Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Verbaonega

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Цель:

- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:

- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;

- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;

-развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч.1 (автор А.В.Полякова),  разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Цель:

- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:

- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;

- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;

-развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч.1 (автор А.В.Полякова),  разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

Дети: Узнаем что-то новое.

Учитель: Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

ІІ. Актуализация знаний.

Дети в тетрадях подписывают число.

На доске записано предложение.

В городке стоит грустная зима.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?

Дети: Это предложение.

- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

- Распространенное.

Учитель: Какие задания можете предложить к этому предложению?

Дети: Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д.

Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!

2. Учитель: А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?

Дети: Гласная я в слове грустная.

Учитель: Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение, среднее и нижнее.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель: Какие получились соединения? (проверка, дети называют соединения).

3. Учитель: Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.

Проверка.

Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).

Дети: Написание безударных гласных в корне слова.

- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.

- Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

ІІІ. Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Дети: О безударных гласных.

- О непроизносимых согласных.

- Об однокоренных словах.

- О написании парных согласных.

Учитель: Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?

Дети: Мы умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные.

Учитель: А что можем еще исследовать по этой проблеме? (При затруднении задать вопросы: есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?).

Учитель: Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?

Дети: Нельзя, потому что это разные правила.

- А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.

- Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.

Учитель: Попробуем сформулировать цель урока.

Дети: Создать правило для однокоренных слов.

- Я хочу дополнить. Правило для безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.

- Для проверки букв в корне слова.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

ІV. Поиск решения.

На доске записаны слова.

Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Учитель: Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверка.

рыбка         солнце         лесник

сказка        звездный        тянули

зуб        вестник        грибник

Учитель: Почему именно так распределил слова в группы?

Ученик: Я распределил слова по орфограммам. В первый столбик записал слова с парной согласной в корне слова, во второй – слова с непроизносимой согласной в корне слова, а в третий – слова с безударной гласной в корне слова.

Ученица: А я по-другому распределила слова. У меня в первом столбике существительные, во втором – прилагательное, а в третьем – глагол.

Дети обсуждают различные варианты и приходят к выводу, что первый вариант более удачный.

Учитель: Молодцы. Вы нашли разные варианты классификации. Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке?

Дети: Я думаю что вариант, в котором мы делили по орфограммам, потому что мы должны придумать общее правило для всех слов.

Учитель: Умница. Вспомним цель урока.

Дети: Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной в корне слова, с непроизносимой согласной в корне слова и с парной согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.

Учитель: Кто согласен с такой точкой зрения? (весь класс). И я тоже так считаю.

- Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет?

Дети: Парная согласная в корне слова.

Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.

- Какое слово может быть лишним?

Дети: Зуб, оно мужского рода, а остальные слова женского рода.

Учитель: Что объединяет слова второго столбика?

Дети: Во всех словах в корне слова непроизносимая согласная.

Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.

- Какое слово может быть лишним?

Дети: Я думаю что звездный, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные.

Учитель: Что объединяет слова третьего столбика?

Дети: Во всех словах в корне слова безударная гласная.

Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.

- Какое слово может быть лишним?

Дети: Тянули, это глагол, а остальные слова имена существительные.

Учитель: Какое правило помогло проверить слова первого столбика? (ответы детей).

Презентация (слайд № 1).  


Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором после согласного стоял бы гласный звук.


Учитель: Какое правило помогло проверить слова второго столбика? (ответы детей).

Презентация (слайд № 2).  


Подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот звук произносится


Учитель: Какое правило помогло проверить слова третьего столбика? (ответы детей).

Презентация (слайд № 3).  


Подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы проверяемый звук был под ударением.


Учитель: Сравните три правила. Что интересное заметили?

Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.

- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.

Учитель: Вспомним цель нашего исследования.

Дети: создать общее правило для трех случаев.

Учитель: Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев?

Дети: - Нужно придумать однокоренные слова.

- Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать однокоренные проверочные слова.

Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова.

Презентация (слайд № 4).  


Чтобы проверить безударную гласную, парную согласную и непроизносимую согласную в корне слова, нужно придумать однокоренное проверочное слово.


V. Физкультминутка.

VІ. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения 246 из учебника самостоятельно с предварительным разбором.

Учитель: Прочитаем задание.

- Что нужно сделать? (ответы детей).

- Кому нужна помощь?

Самостоятельная работа.

Проверка.

Учитель: Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? (ответы детей).

VІІ. Закрепление.

Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.


Исправь ошибки в тексте.



На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.





Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.



обу(в, ф)ка  _______________        прин(е, и)сти ______________



пя(д, т)кА ________________         остро(в, ф)ки ______________



п(е, и)чурка ______________          гиган(?)ский ______________



ненас(?)ный ______________         грус(?)ный ________________



выг(а, о)нять ______________        сн(и, е)жинка ______________



Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.



существительные               прилагательные                глаголы



грусть                                  _____________                  ____________



зелень                                  _____________                 ____________



синева                                 _____________                 ____________



веселье                                _____________                 ____________



мороз                                   _____________                _____________



звонок                                 _____________                 _____________




Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

VІІІ. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? (ответы детей)

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? (ответы детей)

- Какие трудности возникли? (ответы детей)

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? (ответы детей)

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

ІХ. Домашнее задание.

Упражнение 250, поделиться с родителями новым открытием.