Главные вкладки

    Олимпиадные задания по русскому языку
    олимпиадные задания по русскому языку по теме

    Сборник заданий для подготовки к олимпиадам

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка к олимпиаде

     

    5. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег?

    6. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.

    . Ударение в русских словах подвижно.
    Слово атлас может быть прочитано по-разному, с ударением на первом слоге и на втором. Поэтому получатся разные слова.
    Прочитайте: 
    квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги.
    Сколько слов у вас получилось?

    5. В каком слове 40 гласных? (Сорока) 
    Сто согласных в слове? (Стол)

    6. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов:
    был – бил, вол – вёл, плоды – плоты

    7. К словам лещ (утка, пол)   – добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

    Разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, стол, пол, мышь, тетрадь.
    К какой группе относятся слова: соль, ручка, молоток, корень?

    9. Игра “Кто быстрей?”
    Кто запишет больше слов, в которых меньше звуков, чем букв?
    Больше звуков, чем букв?

    10. Как можно превратить слово мел в мелкое место, а слово угол – в топливо, шест – в число?

    11. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

    1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

    (ж) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
    (ш)
     Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.
    (т) 
    Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

    2. Определите, сколько звуков в словах и, он, мал, сколько, яма, а, возьму, юг, подъезд.

    3. Каким фонетическим признаком объединены слова?

    Голубь, сыроежка, морковь, берег.

    4. Определите, сколько раз в стихотворении встречается звук (с)?

    Через поле и лесок 
    Подаётся голосок
    Он бежит по проводам,
    Скажешь здесь, а слышно там.

    5. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

    Водит, пашешь, верит, велит, смех.

    6. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

    Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.

    2. Исправьте все ошибки в письме.

    Грустные вести.
    Пришло письмо мне,
    Гляжу –
    Из лагеря, от Мишки….

    Здесь чудный лук, и я лижу,
    Написано в письмишке.

    Лук лижет? Что за чудеса?
    Наверно шутит плут
    Читаю дальше:

    Здесь лиса, красивый длинный прут,
    И что такое он плетёт –
    Не разберусь, хоть тресни:
    Когда отряд идёт в поход. Я запиваю песни. 
    На днях в лису нашёл я грусть, и очень был доволен.

    Нет, нет, не шутит он! Боюсь.
    Мой друг серьёзно болен,
    Вернётся – надо подлечить:
    Заставить правила учить.

    3. Однозначные и многозначные слова.

    1) Дом – жилое здание
    2) 
    Дом – квартира, а также семья, люди, живущие вместе , их хозяйство.
    3) 
    Дом – учреждение (Дом отдыха)

    4. Сколько значений у слова дорога? Выписать их.

    Подумать только, как много
    Значений у слова дорога.
    Дорогой зовут автостраду.
    И тропку, бегущую рядом.
    И шлях, что лежит на равнине,
    И путь каравана в пустыне.
    И шаг альпиниста по круче
    К вершине, упрятанной в тучах.
    И след корабля над волнами, 
    И синие выси над нами.

    5. Найдите однозначные и многозначные слова.

    Сбрасывают ёлки и сосны иголки?
    Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок.
    Видела. А вот голых ёлок не видела, - задумчиво сказала Алёна.

    6. Прямое и переносное значение слов.
    Малыши говорят:
    “Я в школу не пойду”,- заявил пятилетний Серёжа. Там на экзаменах детей режут.
    Какие слова употреблены в переносном значении?

    Замолчи Петрусь,

    CCC

    За столом сказала мать:

    Говорят.

     

    Хватит языком болтать

    Прикуси  язык,

     

    А сынишка осторожно

    Говорят.

     

    – А болтать ногами можно?

    Он язык прикусил

     

     

    И сильней заголосил.

     

     

    Ветерок спросил, пролетая:
    – Отчего ты рожь, 
    золотая?
    А в ответ колоски шелестят:
    – 
    Золотые руки растят.

    7. Какие особенности лексики русского языка использовал поэт?

    Сима чистый, чище мыла
    Мылся сам, и мама 
    мыла.

    1. Какое языковое явление отражено в стихотворении?

    Что делают часы?

    CCC

    Но немного отстают.

      

     

    Мы смотрели с Мишкой вместе.

    Говорят: часы стоят,

     

    А часы висят на месте.

    Говорят: часы спешат,

     

     

    Говорят: идут

     

     

    Прямое значение – висят
    Переносное значение – 
    спешат, стоят, идут.

    2. Омонимы – одинаково написанные слова, с разным значением.
    Найди омонимы, объясни их значение.

    Овсянка.

    Вот этой овсянки

    CCC

    Кокой же овсянки,

    Не хочется киске.

     

    Она захотела?

    (Вот этой овсянки,

     

    Не той ли,

    Которая в миске)

     

    Что мимо сейчас пролетела?

    Много разных есть ключей:
    Ключ – родник среди камней,

    Ключ скрипичный завитой 
    И обычный ключ дверной.
    Сколько значений у слова ключ?

    3. Синонимы – разные слова с одинаковым значением.
    Слова-синонимы
    Всегда близки по смыслу,
    Разнятся лишь
    Оттенками подчас.
    Родимый край – Отечество – Отчизна.
    Как много в них 
    Священного для нас.

    Найди слова – синонимы.

    Татьяна на широкий двор
    В открытом платьице выходит,
    На 
    месяц зеркальце наводит;
    Но в тёмном зеркальце одна 
    Дрожит печальная 
    луна.

    4. Продолжите высказывания словами – синонимами.
    Перечень букв в определённом порядке – это…(алфавит, азбука)
    Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это …( термометр, градусник)
    Человек на лошади – это …( всадник, наездник)

    5. Выделите третье лишнее слово.

