Урок русского языка "ЧАСТИ РЕЧИ", 3 класс
методическая разработка (русский язык, 3 класс) на тему

Юрий Людмила Александровна

Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.

Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием « части речи)

2. Развивающая : способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся,  работать над уточнением значения частей речи и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитанию устойчивого желания и стремления работать в коллективе, добиваться результатов совместным трудом, умению слушать и слышать одноклассника.

Оборудование: учебник  «Русский язык», авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, материал для рефлексии, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 23
Части речи

Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.

Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием « части речи) 

2. Развивающая : способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся,  работать над уточнением значения частей речи и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитанию устойчивого желания и стремления работать в коллективе, добиваться результатов совместным трудом, умению слушать и слышать одноклассника.

Оборудование: учебник  «Русский язык», авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, материал для рефлексии, презентация.

                                         Ход урока

I. Чистописание.СЛАЙД1

Ч  Ч  Ч  // У  У  У  //

Человек без друзей, что дерево без корней.

Для Скибина, Гурова, Валуйской, Васильченко- разобрать слово по составу .

II. Работа над новым материалом.

А) Работа в группах « Четвертый лишний»СЛАЙД 2,3

- Записать под диктовку, найти лишнее слово. Обосновать свой выбор.

1.Аптека, багаж, беседка, интересный. 

2. Горячий, ребята , футбольный, обычный.-

3.. Метро, беседовать ,учитель, земляника.

СЛАЙД 3 ( ответ)

- Есть ли что- то общее в этих словах?  Да, это словарные слова.

_ Чем они различны?  Разные части речи.

( Да, это имена прилагательные -   1группа.

Да, это имена существительные -    2группа

Да, это глаголы-   3группа). СЛАЙД 4

Зарядка для глаз

Б) Повторение написания однородных членов предложения

 - Какие члены предложения называют однородными?

- Записать предложение, подчеркнуть однородные члены предложения. Сделать схему.

1.

Жёлтые, коричневые  листья осин ковром покрыли землю.

- Объяснить написание слов: жёлтый ( изменяем слово- после звука «ж» не слышим «о», значит пишем- Ё)

осин - словарное

Ковром - без. гл., проверяемый ударением, проверочное -  коврик

Покрыли - приставки « па»- нет

- Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает прилагательное?

- На  какие  вопросы  отвечает  имя  прилагательное ? СЛАЙД 5

Вывод: слова, называющие признаки предмета и отвечающие на вопросы  какой?, какая?, какие? – это имя прилагательное 

2. Ребята надели шубки, сапожки для прогулки.

ребята - словарное слово

шубки, сапожки- парные согласные ( шуба, сапожок)

прогулки-приставки « пра» нет

- Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает имя существительное?

-На  какие  вопросы  отвечает  имя  существительное ?

Вывод: слова, называющие предметы, явления природы, человека и животных отвечающие на вопросы кто?, что?- это имя существительное. СЛАЙД 5

3. Дети оделись и построились на прогулку

Оделись- приставки «а»-нет

построились – есть приставка «по»

прогулку -есть приставка «про»

-Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает глагол?

- На  какие  вопросы  отвечает  глагол ?

Вывод: слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы что делает?, что сделает?, что будет делать? – это глагол СЛАЙД 5

- Что интересное вы заметили? Какая тема нашего урока?

( Мы будем говорить о…)

- Да. Тема нашего урока « Части речи»слайд 6.

- Как вы думаете, что вы узнаете? ( Гипотеза детей)

- Уточним.

Слайд озвучивает учитель слайд 7

-  Что такое части речи.

-   По каким признакам распределяются

-  Чем различаются части речи между собой.

- Что такое самостоятельные и служебные части речи

1. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Учитель. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.

Некоторые части речи вы уже знаете. Назовите их.

Подумайте, какое задание выполнил Никита (уч,с.122). Что он перепутал? Исправьте его ошибки устно.

Физкультминутка

Называю гл. - показываете ,

Называю им. сущ. – прыгаете,

Называю им.прил. - изображаете.

Кошка, писать, собака, улыбка, плачу, радость, радостный, рисовать, хмурый, бегу, огромный.

2. Классификация слов по значению.

1) Запишите слова из упражнения 2 в таблицу (учс.123)-3 у доски.

Название предмета

(Кто? Что?)

Признак предмета

(Какой? Какая?

Какое? Какие?)

