Конспект урока по русскому языку. Сочинение "Как опадают листья"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мостовая Людмила Николаевна

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opadayut_listya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Цели:

- формировать умение проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению;

- развивать умения обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;

- формировать умение раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте;

- обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, примет);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: подбирать слова и выражения, чтобы ярко и выразительно описать то, что наблюдали.

Оборудование:  интерактивная доска, ПК, мультимедиа – проектор, презентация «Осенние листья»

Универсальные учебные действия:

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; способность понимать эмоции других людей; иметь представление о себе и своих возможностях.

Регулятивные: готовность взаимодействовать со взрослым и сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: представление цели и задачи конкретного содержания в устной и письменной речи с помощью учителя  и пошагово их выполнять; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи; следование психологическим принципам общения.

Содержание урока:

Организационный момент: учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют в тетради запись числа и вида работы (сочинение), выделяют орфограммы.

Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня нам предстоит интересная работа на уроке. Как вы думаете, какая? (написать сочинение).

В работе над сочинением нам поможет памятка. Откройте памятку и прочитайте, как нужно работать над сочинением. Обсудите в парах.

Обсуждение темы и основной мысли сочинения. Постановка учебной задачи.

Звучит музыка Вивальди. Слайд 1.

Октябрь. На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днём становится всё холоднее. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Над землёй кружит листопад. Листопад и в нашем классе. Сегодня вы принесли по одному  самому красивому  осеннему  листу. И мне хочется, чтобы вы попытались понять, о чём шепчутся эти разноцветные листья. Об этом вы и напишите в своих сочинениях.

С чего нужно начать работу над сочинением? (определить тему текста).

Назовите тему нашего сочинения. О чём в нём будем писать? Какое задание вы выполняли в течение недели? За чем именно нужно было наблюдать? (за осенними листьями). Слайд 2.

Положите на ладонь кленовый лист, поздоровайтесь с осенью. На что похож лист? С чем его можно сравнить? (звездой, бантом).

Возьмёшь в руки осенний лист – каких цветов тут только нет! Какие  вы  разглядели цвета? (жёлтый, оранжевый, красный, алый, лимонный, бурый). Слайд 3.

Осень будто обожгла зелёный лист, и он заполыхал. Приложите лист к щеке. Что вы почувствовали? Что подсказал осенний лист? (прохладу осени, последнее тепло, грусть, красоту осеннего леса). Слайд 4.

По лесным тропинкам бродит осень. Шуршит опавшими листьями, натягивает в воздухе серебристые паутинки. По этим паутинкам и передаёт, наверное, осень сообщение о том, что пора сбрасывать свой наряд, скоро наступят холода. Вот и падают бронзовые, золотые, багряные листья. Слайд 5. Какое настроение вызывает листопад? Кому понравилось наблюдать за ним? Слайд 6.

Что, кроме темы, нужно определить при подготовке к сочинению? (основную мысль текста).

Подсказывает ли памятка, как определить основную мысль? (нужно подумать о том, с какой целью будешь рассказывать)

Какая главная мысль в нашем сочинении? (показать, как красив листопад, чем он нравится).

Как вы думаете, какая задача сегодня будет перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке? (подбирать слова и выражения, чтобы ярко и выразительно описывать то, что наблюдали). Слайд 7.

В своих сочинениях вы постараетесь так  рассказать о своих наблюдениях, чтобы читающий всё увидел как бы своими глазами, чтобы он почувствовал, как вам нравится листопад.

Лексическая подготовка. Обсуждение подобранных для описания слов и выражений.

За какими деревьями вам удалось понаблюдать? Как опадают листья с разных деревьев? (одни стремительно летят вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве).

Подберите слова, которые будут передавать действия листьев: кружатся, летят, сыплются, танцуют, опускаются, вьются, вальсируют, бегут, шуршат, шепчут, шумят, разговаривают, прощаются с летом.

Какие слова можно использовать вместо слова «листья»? (оранжевые звёзды, золотые монетки, красные фонарики, золотые рыбки).

По мере обсуждения слова записываются на доске.

Как опадают листья с клёна?  Как можно сказать про берёзу, липу, осину? Составьте предложения.

Обсуждение структуры сочинения.

Узнайте из памятки, что нужно сделать дальше (наметить, какие части будут в сочинении).

Придумайте интересное начало сочинения (по лесным тропинкам бродит осень).

Какое предложение обязательно должно быть в водной части, чтобы перейти к описанию листопада? (С деревьев опадают листья)

О чём будем рассказывать в основной части? (О том, как с разных деревьев опадают листья)

Какие слова при этом будем стараться не повторять? (опадают и листья)

Как закончить сочинение? (как красив листопад, какие он вызывает чувства).

Каждому осень открывает свои секреты, каждый замечает в осени что- то своё. И если мы почитаем о том, как видит и чувствует осень тот или другой писатель, поэт, если каждый из нас расскажет о том, как он сам видит осень, то, может быть, для всех нас осень станет богаче и выразительнее.

Какие пункты памятки осталось выполнить? (написать сочинение и проверить)

Запись сочинения.

Проверка написанного.

Прочитайте весь текст. Можно ли по нему представить  листопад?

Проверьте каждое предложение. Обозначен ли конец каждого предложения?

Проверьте каждое слово по слогам.

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Расскажите, что в вашем тексте помогает ярко представить листопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....