    Огонь, осень, пламя.
    Алфавит, 
    чистописание, азбука.
    Шалун, конница, кавалерия
    Ураган, 
    дождь, пурга.

    6. Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

    Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный, 
    Все антонимы всегда противоположны.

    Определи антонимы.

    У лукоморья дуб зелёный 
    Златая цепь на дубе том
    И 
    днём и ночью кот учёный 
    Всё ходит по цепи кругом.
    Идёт 
    направо – песнь заводит
    Налево – сказку говорит.

    Я антоним к слову лето
    В шубу снежную одета 
    Хоть люблю мороз сама
    Потому что я ….(зима)

    Я антоним к слову смех
    Не от радости. Утех – 
    Я бываю поневоле
    От счастья и от боли
    От обиды, неудач.
    Догадались? Это …(плач)

    Укажите в загадке антонимы.

    Далеко мой стук слышится вокруг
    Червякам я 
    враг, а деревьям друг. (Дятел)

    Я антоним к слову зной    Я в бутылке лимонада.
    Я в реке, в тени густой.    А зовут меня ( прохлада).

    ОЛИМПИАДА ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА

     Задание 1. Найди лишнее слово в каждом ряду.

          брусника, дуб, черника, ежевика.

          Суффикс, глагол, корень, приставка.

          Ерш, карась, кукушка, окунь.

          Костюм, хлеб, пальто, платье.

     

    Задание 2.  Что хотят сказать, когда говорят:

          Надуть губы_______________________________________________________

          Повесить нос ______________________________________________________

          Зарубить на носу ___________________________________________________

          Делать большие глаза ______________________________________________

          Остаться с носом __________________________________________________

     

    Задание 3.  Запиши в четыре столбика.

    Малина, белая, а, рисует, прыгать, спелая, книга, и, зеркало, высокий, бегут, читает, грустные, но, дневник.

    1.                                  2.                                           3.                                   4.

     

    Задание 4. Найди подлежащее и определи его род.

           Пришла Машенька в самую чащу.

           Смолкли птичьи песни.

           Сильный ветер рвет листья с деревьев.

           Под елью в траве уснул еж.

           Выплыло на небо красное солнышко.

           Бегут по небу белые облака.

      

    Задание 5.  Разбери по составу.

           Прибежала.

           Подписали.

           Залетела.

           Посмотрели.

      

    Задание 6 .  Расставь слова в алфавитном порядке.

    Л_пата, ин_й, п_суда, к_рандаш, сев_р, в_робей, ур_ган, завтр_к.

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

     

    Задание 7.   В какой части пропущена буква (в корне, суффиксе, приставке)

    Р_ка                                     син_нький                                    баб_чка

    Хол_д                                  пр_гулка                                       вет_чка

    П_ход                                   ст_ловая                                      св_тлячок

     

     

    Задание 8.   Подбери синонимы

    Боец ________________________________________________________________

    Буря ________________________________________________________________

     

     

    ОЛИМПИАДА

    ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА

    Задание 1.  Петя решил 24 примера. В каждом столбике было по 4 примера. Сколько столбиков решил Петя?

     

    Задание 2. Купили 3кг конфет в двух пакетах и 3 пакета печенья по 2кг в каждом. Сколько всего кг сладостей купили?

     

    Задание 3.   В цирковом представлении участвовали 3 дрессированные собаки, а дрессированных голубей было в 4 раза больше. На сколько голубей было больше, чем собачек?

    Задание 7.  Подчеркни лишнее слово:

    Квадрат, четырехугольник, прямоугольник, треугольник.

    Задание 8. Расставь знаки + или - так, чтобы получились равенства

    38     26     45     13 = 44

    48     17     2     9=24

    18     7     24     45=0

    Задание 9.  В 6 одинаковых банках содержится 18 литров сока. Сколько литров сока содержится в 9 таких же банках?

     

    2. Определи, сколько раз встречается   т    в предложении:

    Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.__________________________________________________

     

    3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые

     сено                                  овод

    банк                                   рот

    стол                                   ежи

    зал                                     глас

    свет                                   ода

    яр                                      вал

    воз                                    очки

    газ                                     елка

    гриб                                  марка

    хор                                    он

    бор                                    яр

     

    4. Образуй от прилагательного глаголы:

    ясный- про……………….….., грязный-за……………….…., густой- с…………,

    чистый - о………………….. .

     

    4.      Вставь пропущенные буквы в слова и разберите их по составу:

     

    Фло…ский, дет…ский, ленингра…ский.

     

    5.      Спиши, распредели слова в три столбика по орфограммам

    Следит, зага…ка, утащили, затрещали, редька, овражки, запасались, беседка, прелестный, известный, звонок, чувство.

     

     

    ОЛИМПИАДА ПО ПОЗНАНИЮ МИРА 4 КЛАСС

     

    1.  Знать окружающий мир надо для того, чтобы:

    а) жить здоровым

    б) быть умным

    в) трудиться

     

    2.   Что необходимо человеку для жизни:

    а)  дом, пища, воздух, тепло

    б) пища, вода, книги, воздух

    в)  воздух, вода, тепло, пища.

     

    3.   Какое значение для тела человека имеет скелет?

    А) придает телу форму

    Б) является опорой тела

     

    4.      Соедини стрелками:

     Орган зрения                         уши

    Орган слуха                            нос

    Орган обоняния                     язык

    Орган вкуса                            кожа

    Орган осязания                      глаза

     

    5.   Какие зубы называют молочными?

    А) зубы из молока

    Б) первые зубы

     

    6.   Покажи последовательность работы над созданием хлеба:

          Инженер и рабочие

          Мельник

          Продавец

          Комбайнер

          Тракторист

          Пекарь

     

    7.      Пословица  "Кто не работает, тот не ест" о:

    А) вежливости

    Б) знание

    В) труде.