Действие предмета

(Что делать?

Что сделать?)

– Все ли слова вы выписали? Почему?

Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.

( 1 строка -  1группа

2 строка-2 группа

3 строка- 3группа)

– Использовали ли вы слова, которые не выписывали в столбики?

Начиная с сегодняшнего урока, вы будете узнавать о частях речи, об их признаках, чем они различаются, что такое самостоятельные и служебные части речи.

3) Прочитайте информацию о частях речи в рубрике «Тайны русского языка» (уч., с.123).

 -Что такое  «части речи»?

 Вывод: части речи- это такие группы слов, которые имеют общие признаки. слайд 8

Зарядка для глаз

- Информации много и сложно определиться. Поможет нам торт. Кстати , что мы должны помнить об ударении в этом слове? ( торт- торты).

- Девочки, подберите как можно больше глаголов , чтобы образовать словосочетания со словом « торт».( Вкушать, наслаждаться, резать, дарить, угощать, готовить, украшать, рассматривать, любоваться).

- Мальчики, подберите прилагательные к слову « торт»( ароматный, прекрасный, изумительный, удачный, шоколадный, новогодний, нежный, огромный)

- Дети, подберите синонимы к слову« торт» ( выпечка, сдоба, корж, десерт).

- Молодцы! Какие части речи вы называли: служебные или самостоятельные ?

Рассмотрите рисунок торта (уч,с.124). слайд 9.

– Сколько всего частей речи в русском языке?

- На какие части делится речь? Посмотрите на основу тортика- два цвета. Посмотрите на размеры кусков.

– Сколько самостоятельных частей речи?

– Сколько служебных частей речи?

– Какие части речи вам уже знакомы?

–К каким частям речи относится имя существительное, имя прилагательное, глагол?

– К каким частям речи относятся предлоги, союзы?

– Чем различны самостоятельные и служебные части речи? Давайте рассмотрим наш торт.

- Что спрятано в первом слое торта? (Общее значение слов, относящихся к данной части речи)

- Во втором слое? (Вопросы, на которые отвечает данная часть речи)

Посмотрите на 2 и 4 слои торта.

Вывод: служебные части речи, в отличии от самостоятельных, не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.

4) Выполните упражнение 4 (учс.126)- работа в парах с взаимопроверкой.

Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи.

III. Итог урока.

– Какую еще тайну мы узнали о русском языке?

– На какие группы делятся части речи в русском языке?

- С какой целью мы изучаем части речи?

Рефлексия: слайд 10.

Интересный– хотите узнать больше 

Беседовать - не всё понятно из сказанного

Багаж  - ничего не понял 

- Листиками закройте слова , которые относятся к вашему состоянию.

 Домашнее задание:

-Те, кто закрыл слово первой строки- упр. 4( уч., с.126-последнее задание)

- Те, кто закрыл слово второй строки -написать по 2 слова разных частей речи.

-Те, кто закрыл слово третьей строки-упр.1,с 122 ( уч.) слайд 11



Подписи к слайдам:

I. Чистописание. Человек без друзей, что дерево без корней 1.Аптека, багаж, беседка, интересный. Забота, малиновый , лимон, овёс.- Даньшин Тимофей 2. Горячий, ребята , футбольный, обычный.Огромный, прекрасный, победный, осина. - Гуров Владислав3. Метро, беседовать ,учитель, земляника.Кастрюля, девочка, пирог, шелестеть Цалов Михаил 1.Аптека, багаж, беседка, интересный.Забота, малиновый , лимон, овёс.2. Горячий, ребята , футбольный, обычный.Огромный, прекрасный, победный, осина. 3. Метро, беседовать ,учитель, земляника.Кастрюля, девочка, пирог, шелестеть. Интересный, малиновый – имя прилагательноеРебята, осина – имя существительноеШелестеть, беседовать – глагол Вывод: имя существительное- называет предметы и отвечает на вопросы кто?, что?Вывод: имя существительное- называет признаки предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?Вывод: глагол- называет действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что будет делать? Части речи - Что такое части речи.- По каким признакам распределяются.- Чем различаются части речи между собой.- Что такое самостоятельные и служебные части речи Вывод: части речи- это такие группы слов, которые имеют общие признаки. торт Интересный– хочу узнать больше Беседовать - не всё понятно из сказанногоБагаж - ничего не понял

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку".

презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку"....

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...