Открытый урок разбор существительного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Обобщение и углубление знаний об именах существительных.

Закрепление умений в распознавании имен существительных одушевлённых и неодушевлённых, нарицательных и собственных; имен существительных мужского, женского и среднего рода, имен существительных единственного и множественного числа.

Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_razbor_sushchestvitelnogo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.

Цели:

  1. Обобщение и углубление знаний об именах существительных.
  2. Закрепление умений в распознавании имен существительных одушевлённых и неодушевлённых, нарицательных и собственных; имен существительных мужского, женского и среднего рода, имен существительных единственного и множественного числа.
  3. Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.
  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.
  1. Отгадайте, ребята, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Эта буква составляет пару букве Ф. Правильно – это буква В. Внимательно посмотрите как пишется заглавная и прописная буква В .Сочетания букв пишите безотрывно.
  2. Отгадайте загадки, запишите отгадки в столбик, поставьте в словах-отгадках ударение и подчеркните ошибкоопасные места.

- Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, хлеб, крошки собирает.   (Воробей). - Кар! Кар! Кричит плутовка, ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы очень любит эта птица! И оно вам всем знакома.  Как зовут её?   (Ворона). Проверьте

Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зовут меня …     (Весна).  Проверьте

- Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой.   (Ветер). Проверьте

III. Актуализация знаний.

- Прочитайте внимательно все эти слова и скажите, что их объединяет? Верно.

- Укажите в скобках род и число каждого существительного. Проверьте

- Скажите, какое слово здесь лишнее? Почему? (Весна – оно не словарное. Это безударная гласная в корне слова). Как проверим? Вы изменили форму слова или подобрали однокоренное слово? Докажите. Весна – вёсны (Формы слова). Подберите однокоренные слова. Весна, весенний, веснушка. (У них одинаковый корень, но разные основы).Среди наших слов, слово весна лишнее, но на уроке сегодня мы будем говорить именно о весне. Но не просто о весне, а о той поре весны, которая наступила в природе сейчас. А о какой? А так как все слова у нас являются именами существительными, то говорить мы будем о … .

- Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. (Слайд № )

-  Мы будем учиться разбирать существительное, и попутно повторим всё, что знаем о существительном

Рассказ учителя о ранней весне.   Внимательно посмотрите на картину  Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце» и Исаака Ильича Левитана «Март». Что вы заметили? Март – первый весенний месяц. На земле по-прежнему лежит снег, да и мороз может ударить как в декабре, и метель может разыграться, что кажется, будто снова вернулась зима. Но если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что всё таки уже не зама. По какой главной примете, мы узнаём, что пришла весна?  (Ярко светит и уже пригревает  солнышко.) Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев, небо стало высоким и ясным. Скажите, а чем пахнет воздух?

-Давайте запишем это предложение. Воздух пахнет весной.  (У доски работает Ваня.) Разобрать предложение по составу. Из этого предложения разберём существительное Весной.

- Чтобы разобрать слово нужно знать порядок разбора. Итак шаг первый. (Слайд № ) Прочитайте. Сделаем запись .У доски работает Наташа.

1. Весной (чем?) – сущ.

Шаг второй (Надпись) .  Какая форма для существительного является начальной? Сделаем запись.

2. Н.ф. – весна, нариц., неодуш., ж. р., ед.ч., Т.п..

- Внимание на экран! Что будем делать дальше? Какие постоянные признаки существительного знаете? Сделаем запись. - Внимание на экран! Что будем делать дальше? Какие непостоянные признаки существительного знаете? Сделаем запись.

- Шаг третий. Внимание на экран! Что будем делать дальше? Нужно указать каким членом предложения является наше существительное. Выпишем слово от которого ставим вопрос к нашему существительному и подчеркнем его. Сделаем запись.

3. Пахнет (чем?) весной.  Всем раздать памятки.

- Сегодня к нам прилетела последняя снежинка, чтобы попрощаться с нами, проследим за ней глазками.