     

    8.      Распредели в четыре столбика и подпиши:

    Одуванчик, шиповник, ель, береза, клен, осина, орешник, тополь, лиственница, можжевельник, мятлик, тимофеевка, жимолость, дуб, колокольчик.

    А)_________________________________________________________________

    Б)__________________________________________________________________ 
    В)__________________________________________________________________ 
    Г)__________________________________________________________________

     

    9.      Узнай ягоды по их адресу:

    А) это ягода облюбовала для себя болото_________________________________

    Б) а для этой нужен лес________________________________________________

     

    10.  Какое растение послало телеграмму:

    "Я- белый цветок, имею приятный тонкий аромат. Цветы всплывают на поверхность рано утром, к вечеру они закрываются и прячутся под водой. Так бывает только при хорошей погоде. Если приближается ненастье, я либо прячусь раньше времени, либо вообще не показываюсь из воды. Многие стремятся сорвать меня, но я очень чувствительна и могу погибнуть" _____________________________________________________________________

     

    7.      Одна сова за лето сохраняет 1т пшеницы, так как уничтожает до 1000 мышей - полевок. Одна полевка за лето съедает 1кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным, а сову - полезным?

     

    8.      Найди ошибку:

    Кузнечик, муха, паук, жужелица - насекомые.

     

    9.      Когда об воду можно порезать руку?

    _____________________________________________________________________

     

    10.  Отгадай загадки:

    А)  Я б могла еще так много

    Про лесных сказать певцов

    Как средь стужи и мороза

    Вывел …….своих птенцов.

     

    Б) Край виден, но дойти до него невозможно

    Я иду, и он идет,

    Я стою, и он замрет.

    Спустился я пониже,

    Стал край ко мне поближе.

    _________________________

     

    11.  Компас - это:

    А)  прибор для определения погоды

    Б)   прибор для определения сторон горизонта

    В)   прибор для определения температуры воздуха

     

    12.  План - это:

    А)   изображение предмета таким, каким привык его видеть человек.

    Б)   вид предмета сверху.

     

    13.  Число, которое показывает во сколько раз уменьшены настоящие расстояния, называют:

    А)  рисунком

    Б)  планом
    В) масштабом.

     

    14.  О каких реках идет речь?

    А) К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы протянулась речка с севера на юг.________________________________________________________

    Б) К местоимению единственного числа 2-го лица подставь 2 буквы впереди и одну после него так, чтобы получилось название одной из крупных рек Казахстана.___________________________________________________________

     

    15.  Перечисли моря, названия которых обозначают цвет.

    _____________________________________________________________________

     

    16.  Добавь к названию атмосферных зимних осадков 3 буквы в конце слова - и узнаешь название небольшой певчей птички.__________________________.

     

    17.  В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов? ________________________________________________________

     

    1.1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову – погибнуть).

    Развесить уши – _______________________
    Пускать пыль в глаза – __________________
    Рвать на себе волосы – _________________
    См
    .2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг — враг). Не забывайте, что это стихи.

    Я сегодня не помню, что было …, ___________
    По 
    утрам забываю свои …, _________________
    В белый 
    день забываю огни,
    По … забываю дни. _______________________

    (А.А. Блок)

    Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.

    ______________________________________________
    _______________________________________________
    _______________________________________________

    2.3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

    Риф + ель + кадки = фрикадельки
    Ель + сад + рак = ________________________
    Рис + кепи = ____________________________
    Рыба + соки = ___________________________
    Нива + реки = ___________________________

    Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

    ______________________________________________
    _______________________________________________
    _______________________________________________

    2.4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

    А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
    ________________________________________________

    ___________________да зуб неймёт._________

    Когда в товарищах согласья нет,
    __________________________________________

    _____________________________________________
    не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

    _____________________________________________
    Так поди же попляши!

    2.5. Аня и Вера обошли школьный двор в одном направлении и посчитали деревья, расположенные по периметру двора, но считать начали с разных деревьев. Дерево, которое у Ани было восемнадцатым, у Веры было пятым, а дерево, которое у Ани было пятым, у Веры было сорок вторым. Сколько деревьев было вокруг школьного двора? Объясните ход Ваших рассуждений.

    2.6. Сто орехов разложены на пять кучек. В первой и второй в сумме – 51 орех, во второй и третьей – 44, в третьей и четвёртой – 31, в четвёртой и пятой – 33. Найдите число орехов в каждой кучке и докажите это.

    2.7. Если закрасить некоторые 4 (целые) клетки данной фигуры, то иногда удаётся разделить фигуру, полученную из оставшихся клеток, на 4 равные. (Равными считаются фигуры, совпадающие при наложении, то есть «поворачивать» их можно, а «переворачивать» на другую сторону – нельзя.) Найдите как можно больше способов решения данной задачи, закрашивая различные клетки, выбирая для закрашивания новые клетки и по-новому разделяя фигуру. Причем делить можно и не по клеткам.

    (6 вариантов)

    .1. По данному началу допишите пословицы.

    Правой рукой строит… ____________________
    Ученье – свет… _________________________
    Кто хочет много знать… ___________________
    Корень ученья горек… ____________________

    3.2. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

    Логика — иголка
    Ракета — _______________________
    Каприз — _______________________
    Мольба — _____________________
    Каратист — _____________________

    3.4. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни:

    кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение), здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

    3.7. Кусок проволоки длиной 34 см нужно разрезать на части длиной 5 см и 4 см, но так, чтобы обрезков не было. Как и сколькими способами можно это сделать?

    .2. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

    Лик + рок = _________________
    Поле + дар = ________________
    Шаль + до = _________________
    Лов + буй = __________________

    1.3. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

    _____________ выпал жаркий-жаркий.
    Ах, как душно в зоопарке!
    ________________ пропал у пони,
    ________________ вянут на газоне,
    А мартышка не страдает – 
    ________________ уплетает.

