:  должны понять, что полученные знания делают их грамотнее; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

                                 

                                               

                                                     Ход урока

I этап. Мотивационно-ориентировочный

1.Вхождение в контакт.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтобы грамотными быть,
Много надо нам учить.

2. Создание ситуации успеха.

- Открыли тетради.

- Выполняем задание по чистописанию. Во время проверки я заранее записала задания  в тетради.

- Что мы проходили на прошлом уроке русского языка? (Мы  учились писать слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. )

- Давайте проверим, как мы умеем применять правила во время письма. На доске звуковые схемы слов. Записать эти слова буквами, через запятую.

[ Щ’УКА ], [Ч’АС],[ [ПРУЖИНА],[УШИ],[ УЧ’УС’],[Ч’АЩ’А].

- Сделаем  взаимопроверку. Если найдете ошибку, то ее не исправляем, а ставим палочку на полях, чтобы ребята сами  ее  нашли и исправили.   Что будем оценивать?  (Правильность)

- Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!

II. Исполнительный.

1.Ситуация разрыва знаний

- Раз мы с вами так хорошо справляемся с заданиями, то просьбу Знайки вы точно выполните. Он уехал по делам и попросил нас проверить сочинение Незнайки о том, как он провел выходной. Я распечатала его, чтобы каждый из вас попробовал  применить свои знания.  (На партах ребят лежит текст сочинения.  Дети работают на этом листочке.)

       В воскресенье я был в цырке.  Там были жывотные. Медведь выступал на мотоцыкле. Его нарядили в цыгана.  Потом выступали  жонглеры – удальцы. Но мне понравились воздушные акробаты. Они кружылись на канатах и были похожы на два облака. Все были молодцы!

- Проверяем, что получилось.

(Во время проверки должен  возникнуть спор о правописании слов с [ЦЫ].  У ребят уже есть представление о том, что в русском языке имеет место написание слов с ЦИ и ЦЫ.)

- Что стало причиной нашего спора?  (Мы не знаем когда [ЦЫ]  пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

- Кто может сделать на доске модель нашего незнания. (На доске появляется запись ЦИ ? ЦЫ)

2. Постановка учебной задачи.

- Причина серьезная. Получается, мы не справились с просьбой Знайки и не помогли ему. А он так на нас надеялся. Что будем делать?  (Надо узнать когда [ЦЫ]  пишется с буквой  И, а когда с буквой Ы)

- А когда мы этим займемся?  (Давайте сейчас на уроке.)

- Вы все согласны? (Да)

3. Планирование  исследования.

- Для нас это новые знания? (Да) (Если  ребята скажут, что они уже встречались с такими словами и написание некоторых из них знают, то надо выяснить достаточно ли этих знаний.)

- Как можно получать новые знания? (Из учебника,  спросить у взрослого, открыть самим )

- Какой способ выберем? ( Выбираем последний, хотя остальными  быстрее и проще, но это будет не наше открытие, и такие знания мы можем быстро забыть)

- Что нужно исследовать, чтобы найти способ обозначения звука [Ы].

(Подвожу детей к тому, что на уроке русского языка мы работаем со словами, поэтому и исследовать нужно  слова)

- Нам потребуются любые слова? (Нет, только те, где есть сочетание  [ЦЫ])

- Где можно их взять? (В книгах,  попросить написать взрослого человека. )

- Предположим, мы нашли такие слова, выписали их. Что будем делать дальше? (Надо разделить их на столбики с ЦИ и ЦЫ. Сравнить. Сделать выводы.)

- Мы спланировали нашу работу? (Да)

-Давайте еще раз повторим план работы. Я буду записывать его на доске

Найти и выписать слова с [ЦЫ] в 2 столбика

                ЦЫ                                       ЦИ

Сравнить

Вывод.  (Словами или схемой)

- Как будем работать? (В группах.)

(Дети разбиваются на группы)

- Так как времени у нас не очень много, то я уже подобрала несколько рассказов из книг, отрывки из стихов и сама написала вам несколько слов.

(Я предлагаю детям для работы тот материал, который приготовила заранее)

1 группе  - подборку стихов

(материал печатается  крупным шрифтом на отдельном листке и выдается группе)

2 группе – напечатанные на листке рассказы из Букваря В.В.Репкина Часть 2 «Как Цып проклюнулся», «Мишки-борцы».

