Письменноречевая деятельность Урок – подарок в 1 классе « МЫ У ВОРОТ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Осотова Татьяна Валерьевна

На примере литературных произведений объяснено детям. какой смысл люди вкладывают в понятие "неписанные правила".На уроке дети развивают речь. учатся рассуждать, обосновывать ответы, формируют нравственные качества: уважение к старшим, помощь слабым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_povzrashchivaniyu_pis._rechi_1_klass.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки гуманной педагогики

         Письменноречевая деятельность

                 Урок – подарок в 1 классе

            « Мы у ворот

       письменной речи»

                   Учитель:  Осотова Т. В.

                                   23 декабря 2011 года

Утверждаемая идея: Где царит здравая мысль, всегда царит мудрость.

А детям нужна педагогика Мудрости, которая взращивает  духовность и духовную общность, тогда будет сотворчество и процесс творчества.

 (Шалва Александрович Амонашвили).  

Как сказал Николай Заболоцкий:

Два мира есть у человека: один, который нас творил,

Другой,  который мы от века творим по мере сил.

Какова же мера сил учителя? Как учителю в своем мастерстве подняться до уровня искусства? Что нам может помочь в этом?

Истоками для нашего творчества служат идеи классиков гуманной педагогики, философов, художников жизни. Их мысли и помогают нам в работе с детьми.  

Я работаю в начальной школе более 20 лет.  Знакома со многими педтехнологиями. Есть среди них те, которые я предпочитаю другим, но ни одна из них в рамках урока не даёт возможности в полной мере раскрыть душу ребёнка.

Много уроков я извлекла из идей Гуманной педагогики, теперь я хочу подарить их детям.

Лейтмотивом для всей работы стало высказывание Ш.А.Амонашвили «Вдохнови меня на осознание Высших сил, воспитай во мне благоговение перед природой и взращивай во мне заботу о человечестве и о своей семье, о планете Земля и о своём доме, обо всех и о себе».

Я познакомилась с уроками выращивания письменноречевой деятельности Валерии  Гивиевны Ниорадзе. Результатом стали уроки, интересные для меня и для детей. Мне близко в этой системе отношение к ребенку, сам путь, которым учитель ведет ребенка к успеху, устремление понять душу ребёнка, признать, что ребёнок – носитель огромных творческих возможностей; необходимость помочь открыть эти знании, совместное добывание знаний, взаимообогащение «сюрпризами», приносящие радость

Урок в 1 классе.

Тема: « Мы у ворот письменной речи».

 Урок-подарок».

 Цель: 1. На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию,
объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «неписанные правила», уважение к старшим, слабым.
2. Развивать речь учащихся, умение вести рассуждения; формировать умение
аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества учащихся.
 

Орг. Момент.

- Доброе утро!

- Послушайте, чем мы будем заниматься на уроке.

1. Настроимся на урок.

2. Покажем. Как мы умеем отгадывать загадки, искать «опасные места».

3. Как мы умеем размышлять.

4. Физминутка.

5. Мы- вдумчивые слушатели.

6. И даже умеем быть учителями.

7. Подведём итоги.

8. Сюрприз.

- Согласны с таким построением?

Настроимся на урок.

Дружно встанем и чтением стихотворений создадим в классе яркое, солнечное настроение.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

«С добрым утром, с ясным днём!

Вот как славно мы поём!»

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.

И, наверо, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

- А почему после сердечного привета человек не пойдёт в аптеку? (Будет здоровым)

- А при чём здесь «здравствуйте»? ( Здоровье здравствуйте одинакового значения)

- Конечно, эти слова напрямую связаны друг с другом. Молодцы!

2.  Мы умеем отгадывать загадки, искать «опасные места».

Есть у радости подруга в виде полукруга:

На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится.   (Улыбка) 

- Вы успешно справились с поставленной задачей.

- Посмотрите на слово УЛЫБКА.

- Есть расхождение между написанием и произношением? 

- Это «опасное» место.

3. Мы умеем размышлять.

Мы читали рассказы  В. Сухомлинского «Красота» и  М. Андрианова «Рассказ о горячем и холодном сердце».

- Какой путник нашёл счастье? (С горячим сердцем)

- Почему? ( Он мог видеть красоту, доброе вокруг себя.)

- Как сказал на горное озеро человек с холодным сердцем? (Огромная лужа.)

- А с горячим? ( Прозрачное, голубое, тихое.)

- Можно по словам, по поступкам определить какое сердце у человека?

- Как можно назвать человека с горячим сердцем?

 Добрый                                     Чуткий                          Отзывчивый

- С холодным?

Злой                  Равнодушный         Человек с каменным сердцем

Справка: равнодушный - безразличный, безучастный, лишённый интереса.

- Читаем слова. Ищем слова с «опасными» местами.

-Спасибо!

4.Физминутка.

Мы тоже отправимся в путь по «Дороге добра» со сказочными героями.

5.  Мы вдумчивые слушатели.

Яков Пинясов «Кто грамотней».

- Как вы думаете, кто из них прав?

6. Мы умеем быть учителями.

- Кто задаст ребятам свои вопросы?

(Почему старушка шагнула к девочкам?

 - Почему Наденька не хотела уступить место старушке?

- Почему старушка не обиделась на Надю?

- Какой характер у старушки?

- Можно я задам свой вопрос?

- Какая разница между высказываниями

«Она не совсем грамотная» и

«Она совсем не грамотная»

- Чем отличается неписанное правило от написанного?

(Неписанное более распространённое, древнее и многими признанное.)

- Кто оказался грамотней?

Дома расскажите рассказ своим близким.

7. Молодцы!

Мы очень хорошо поработали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями. Что понравилось?

Что нового узнали?

(Негласные правила – уважать старших, стариков)

8. Сюрприз.

(Учитель берёт улыбку в руки)

- Дети, у какого человека улыбка искренняя, настоящая?

(С добрым сердцем)

-Дарить улыбку, внимание какой человек может?

(С добрым сердцем.)

- Подарим и мы свои улыбки гостям!

(Дети раздают гостям эмблемки «улыбки»)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.

Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...