    1.4. Поставьте между цифрами знаки «+» пли «–» так, чтобы в результате получилось 5, 54, 41, 168.

    1.5. Зайчиха для семи своих зайчат разложила 42 морковки на 7 кучек так, что кучек с одинаковым числом морковок не было. Причем количество морковок в каждой кучке обозначается однозначным числом. Сколько морковок в каждой кучке?

    1.6. Не отрывая карандаша от бумаги, проведите через 4 данные точки замкнутую ломаную, состоящую из трёх звеньев.

     

    3 класс

    2.1. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

    Больно прикусил язык. 
    ___________________________________________

    Язык до Киева доведёт. 
    ____________________________________________

    Разведчики взяли языка. 
    ____________________________________________

    Без языка и колокол нем. 
    ____________________________________________

    «И назовёт меня всяк сущий в ней язык...» (А.С. Пушкин)
    ____________________________________________

    Прикуси язычок! 
    ____________________________________________

    Язык под чесночным соусом. 
    ____________________________________________

    2.2. «Расшифруйте» слова:

    по2л ______________________________________

    2рь _______________________________________

    с________________________________________

    ви3на _____________________________________

    1очество___________________________________

    Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

    __________________________________________________________________________

    2.3. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался:
    Входят семь богатырей,
    Все красавцы удалые, 
    Великаны молодые,
    Семь румяных усачей. 
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.

    Автор: ________________________________

    Название: ______________________________

    Автор: ________________________________

    Название: ______________________________

    2.4.  Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

    Диво + пони + сок = ______________________

    Воз + бедро + пике = _____________________

    Хор + ум + ом = _________________________

    Лён + ас + ком = ________________________

    2.5. Буквой «А» обозначена одна и та же цифра. Найдите её, запишите справа решение примера и поясните ход Ваших мыслей.

    2.6. Из пяти одинаковых палочек (отрезков) постройте два треугольника.

    2.7. Петя с товарищами ходил в лес за грибами. Придя из леса, он стал рассказывать: «Набрали мы много грибов, но половина оказалась несъедобными, а восьмая часть – червивой. Плохие грибы мы выбросили. Три восьмых от всех грибов мы сварили и съели». Сколько грибов осталось.4. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

    [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

    ______________________________________________________________________________2-й класс

    1. Имя поросенка в сказке А.Милна "Винни-Пух и все, все, все".

    2. За кого вышла замуж Дюймовочка?

    3. Из какого растения Элиза сплела рубашки своим братьям в сказке Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"?

    4. Кто это "Мойдодыр"?

    5. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели героини и ее бабушки.

     

    3-й класс

    1. Кого испугались персонажи стихотворения:

    Волки от испуга скушали друг друга.

    Бедный крокодил жабу проглотил.

    2. Назови трех русских былинных богатырей.

    3. Какое средство помогло Карлсону избавиться от температуры?

    4. В кого превращался князь Гвидон?

    5. Какое волшебное средство ты бы попросил у девочки Жени из сказки В. Катаева?

     Какую траву узнает даже слепой? Почему?

    2. Чем питаются насекомые?

    3. Какой страшный зверь любит малину?

    4. Что растет вниз верхушкой?

    5. Что делает еж зимой?

    2-й класс

    1. Что ест жаба зимой?

    2. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

    3. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы?

    4. Толстым или тощим ложится медведь в спячку?

    5. Где раньше тает снег: в городе или в деревне?

    3-й класс

    1. Где сухого камня не найдешь?

    2. Как лягушки ловят насекомых?

    3. Какое растение имеет мужское и женское имя одновременно?

    4. Что общего у птиц: лебедя, утки, гуся?

    5. Где раньше тает снег: в городе или в деревне?

    3-й класс

    1. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

    Щ __ 
    Щ __ __
    Щ __ __ __
    Щ __ __ __ __
    Щ __ __ __ __ __

    1.2. Поставьте слова во множественное число:

    Человек — 
    Лист (бумаги) — 
    Лист (дерева) — 
    Зуб (волка) — 
    Зуб (пилы)
     

    1. В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

    Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан, курган._______________________

    ___________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    2.2. Придумайте и запишите слова (как можно больше), в каждом из которых встречались бы две одинаковые согласные буквы, обозначающие звуки, парные по твердости-мягкости:

    [д] – [д’] _________________________________
    [с] – [с’]  _________________________________
    [т] – [т’]  _________________________________
    [б] – [б’] _________________________________
    [п] – [п’] ________________________________

    2.3. Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

    биться — _______________________________

    граница — ______________________________

    дрозд — ________________________________

    гвозди — _______________________________

    помог — ________________________________

    красив — _______________________________

    смех — ________________________________

    Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    2.4. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:

    Вот ворона сидит на заборе.
    Все амбары давно на запоре.
    Все обозы прошли, все подводы.
    Наступила пора непогоды.

    и А. Блока:

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой...
    А уж в воздух – вешние звоны,
    Даже дух занялся у вороны...

    О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________

    Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.

    Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________

    Объясните значение слов:

    амбар — ________________________________

    обоз — _________________________________

    подвода — _____________________________

    вешние (звоны) — _______________________

    2.5. Ёжик и белочка собрали вместе 20 грибов. Если бы ёжик нашёл ещё один гриб, то у него стало бы в два раза больше, чем у белочки. Сколько грибов собрала белочка?

    ___________________________________________________________________________

     

    Олимпиадные задания для 2 класса за 2006/2007 учебный год, Татарстан, Н.Челны, школа № 31.

    1. Напиши, как одним действием при помощи пяти единиц получить 100.
    1. 1 1 1 1 1 = 100

    1. Верёвку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?

    1. В трёхэтажном доме жили 3 котёнка: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. Какой котёнок на каком этаже жил?