IV. Физминутка для глаз. (Слайд № )V. Закрепление изученного.

- Внимательно посмотрите на весенние пейзажи (Слайд № ) и скажите, какой цвет в них преобладает? А знаете, ведь это не спроста. Ведь у каждого месяца свой цвет: январь – белый, июнь – зелёный, сентябрь – жёлтый, а март – голубой. Послушайте, как написал о марте Сладков.

Голубая пора.

 Голубой месяц март. Голубое небо. Снега голубые. На стенах тени, как синие молнии. Голубая даль. Голубые льды. Голубые  на снегу следы. Первые  голубые  лужи и последние  голубые  сосульки. На горизонте - синяя  полоска далекого леса. Весь мир голубой.

- Скажите, дети, а какие изменения в природе произойдут в марте?

А в народе март называют  … . Давайте прочитаем как же его называют? Почему?Поразмышляйте.(Слайд № ) Молодцы!

- Как только солнце получше пригреет землю, появятся проталины, пожалуют к нам в гости  вестники весны – грачи. Ведь недаром говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли». А чем же заняты грачи после долгого и трудного пути на родину? Посмотрите на картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Чем заняты грачи? (Слайд № )

 - А теперь внимание, новое задание! (Слайд №  ) Проверьте! Из этого предложения разберём существительное ГНЁЗДА. Пользуемся памяткой. Кто желает поработать у доски?

- А теперь самостоятельно разберите существительное ГРАЧИ. Проверьте себя. (Слайд №  )

VI. Итог урока.    - Я говорю вам Спасибо! Вы МОЛОДЦЫ!

Порядок разбора существительного.

  1. Выписать  слово с вопросом. На который оно отвечает; указать часть речи.
  2. Указать: начальную форму; постоянные признаки (одушевлённое /неодушевлённое; собственное / нарицательное; род); непостоянные признаки (число, падеж).
  3. Выписать слово и указать каким членом предложения является.

Порядок разбора существительного.

  1. Выписать  слово с вопросом. На который оно отвечает; указать часть речи.
  2. Указать: начальную форму; постоянные признаки (одушевлённое /неодушевлённое; собственное / нарицательное; род); непостоянные признаки (число, падеж).
  3. Выписать слово и указать каким членом предложения является

Порядок разбора существительного.

  1. Выписать  слово с вопросом. На который оно отвечает; указать часть речи.
  2. Указать: начальную форму; постоянные признаки (одушевлённое /неодушевлённое; собственное / нарицательное; род); непостоянные признаки (число, падеж).
  3. Выписать слово и указать каким членом предложения является

Порядок разбора существительного.

  1. Выписать  слово с вопросом. На который оно отвечает; указать часть речи.
  2. Указать: начальную форму; постоянные признаки (одушевлённое /неодушевлённое; собственное / нарицательное; род); непостоянные признаки (число, падеж).
  3. Выписать слово и указать каким членом предложения является

Порядок разбора существительного.

  1. Выписать  слово с вопросом. На который оно отвечает; указать часть речи.
  2. Указать: начальную форму; постоянные признаки (одушевлённое /неодушевлённое; собственное / нарицательное; род); непостоянные признаки (число, падеж).
  3. Выписать слово и указать каким членом предложения является


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок разбор существительного. Презентация.

Обобщение и углубление знаний об именах существительных.Закрепление умений в распознавании имен существительных одушевлённых и неодушевлённых, нарицательных и собственных; имен существительных мужског...

Открытый урок "Разбор слова как части речи"

Конспект открытого уролка по русскому языку...

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...

Открытый урок " Имя существительное" 5 кл

Урок предназачен для обучающегося 5 кл по программе VIII вида. В комплекте наглядный материал, план-конспект урока, презентация....

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Открытый урок "Склонение существительных по падежам".

Открытый урок "Склонение существительных по падежам"....