Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Наталья Николаевна Попова.

Тип урока по ФГОС - урок комплексного применения знаний. Данный конспект урока русского языка можно использовать в конце изучения данной темы, для повторения и обобщения всех изученных вопросов об имени прилагательном. В уроке  присутствуют разные виды работы. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Составила и провела Попова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1056 г. Москвы

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания учащихся об имени прилагательном
  • Развивать умение правильно употреблять их в речи
  • Углубить знания учащихся о данной части речи

Развивающие:

  • Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса
  • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению
  • Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать
  • Активизировать словесно - логическое мышление, устойчивость внимания; развитие орфографической зоркости, каллиграфического навыка письма

Воспитательные:

  • Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку

  1. Организационный момент.
  2.  Определение темы и целей урока.

- А сейчас послушайте стихотворение. Определите, о чем пойдет речь.

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (Имя прилагательное) 

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Ставят пред собой цели: будем учиться писать и проверять безударные окончания имён прилагательных.

- Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Словарная работа.

- К существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. (При этом учитель указывает основное  значение прилагательного)

  • Багаж по весу (тяжелый багаж), берег по ширине (узкий багаж), вагон по своему назначению (пассажирский вагон), земляника по цвету (алая земляника), гараж по размеру (большой гараж), воробьи по характеру (шустрые воробьи), солнце по цвету (желтое солнце).
  • Объясните устно орфограммы корня (Ученики находят и выделяют проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные, непроизносимые и удвоенные согласные)
  • Что вы записали?   (Словосочетания). Установим связь слов. Найдем главное и зависимое слово. Определим число и род прилагательных. Выделим окончания прилагательных.  Как?

- Составляем алгоритм.

- Находим существительное, с которым связано прилагательное

- Определяем число и род этого существительного

- Вспоминаем окончания прилагательных в этом роде и числе

ИЛИ: поставим вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнаем окончание прилагательного

  1. Чистописание

- Выписываем окончания прилагательных мужского рода: ый//ий//ой//

- Устанавливаем закономерность и продолжаем писать целую строку.

5. Тест-блиц турнир (с самопроверкой)

Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном.

- Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +, нет – ставим -.

1.Имя прилагательное это часть речи?

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?

4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?

6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?

7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?

+ - - + - + +

- От чего зависит род и число имени прилагательного? Как ещё изменяется имя прилагательное? (изменяется по падежам)

- Что изменяется при склонении имён прилагательных? (окончания)

- Как проверить окончания имени прилагательного?

- Хорошо ли вы знаете, как распознавать и правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных?

6. Работа в парах. Составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных

- Учащимся предлагается расставить правильную последовательность действий в алгоритме написания и проверке. Дети работают в парах, один ученик составляет алгоритм у доски.

                Определить род и падеж существительного

             Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже

Выдели окончание в слове - вопросе.hello_html_6fcde119.gif

Найди существительное, с которым связано имя прилагательное. hello_html_6fcde119.gif

( сущ. + прил.)

Поставь вопрос от существительного к прилагательному.hello_html_6fcde119.gif

Пиши такое окончание у прилагательных.hello_html_6fcde119.gif

Проверь написанноеhello_html_6fcde119.gif

Получается алгоритм:

1.Найди существительное, с которым связано имя прилагательное.

( сущ. + прил.)

2.Определить род и падеж существительного.

3. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже

 (Для проверки можно сделать следующие шаги)

4.  Поставь вопрос от существительного к прилагательному

5.  Выдели окончание в слове - вопросе.

6. . Пиши такое окончание у прилагательных

7.Проверь написанное.

7. Правописание  окончаний по алгоритму.

  • Запись под диктовку. Выделить окончания, указать род и падеж прилагательного. Проверка на доске

- Зимним вечером, о жарком солнце, весенним днем, красивого клена, верным другом, из открытого окна, о красивой музыке.

Физкультминутка.

  • Работа в парах.
  1.   Вставить в прилагательные нужные окончания и объяснить. Отчего зависит окончание прилагательного?

Свеж…  молоко, ближн… деревня, на широк… тропе, на осенн… небе, маленьк… зверька, по зимн… дороге, вкусн… меда, на елов… ветке, сладк… арбузу, хорош… человека, в скор… поезде, поздн… вечером.

Найти существительные, окончания которых надо проверять. Объяснить.

  1. Подобрать к прилагательным подходящие по смыслу существительные любого рода.

Болотистый (край), болотное, водный, водяной, конный, конский, рыбный, рыбий.

- Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

8. Проверочная дифференцированная работа.

1 уровень.

- Вставить в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать род, число, падеж прилагательных.

Хорошо в    ----------- лесу. Деревья стоят в  ---------- инее. Все засыпано      -------------- снегом. Красивы ели в  -------- уборе. В воздухе слышен каждый звук. Вот с  ----------- ветки упал ком снега. Пронеслась над головой  --------- стайка клестов.  

2 уровень.

Для детей, которые затрудняются можно предложить карточку со словами –помощниками: зимний, еловый, серебристый, пушистый, снежный, веселый.

3 уровень.

Предложены слова: в зимнем, в серебристом, пушистым, в снежном, с еловой, веселая.

9. Подведение итогов. Рефлексия

-Какие открытия вы для себя сделали?

-Что нового узнали?

- Мне понравилось …

- Какую задачу перед собой мы поставили в начале урока?

Повторить правописание безударных окончаний имён прилагательных и существительных.

- Оцените свои знания

- Если вы  ещё испытываете трудности в написании окончаний имён прилагательных и существительных и вам нужна помощь – на полях нарисуйте жёлтую снежинку.

-Если же знаете, но сомневаетесь в написании – зелёную снежинку.

- Если вы уверены в себе – красную.
Урок окончен. Я желаю вам грамотно писать безударные окончания прилагательных и существительных, никогда не допускать ошибок в своей речи. Пусть ваша речь будет образной, точной.

  Блиц -  опрос.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и составь слово.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет    о) признак предмета   в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?      л) что делает? что сделает?     м) какой? какая? какие?

  1. Как определить род , число и падеж прилагательного?

м) по вопросу    л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя    д) –ое, -ее     и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным      о) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый      ы) аккуратный      о) хлопотливый

  1. Прилагательное это:  

о) часть слова     и) член предложения       ц) часть речи.                      МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...