    1. Боря гостил в деревне неделю и 2 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

       Главная страница    ИД «Первое сентября» 

    Уважаемые коллеги!

    Приём заявок на участие в текущем сезоне завершен.

    Приём заявок на участие
    в сезоне 2010/2011
    начнется
    1 апреля 2010 г.

    ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ

    УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ
    Выберите первую букву фамилии
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
    О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 

    УЧРЕЖДЕНИЯ–УЧАСТНИКИ 

    РАЗДЕЛЫ ФЕСТИВАЛЯ 

    Раздел

    Статьи

    Преподавание математики 

    6838

    Преподавание физики 

    2530

    Преподавание астрономии 

    99

    Преподавание химии 

    1897

    Преподавание биологии 

    2629

    Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение» 

    54

    Преподавание географии 

    1849

    Преподавание географии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение» 

    69

    Преподавание истории 

    2869

    Преподавание русского языка 

    3551

    Преподавание литературы 

    4148

    Преподавание иностранных языков 

    5352

    Преподавание английского языка с использованием УМК «„Английский в фокусе“ – на урок с учебником XXI века» издательства «Просвещение» 

    90

    Преподавание информатики 

    3305

    Преподавание ОБЖ 

    396

    Преподавание технологии 

    1680

    Преподавание музыки 

    967

    Преподавание в начальной школе 

    14131

    Работа с дошкольниками 

    4017

    Спорт в школе и здоровье детей 

    1292

    Администрирование школы 

    1251

    Организация школьной библиотеки 

    251

    Внеклассная работа 

    8881

    Общепедагогические технологии 

    2202

    Классное руководство 

    1924

    Работа с родителями 

    1031

    Школьная психологическая служба 

    1464

    Социальная педагогика 

    462

    Преподавание экономики 

    369

    Преподавание экологии 

    719

    Преподавание МХК и ИЗО 

    1389

    Логопедия 

    69

    Всего статей: 77775

    Олимпиады по математике для младших школьников

    Костромина Елена Валерьевна, учитель начальных классов

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа 

    Объявление 

    Цели разработки олимпиадных заданий по математике: 

    1. Развитие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.
    2. Не только проверка знаний по предмету, но и развитие сообразительности, интереса к математике, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
    3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.

    Олимпиада по математике 3 класс

    1 тур (внутри каждого класса)

    Время выполнения работы 45 минут

    1. Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле: карандаш или ручка?

    Ответ: карандаш

    2. Найди сумму чисел 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10

    Ответ: 55

    3. Запиши все двузначные числа, используя цифры 1, 2, 3 (цифры в записи числа не должны повторятся) и найди сумму этих чисел.

    Ответ: 12+13+21+23+31+32=132

    4. В двух залах 50 стульев. Когда из одного зала 10 стульев вынесли, то в залах стульев осталось поровну. Сколько стульев было в каждом зале первоначально?

    Ответ: (50-10) :2=20 стульев в одном зале

    20+10=30 стульев во втором зале

    5. Саша решил прогуляться и пошёл по левому берегу ручья. Во время прогулки он три раза переходил этот ручей. На левом или на правом берегу он оказался?

    Ответ: на правом берегу.

    6. Вдоль дороги поставили 4 новых столба. Расстояние между каждыми двумя соседними столбами 5 метров. На каком расстоянии один от другого находятся крайние столбы?

    Ответ: | 5м | 5м | 5м | на расстоянии 15 метров

    7. На прямой отметили 4 точки. Сколько получилось отрезков?

     

    Порядок оценивания выполненной работы: 

    1. каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл
    2. максимальное количество баллов за работу 7.

    Олимпиада по математике 3 класс

    2 тур (параллель)

    Время выполнения работы 45 минут

    1. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной.

    Ответ: 

    2. Ваня живёт выше Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?

    Ответ: 1 этаж - Коля, 2 этаж - Петя, 3этаж - Ваня, 4 этаж - Сеня.

    3. Мама испекла блинчики. За ужином съели 12 блинчиков. После ужина осталось третья часть всех испечённых блинчиков. Сколько блинчиков испекла мама?

    Ответ: 

    1) 12:2=6 (б) - составляет одну часть

    2) 6•3=18 (б) - испекла мама

    4. Начертите квадрат. Расставьте на его сторонах 8 точек так, чтобы на каждой стороне было по 3 точки.

    Ответ:

     

    5. Три курицы за три дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?

    Ответ: если за 3 дня 3 курицы снесли 3 яйца, то каждая курица сносит по 1 яйцу за 3 дня. Таким образом, за 6 дней каждая курица снесёт 2 яйца, а 6 куриц - 12 яиц. За 9 дней каждая курица снесёт 3 яйца, а 4 курицы - 12 яиц

    6. Поймали три поросёнка 32 пескаря и стали варить уху. Ниф-Ниф отдал для ухи 4 рыбки, Наф-Наф -7, Нуф-Нуф-12. После этого у них осталось рыбок поровну. Сколько пескарей поймал каждый из поросят?

    Ответ: 

    4+7+12=23 пескаря отдали на уху

    (32-23) :3=3 пескаря осталось у каждого

    3+4=7 пескарей у Ниф-Нифа

    3+7=10 пескарей у Наф-Нафа

    3+12=15 пескарей у Нуф-Нуфа

    7. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидит дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если пёс Шарик, сидящий крайним слева, сядет между котом Матроскиным и дядей Фёдором, то дядя Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?

    Ответ: слева направо сидят пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин и почтальон Печкин.

    Порядок оценивания выполненной работы: 

    1. каждое правильно выполненное задание №1, 2, 7 оценивается в 1 балл
    2. задания №3, 4, 6 оцениваются в 2 балла
    3. задание №5 – в 3 балла
    4. максимальное количество баллов за работу 12. 

