Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Вакина Лариса Валерьевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_im.pril_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №32 имени Г. А. "

Ленинского района г. Перми

Конспект урока русского языка по теме:

"Обобщение знаний об именах

 прилагательных",

проведенного для педагогов средней школы

в рамках преемственности «Начальная школа – Среднее звено»

Педагог – учитель начальных классов

Вакина Лариса Валерьевна

26.04.2012

Цели:

  1. Обобщать знания об имени прилагательном.
  2. Развивать умения определять род, число и падеж имени прилагательного.
  3. Развивать внимание, память, мышление, устную и письменную речь.
  4. Воспитывать аккуратность.
  5. Развивать умение составлять текст.

Оборудование:  карточка с девизом, анаграммы с именами прилагательными, карточки со словосочетаниями.

Ход:

  1. Организационный момент (приветствие)

-  Я предлагаю начать нам урок с интересного высказывания – шутки Маяковского.

- Что изображено в книге?  (буквы)

- Как они расположены? (в 2 столбика)

                                             

- Соедините гласные и согласные каждой строки и прочитаете это высказывание.

"Книга книгой, а мозгами двигай"

- Как вы понимаете это высказывание? (. . . )

- Я надеюсь, что оно будет девизом нашего урока.

- В конце урока попробуем оценить удалось ли нам "подвигать мозгами".

девиз вывешивается на доску

  1. Чистописание. Формулирование темы урока.  

- Начнём с разминки.

 ( если согласны с моим утверждением – пишем петельку вниз ;

                                       если  не согласны        пишем петельку вверх         ).

  1.  Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  2. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  3. Имя прилагательное в предложения является определением и подчеркивается.
  4. Во множественном числе имя прилагательное изменяется по родам.
  5. По падежу имя существительное можно определить падеж имени прилагательного.
  6. Род имени прилагательного зависит от рода глагола.

Проверка:

- Пропишите до конца строки

     - Разминка поможет вам сформулировать тему урока.

Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

  1. Актуализация знаний.

     Повторение о роде имени прилагательного.

  1. Анаграммы.

На доске:

ШЕБОВЛАНЯ – волшебная

УДМРАЯ          - мудрая

РОДЯНАНА     - народная

УССКЯРА         - русская

МЕШСНОЙ      - смешной

- Разгадайте анаграммы, запишите отгадки в любой последовательности.

- Проверка.

- Что общего во всех этих словах?  (это имя прилагательное)

- Что такое имя прилагательное? (. . . )

- Какое прилагательное лишнее? (смешной)

- Почему? (это прилагательное мужского рода, а остальные прилагательные женского рода)

- А как определить род имени прилагательного?

                                                (по имени существительному,

                                                по вопросу  и окончанию)

  1. Правило.  

им. прилагательное ж.р. – какая ? – ая – яя

им. прилагательное м.р. – какой ? – ой – ый – ий

им. прилагательное ср. р. – какое ? – ое – ее

- Измените род имени прилагательного смешной, чтобы оно не было лишним.

                                                                  (смешная)

- К какому имени существительному можно отнести все эти прилагательные?

                                                                (сказка)

- Вы любите сказки? ( . . . )

Несмотря на то, что вы учитесь в 4-м классе. Сказки любят даже взрослые.

  1. Допишите любые три имени прилагательных, которые бы относились к сказке.

- Проверка.

  1.  Обобщение знаний о роде, числе и падеже имен прилагательных. Игра. "Третий лишний".

"Угадай сказку"

- Вы любите, и, наверное, хорошо знаете сказки.

Попробуйте догадаться какие сказки я загадала.

На доске:

  1. великолепного бала, хрустальной туфельки, доброй феи.

("Золушка" Шарль Перро)

общ. – ед. ч., Р.п.

отлич. м.р. – ж.р.

  1. белыми лошадьми, отважной девочкой, снежной королевой.

("Снежная королева" Г.Х. Андресен)

общ. – Тв.п

отлич. – мн.ч – ед.ч.

  1. в пышных нарядах, в лягушачьей коже, о мудрой царевне.

("Царевна – лягушка", русская народная сказка)

общ. – П.п.

отлич. – мн.ч. – ед.ч

  1. веселая музыка, дикие гуси, свирепые крысы.

("Приключения Нильса с дикими гусями"

                С.Лагерлеф)

общ. – Им.п.

отлич. – ед.ч. – мн.ч

  1. сказочное время, пышная перина, маленькая горошина.

("Принцесса на горошине"

                Г.Х. Андерсен)

общ. – Им. п., ед.ч.

отлич. – ср.р. – ж.р.

2. Спишите лишние словосочетания. Определите род, число, падеж (если это возможно).

Учащиеся работают у доски:  

                                        род        число    падеж

 великолепного бала           (м.р.,        ед.ч.,         Р.п.);

 белыми лошадьми              (- ,            мн.ч.,        Т.п.);

 в пышных нарядах             (- ,            мн.ч.,        П.п.);

 веселая музыка                   (ж.р.,        ед.ч.,        Им.п.);

 сказочное время                 (ср.р.,       ед.ч.,         Им. или В.п.).

3. Вывод: Как может изменяться имя прилагательное?  (по числам,

                                                                               родам,

                                                                         и падежам).

- От чего зависит род число и падеж имени прилагательного?

(от рода, числа и падежа имени. существительного)

- Как определить падеж имени прилагательного?

        (правило – с.124)

  1. Работа с текстом.

- Задание со словосочетаниями.

   Какое может быть задание? (. . . .)

- Я составила начало сказки, а вы попробуйте придумать продолжение, используя эти словосочетания.

- Род, число и падеж менять можно.

На доске:

Однажды усталые путники решили переночевать ночь в заброшенном замке. Неожиданно из кладовки послышались приглушенные голоса. Это вспоминали о былых временах бальные платья.

- Вот такое начало я придумала. Найдите речевую ошибку

 (переночевали ночь)

- Попробуйте придумать продолжение. Запишите его. (. . . .)

                                        

Возможное продолжение (свой вариант)

Они вспоминали о том, какой великолепный бал был в этом дворце. Как на запряженных белыми лошадьми каретах, подъезжали дамы и кавалеры в пышных нарядах. Всю ночь напролёт была слышна весёлая музыка. Как давно это было! Какое было сказочное время!

- Зачитывание текстов.

- Подчеркните все имена прилагательные

- Какими членами предложения они являются? (определениями)

- Вам хотелось бы побывать на балу? (. . . )

  1. Разбор предложения у доски.

Неожиданно из кладовой послышались приглушенные голоса. (повеств., невоскл., простое.)

  1. Итог.

- Что такое имя прилагательное?

- Как может изменяться имя прилагательное?

- Как определить падеж имени прилагательного?

- Возвратимся к девизу.

- Удалось ли нам "подвигать мозгами"?