Урок русского языка по теме «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Сутыгина Наталья Юрьевна

Урок русского языка по теме «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»

Для  учащихся 2 класса

 

     Цель: формировать способность у детей различать предложения по цели высказывания и интонации.

     Задачи:

Познакомить с пунктуацией в конце предложения; развивать творческие возможности детей; развивать умение  анализировать, сопоставлять и рассуждать, воспитывать желание самостоятельно добывать знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»

     Цель: формировать способность у детей различать предложения по цели высказывания и интонации.

     Задачи:

Познакомить с пунктуацией в конце предложения; развивать творческие возможности детей; развивать умение  анализировать, сопоставлять и рассуждать, воспитывать желание самостоятельно добывать знания.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Повторение пройденного (мягкий знак, разделительный мягкий знак,

правописание

слов – жи, - ши,

- ча, - ща, -нч)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Физкультминутка

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Ребята, сегодня урок начнем с загадки:

Запорошило дорожки, разукрасило окошки

Радость детям подарила (Зима)

Зима опускается на землю во всей своей красе!

В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней

Околдованный лес запел песню. О чем она?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на «зимнем» уроке?

А еще я вам скажу, что мы будем рисовать

Нам снежная тучка подарила снежинку с заданиями

Написать снежные слова: февраль, хлопья, вьюга, снежинка, пушистый, деревья, частый, закончить

Ребята,  вместе с зимой к нам пришли метели, вьюги. Они общаются с помощью звуков. А каких? (ш - ш –ш, у – у – у). А каким образом мы выражаем свои мысли? (с помощью речи). Какая бывает речь? (письменная, устная). А из чего состоит речь?

У меня уже была на доске схема состава речи. Посмотрите. Но скорее всего  зимний ветер все переставил по – своему.

Речь

Слова

Звуки (буквы)

Предложения

Помогите восстановить.

Самое длинное слово в нашей цепочке это предложение. О нем и поговорим.

Что мы знаем о предложении?

Почему – то на уроке к нам пришла веселая троечка.

Как вы думаете, почему?

Да, это тема сегодняшнего урока. На доске у нас текст:

- Вьюга, унеси меня на крышу!

- На какую?

- На самую высокую, чтобы я была ближе к своим подругам.

Что заметили? (предложения записаны с новой строчки, перед ними стоит тире)

Какая это речь? (разговорная)

Сколько героев учувствует в разговоре?

Как называют такую речь? (диалог)

Какие знаки стоят в конце предложения? А эти предложения, они связаны между собой? А что вы знаете об этих знаках.  Настало время узнать секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце. Какой знак стоит на конце первого предложения? (восклицательный). С какой интонацией произноситься предложение? А как называются такие предложения? Вы узнаете на странице 106 учебника.

С какой целью снежинка произносит предложения? (просит о помощи)

Какое это предложение будет по цели высказывания?

Какой знак стоит на конце второго предложения? (вопросительный). Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное).

Какой знак стоит в третьем предложении? (точка)

Как называются такие предложения? (повествовательные)

Я читаю текст. Если вы услышите восклицательное предложение, встает первый ряд. Если повествовательное – второй.

Если вопросительное – третий. И мимикой покажите.

Идем по лесу. Зима елочке подарила пушистую шаль. Березка нарядилась в серебряную парчу. А это кто там спрятался? Да это старый пень нахлобучил на себя снежную шапку. Как хорош русский лес зимой!

Давайте ляжем на парту, закроем глазки и подумаем, что нам скажет зимний лес.

Сейчас мы представим себя не поэтами, а писателями. У вас на партах карточки. Поставьте недостающие знаки в конце предложения, вставьте пропущенные буквы, продолжите своими предложениями, используя зимние слова

Мы говорили о точке, восклицательном и вопросительном знаках. Давайте представим эти знаки в виде сказочных человечков с глазками, ручками, ножками. В этом помогут карандаши и фломастеры. Не спешите. Вы знаете, что у сказочного персонажа как и у каждого человека есть неповторимый характер, которым он отличается от всех остальных. Поэтому, нам нужно выяснить характеры знаков препинания. Вспомните, в конце каких предложений ставиться точка. (если что – то сообщается). А значит точка умеет выслушать, ей все интересно, она сама любит рассказывать, она умная, она все знает. Она самая маленькая из всех знаков.

А теперь разберемся с восклицательным знаком. В конце каких предложений он ставиться? (если предложение выражает какие – либо чувства: волнение, радость). Он любит все красивое. Он художник или поэт, музыкант.

В каких предложениях ставиться вопросительный знак? (если что – то спрашивается). Закройте глаза и мысленно представьте, какой у него характер

(любопытный, с большим носом, который везде сует, он похож на Незнайку, он ничего не знает, а может похож на учителя, он тоже всегда задает вопросы)

Молодцы! Фантазировали вы замечательно. Теперь выразите свои фантазии в рисунках.

А теперь каждый из вас представит из вас свою работу и расскажет, какие мысли приходили ему в голову, пока он рисовал.

Вам даны «зимние» слова, стрелками соедините эти слова с рифмующимися словами правого столбика,  потом попробуйте сочинить хотя бы четверостишие.

    мороз                   ложился

снежная                дружок

холод                 пушинки

снежинка              молод

кружился               нежная

елочка                     нос

снежок                иголочки

                      снег                     синий

                     пурга                    народ

                     метель                   бег

                   хлопушка                ель

хоровод                игрушка

вьюжная                дружная

иней                     снега

Используйте различные предложения по цели высказывания и интонации.

Высказываются дети. На доске появляются снежинки:

- писать предложения о зиме;

- отгадывать загадки;

- новое о предложении;

- составлять предложения о зиме.

На партах у детей альбомные листы, фломастеры.

Взаимопроверка.

Оценивают «5» - 0

«4»-1-2, «3»-3-4

Ответы детей

Дети переставляют таблички.

Речь

Предложения

Слова

Звуки

Ответы детей

Появляется на доске точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Ответы детей

Дети открывают учебники и находят ответ: восклицательное

Дети ищут ответ в учебнике: побудительное, повествовательное

Дети про себя составляют предложения и потом говорят.

Дети работают по карточкам.

Дети рисуют

По времени

Детям даны карточки (по выбору)

Итог урока

Урок подошел к концу. Перед вами разного цвета снежинки. Сейчас вы согласно вопросу будете их поднимать

Голубые  – я старался отвечать на все вопросы и у меня получалось;

Белые – я узнал много нового;

Желтые – у меня были трудности;

Синие – у меня появился вопрос;

Красные – мне сегодня на уроке было скучно.

Спасибо вам за ответы.

У каждого по пять снежинок разного цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:Знаки препинаия в предложениях с прямой речью

Урок построен по технологии проблемного обучения.  В  обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групп...

Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"

Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся....

презентация к уроку русского языка по теме: "Связь слов в предложении"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении." Этапы работы над составлением текста об осени....

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении".

Урок русского языка по теме: "Роль предлогов в предложении" для учащихся 1 класса....

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Презентация  урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....