    Олимпиада по математике 4 класс

    1 тур (внутри каждого класса)

    Время выполнения работы 45 минут

    1. Что больше половина половины 20 или четверть четверти 80 ?

    Ответ: 20:2:2=5 80:4:4=5 5=5

    2. Длина забора 20 метров. Сколько в заборе столбов, если столб от столба стоит на расстоянии двух метров?

    Ответ: | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 20:2+1=11 столбов

    3. На двери пещеры с сокровищами висит кодовый замок с шифром

    Нужно набрать на замке семь разных цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) так, чтобы цифры не повторялись и равенства были верными.

    Ответ: 56:8=9-2=3+4=1•7

    4. В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук) . Картофеля и моркови 230 кг, а картофеля и лука 200 кг. Сколько кг картофеля, моркови и лука привезли в отдельности?

    Ответ:

    1) 300-230=70 (кг) привезли лука

    2) 200-70=130 (кг) привезли картофеля

    3) 300-200=100 (кг) привезли моркови

    5. К трёхзначному числу слева приписали цифру 1. На сколько увеличилось число?

    Ответ: на одну тысячу

    6. Мотоциклист проехал 160 км, двигаясь со скоростью 80 км/ч, несколько раз останавливаясь в пути. Сколько всего времени был в пути мотоциклист, если остановки заняли 25 минут?

    Ответ:

    1) 160:80=2 (часа) время движения

    2) 2 часа+25 минут= 2ч25 мин время пути с остановками

    Порядок оценивания выполненной работы: 

    1. каждое правильно выполненное задание №1, 2, 5, 6 оценивается в 1 балл
    2. задания №3, 4 оцениваются в 2 балла
    3. максимальное количество баллов за работу 8. 

    Олимпиада по математике 4 класс

    2 тур (параллель)

    Время выполнения работы 45 минут

    1. Вычисли значения выражений. Запиши эти выражения без скобок так, чтобы их значения не изменились (вспомни законы математики):

    9000- (3000+20)

    300• (30+70)

    5400: (9•100)

    (5000+2000) -1000

    Ответ:

    9000- (3000+20) =9000-3000-20=5980

    5400: (9•100) =5400:9:100=6

    300• (30+70) =300•30+300•70=30000

    (5000+2000) -1000=5000+2000-1000=6000

    2. Построить прямоугольник, периметр которого равен 20 см (все возможные варианты) .

    Ответ: прямоугольники со сторонами 9 см и 1 см, 8 см и 2 см, 7 см и 3 см, 6 см и 4 см, 5 см и 5 см.

    3. Чашка и блюдце стоят 250 рублей, 4 чашки и 3 блюдца стоят 887 рублей. Найди Цену чашки и блюдца в отдельности.

    Ответ:

    1) 250•3=750 (руб) стоят 3 чашки и 3 блюдца

    2) 887-750=137 (руб) стоит одна чашка

    3) 250-137=113 (руб) стоит одно блюдце

    4. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Найди его периметр и площадь. Раздели прямоугольник на 8 равных треугольников.

    Ответ:

    Р= (3+4) •2=14 см

    S=3•4=12 см2

    5. На две стройки отправили 12 одинаковых ящиков с гвоздями. Когда на обеих стройках израсходовали 120 кг гвоздей, на первой стройке осталось 4 ящика, а на второй 3 ящика. Сколько кг гвоздей осталось на первой стройке и сколько на второй?

    Ответ: 

    1) 4+3=7 (ящ) осталось на двух стройках

    2) 12-7=5 (ящ) израсходовали

    3) 120:5=24 (кг) гвоздей в1 ящике

    4) 24•4=96 (кг) гвоздей осталось на первой стройке

    5) 24•3=72 (кг) гвоздей осталось на второй стройке

    6. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов, ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Найдите массу пустого ящика.

    Ответ:

    1) 25-15=10 (кг) продали лимонов, это половина всех лимонов

    2) 10•2=20 (кг) всех лимонов

    3) 25-20=5 (кг) масса пустого ящика

    7. Из чисел 4, 6, 9, 270 составь пример ?:?-?•?=6

    Ответ: 270:9-4•6=6

    Порядок оценивания выполненной работы: 

    1. каждое правильно выполненное задание №2, 7 оценивается в 1 балл
    2. задания №4, 6 оцениваются в 2 балла
    3. задание №3 оценивается в 3 балла
    4. задания №1, 5 оцениваются в 4 балла
    5. максимальное количество баллов за работу 17. 

    Примерная таблица подведения итогов

    Контрольные срезы в начальной школе __________________ МОУ СОШ №107

    2005-2006 учебный год.

    Результаты

    ___ тура олимпиады по русскому языку

    в _____ классе.

    Дата проведения:__________________

    Учитель: _________________

     

    Фамилия, имя.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    итого баллов

    место

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Победители олимпиады:

    1 место:

    2 место:

    3 место:

    © 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
    Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
    Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: 
    festival@1september.ru 



    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по русскому языку.

    1. Прочитай слова, допиши новые приставки, запиши полученные слова.

    __________

       ПЕРЕ

    ПО

    Х

       ПРИ

    __________

    О

        У

    __________

    Д

        __________

    Ответ: ___________________________________________________________________        

            ___________________________________________________________________

    1. Прочитай.

    Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.

    1. Выпиши слова с приставками, выдели приставки. ___________________________

    ________________________________________________________________________

    1. Выпиши слова без приставок, выдели корень.______________________________

    _________________________________________________________________________

    1. Запиши, открывая скобки. Подчеркни предлоги.

    Решили лисы кролика (за)печь. ___________________________________________

    А кролик из духовки – прыг за печь._______________________________________

    Потом на лавку и в окошко (с)лавки:________________________________________

    Умчался в лес, где распевали (с)лавки._______________________________________

    Укажи, какой частью речи выражены похожие по звучанию слова.