3, 4 группе –  набор слов с правописанием ЦИ-ЦЫ

Ребята начинают работу.

                      МИШКИ-БОРЦЫ

В цирке выступали мишки-борцы.

Они не царапали друг друга, не кусали.

Они вели себя спортивно, честно. Молодцы, мишки!  В конце концов,  два медвежонка побороли медведя-папу. Клоун угостил храбрецов леденцами. А взрослому медведю дал сахару.

   КАК ЦЫП ПРОКЛЮНУЛСЯ

В конце концов Цып сообразил:

- Что-то тут темновато!

И проклюнулся: ударил клювом по скорлупе и пробил оконце. Тогда Цып привстал на цыпочки и увидел солнце.

А под ним двор, взрослых птиц и незнакомого птенца.

- Привет, Цып! – сказал незнакомец. – Выходи на улицу: подеремся, попетушимся.

- Цыц! – сказала мама-курица. И вдруг заметила:

- Вы поглядите! Они все на одно лицо!

- Ничего страшного, - ответил цыплёнок по имени ЦыЦ. – Мы же близнецы. Верно, братец Цып?

- Верно, верно! – обрадовался Цып. – Нам никогда не будет скучно.

И они побежали к другим цыплятам.

Цифры,   удальцы,   мотоцикл,   цирк,   цыпленок,   цыган, цитрус,   огурцы,   молодцы,   цыпки,   циркуль,   борцы,  цинк,   скворцы,   певцы.







____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ВЫВОД:  После Ц пишем букву И   ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

               

               

               После Ц пишем букву Ы    ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________                

Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим.
В снег - бежим.
Вот такой у нас режим.


Отцы поднимают младенцев,
Сажают в моторный вагон,
Везут на передних сиденьях
Куда-нибудь в цирк иль кино.
И дети солидно и важно
В трамвайное смотрят окно.


- Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
- Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём
И поём мы песни вам
По утрам и вечерам.



На прогулке
Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.

Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!


Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.


- Что за станция такая -
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Закричал он: Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!

        

(1 и 2 группе дополнительно дается бланк для заполнения итогов рассуждения)              

 







______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ВЫВОД:  После Ц пишем букву И ________________________________

_____________________________________________________________

               

               

               После Ц пишем букву Ы    _______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________                

_____________________________________________________________        

                 

 

4. Моделирование способа

(Свои работы группы вывешивают на доску. Затем выходит ответственный  и рассказывает, какой вывод сделали из своих наблюдений, как это записали. Выясняется, что есть слова исключения.)

В результате делаем общий вывод:

После Ц пишем букву Ы  в конце слова.

После Ц пишем букву И  в середине слова.

Буква Ы после Ц пишется в середине слова в словах    

         исключениях.

В результате сравнения, выводов формулируем правило и создаем модель этого правила.)

                                             

                                  [ЦЫ]

                        ЦИ……….                         ………..ЦЫ

                          (цирк)                                    (огурцы)

                                              ЦЫ………

                                               цыган

                                               цыпочки

                                               цыпленок

                                               цыц

                                               цып

Эту модель ребята затем переписывают себе в тетрадь открытий.

 III. Рефлексивно-оценочный этап

- Что за важное открытие мы с вами сегодня сделали? (Произносят правило)

- Сейчас мы  можем выполнить просьбу Знайки? (Да)

- Давайте  возьмем рассказ Незнайки и еще раз внимательно  его проверим.

- Что у нас получилось? (Дети читают и объясняют)

- Мы  с вами молодцы. Правило открыли, сочинение проверили. А Незнайка от этого стал умнее? (Нет)

- Мы можем ему помочь? (Да)

- Как это можно сделать? (Рассказать ему это правило и  научить его им пользоваться)

- Давайте мы договоримся. Сначала вы этому способу обозначения звука Ы после Ц попробуйте научить дома своих родных. Потом научим Незнайку.

А завтра узнаем что у вас получилось.

- А это правило нам надо только для того, чтобы Незнайку научить? (Чтобы самим быть грамотными)

- Вам было интересно сегодня?

- Что больше всего запомнилось?

- Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

( На следующем уроке в ходе исследовательской работы модель преобразуется.  Выясняем, что этот способ работает для ударного гласного звука Ы после Ц. В остальных случаях это другое правило. Идет   преобразование модели  и  отработка  способа. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка

Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...