    1. Прочитай, определи, где приставки, а где предлог.

    Бабушка …бросила … плечи платок.

    Повар  … мешал сливки  …  мукой.

    Дождик  …  шёл  …  садовой дорожке.

    Самолет  …  нялся высоко  …  облака.

    1. Прочитай.

    Вместо рубахи не носите брюк вы.

    Вместо арбуза не просите брюквы,

    Цифру всегда отличите от буквы,

    И различите ли ясень и бук вы.

    Выпиши слова, которые звучат одинаково, укажи части речи.

    ______________________________________________________________

     _____________________________________________________________

    1. Зачеркни « лишнее» слово.
    1. Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.
    2. Слово, сказка, предложение, текст.
    3. Существительное, прилагательное, приставка, глагол.
    4. Очки, каникулы, ножницы, санки.
    5. Стульчик, диванчик, огурчик.
    6. Мозоль, тюль, шампунь.
    7. Четырёхугольник, четыре, четверка.

    1. Распространи предложение. Запиши его.

    Сне[к]  ж[ы]вет.    _________________________________________________________-

    8.Вставь предлоги и прочитай получившееся четверостишие.

    …утра … дома – на лужок,

    … тропке … озеру, … лесок …

    … такой дороги

    … нас устали ноги!

    Напиши формы слова лужок, используя подходящие предлоги. Выдели окончания.

    __________________________________________________________________________

    9. Выбери правильные суждения, отметь их знаком «+». Дополни своими.

    Что общего в словах «лиса» и «мышь»?

    Количество букв

    Все согласные звуки твердые

    Количество слогов

    Обозначают действие предмета

    ____________________________

     ____________________________

    _____________________________

    1. Запиши предложения по правилам письменной речи.

    Бурундук лапки на ж[ы]воте слож[ы]л и ш [ы]шку шелуш[ы]т.

    __________________________________________________________________

    11.Прочитай шуточное стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Имя собственное подчеркни одной чертой, имя нарицательное – двумя чертами.

    Собирала …аргаритка

    …аргаритки на горе.

    Растеряла …аргаритка

    …аргаритки во дворе.

    Возвращаясь под вечер с …оля,

    Потеряла …ережку …оля.

    Ту …ережку нашёл …ережка,

    Прибежал, постучал в окошко:

    Отыскалась твоя …ережка.

    12. Ребята придумали такую игру: они называли слова, которые различаются первым звуком. Попробуй и ты: подбери буквы.

    Н

    ________

    _______

    ________

    ________

    _______

    _______

    ОРА

    ________

    ЕНЬ

    _______

    ОМ

    ________

    _______

    _______

    _______

    1. Зачеркни одну букву так, чтобы получилось новое слово.

    Вдруг, вынна, комар, метро, огород, улица, ягода.

    Запиши слова, которые ты нашёл. Подчеркни слова, обозначающие предметы женского рода. Чем интересны два последних слова?

    ________________________________________________________________________

    1. Определи части речи в  предложениях.

    Варкалось. Хливкие шорьки

    Пырялись по наве.

    И хрюкотали зелюки,

    Как мюмзики в мове.

    1. Собери слова. Осторожно, возможны ловушки.

    -- Ах! Какое счастье!

    Может каждый грамотей

    Делать слово из частей.

    1. пере, нос, нас, и, ть. ______________
    2. По, па, ход, к, а. ____________________
    3. Угол, оч, еч, ик. ______________________________

    16. Прочитай пословицы-перевертыши. Подчеркнутые слова заменены словами-антонимами.

    Новый враг хуже старых двух.   ________________________________________________

    Плохая слава дешевле  бедности.

    ___________________________________________________

    Всё плохо,что плохо начинается.

    ____________________________________________________________

    1. Прочитай текст и ответь на вопрос.

    Три месяца находился узник в сыром и влажном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

    Откуда взялись кости? ___________________________________________________

    1. Прочитайте: [й’ож].

    Верна ли эта звуковая запись? Запиши правильно.

    _____________________________________________

    1. В каждой строке подчеркни «лишнее» слово:
    1. дряхлый, ветхий, старый, древний, низкий.
    2. Промокший, прохладный, влажный, намоченный, мокрый;
    3. Красивый, симпатичный, обаятельный, привлекательный, молодой.
    4. Строка, земля, гряда, походка.
    5. Поезд, подоконник, пересадка, сельский.

    1. Вставь гласные буквы и прочти поговорку:
    1. лк  т  см  ндг.
    2. Смр  днг  н  ждт.
    3. З  двм  зйцм пгншьс  н  днг  н  пймшь.

    1. Прочитай слово, переходя вдоль линий, начиная с буквы «А».

    Подсказка: слово связано с листьями или бумагой.

    Я

    П

    Л

    И

    А

    П

    И

    Ц

    А

    К

    1. Прочитай, двигаясь по вертикали или по горизонтали, начиная с буквы «Г» и не проходя по одним и тем же буквам дважды, четыре прилагательных. Вспомни названия популярных сказок, в которых эти слова упоминаются.

    Р

    А

    Я

    К

    Р

    А

    Е

    Г

    А

    А

    Н

    С

    С

    К

    Д

    Я

    Д

    И

    Й

    И

    Е

    И

    К

    1. Найди слово, которое образует новые слова со всеми выписанными в столбик окончаниями.

    …ирь        …опад

    …окат        …овик

    …урочка

    1. Продолжи фразу:

    Аня взяла тарелку и …

    --наклала каши

    --поклала каши
    -- выклала каши

    -- положила каши

    --ложила каши

    1. В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков?

    Объект, июнь, майор, бульон, ящик.

    1. Прочитай, найди ошибки. Какие клавиши не работают на клавиатуре компьютера?

    То-то рада, то-то рада

    Вся звериная семя,

    Прославляют, поздравляют

    Удалого воробя.

    Волк ужасно разярён,

    Сесть ежа не может он.

    Ёж, хотя он и седобен,

    Для седеня не удобен:

    Сёжась, выставил иголки,

    Обегорил злого волка.

    Выпиши исправленные слова в две группы.

    1. Найди слово, которое образует с каждым из данных слогов новое слово.

    …та                                                        …овоз

    …кет                                                       … ник

    …оход                                                     …тер



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7»

    Олимпиадные задания

    2 класс

    Русский язык

    Класс __________

    Фамилия ________________________________        Имя ___________________

    Задания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Кол-во

    баллов

    Всего баллов:

    Вопрос 1. Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»

    —Ты скажи мне, милый ёж.

    Чем ежиный мех хорош?

    —Тем он, лисонька, хорош.

    Что зубами не возьмёшь!

    Ответ:                                                                                                

    Вопрос 2. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов):

    Голоден как                                                                                         

    Изворотлив как                                                                                         

    Нем как                                                                                                 

    Болтлив как                                                                                         

    Как мокрая                                                                                                

    Вопрос 3. Отгадай пословицу по двум словам и запишите:

    Дело – безделье:                                                                                        

    Руки – скука:                                                                                        

    Дело – потеха:                                                                                        

    Вопрос 4. Отгадай слова:

    С глухим – траву она срезает,

    Со звонким и листочки объедает.

    Ответ:                                                                                                

    Вопрос 5. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель»:

    Ответ:                                                                                                                

                                                                                                            

    Вопрос 6. Из слогов «собери» пословицу:

    ша             ро                кни          я           га            хо              т             ший        друг            луч

    Ответ:                                                                                                

                                                                                                            

    Вопрос 7. Отгадай ребусы, чтобы получилось слово:

    О                                100 Л

    Л                                                         

                     

                                                                               

    Вопрос 8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Рядом запиши обобщённое  название этих предметов:

    1.Василий. Фёдор. Иван. Петров. Семён -                                                        

    2.Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша -                                                

    3.Дождь, снег, град, гололёд, иней -                                                                 

    4.Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол -                                                

    Вопрос 9.  Прочитай «заколдованные» слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:

    сапохар,               васуренье,                 оребрихи,                балиранки

    Вопрос 10.  Найди признаки животного, противоположные по значению, обозначив линиями, и исправь слова в предложении по смыслу:

    У меня собака большая и умная, а у тебя маленькая и некрасивая.

    Ответ:                                                                                                 

    Вопрос 11. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

    Сел, соль, сможешь, матч, кофе.

    Вопрос 12. Найди слово, которое образует с каждым из данных слогов новое слово.

    …та                                                        …овоз

    …кет                                                       … ник

    …оход                                                     …тер

    Вопрос 13 Продолжи фразу:

    Аня взяла тарелку и …

    --наклала каши

    --поклала каши
    -- выклала каши

    -- положила каши

    --ложила каши

    Вопрос 14. Прочитайте: [й’ож].

    Верна ли эта звуковая запись? Запиши правильно.

    _____________________________________________

    Вопрос 15. Прочитай шуточное стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Имя собственное подчеркни одной чертой, имя нарицательное – двумя чертами.

    Собирала …аргаритка

    …аргаритки на горе.

    Растеряла …аргаритка

    …аргаритки во дворе.

    Возвращаясь под вечер с …оля,

    Потеряла …ережку …оля.

    Ту …ережку нашёл …ережка,

    Прибежал, постучал в окошко.

          Отыскалась твоя …ережка.

    Вопрос 16. Запиши предложения по правилам письменной речи.

    Бурундук лапки на ж[ы]воте слож[ы]л и ш [ы]шку шелуш[ы]т.

    __________________________________________________________________

    ЧА

    А



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7»

    Олимпиадные задания

    3 класс

    Русский язык и литература

    Класс __________

    Фамилия ________________________________        Имя ___________________

    Задания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Кол-во

    баллов

    Всего баллов:

    Вопрос 1. Отгадай загадки:

    Из писка птиц мой первый слог возьмёте,

    Второй – с бараньей головы.

    Откройте печь и там найдёте

    То, что не раз едали вы.

    Ответ:                                                                                                

                    Корнем – с дорогой роднится,

                    В сборе приставка таится

                    Суффикс как в слове «дневник»,

                    Целым же – в космос проник.

    Вопрос 2. Запомни выражения одним глаголом:

    Клевать носом                                                                                

    Зарубить на носу                                                                                

    Чесать языки                                                                                

    Дать стрекача                                                                                

    Ломать голову                                                                                

    Вопрос 3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

                    

    Я ____ утра _____ лесу гуляю,

                    ______росы я весь промок.

                    Но зато теперь я знаю

                    ______ берёзку и ________ мох,

                    ______ малину, ежевику.

                    ______ которой ______ ежат

                    Все иголочки дрожат.

    Вопрос 4. среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщите слова и запишите их:

    И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л - Я

    Ответ:                                                                                                

    Вопрос 5. Допиши пословицы:

    Волков бояться                                                                                         

    Не было гроша.                                                                                        

    Готовь летом сани.                                                                                 

    Вопрос 6. Получи из слова «год» слово «вес», изменяя по одной букве в каждом слове. Имей в виду, что, выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не наборы букв.  Используй подсказки за чертой.

    ГОД                                        

                                                    Бывает у живых существ

                                                    Окружает замок.

                                                    Синоним слова «рыбалка»

                                                    Животное семейства кошачьих

                                                    Природное сообщество

    ВЕС

    Вопрос 7. Преврати:

    1.Мел мелкое место на реке

    2.Полку в танец

    3.Банку в баню

    4.Тракториста в машину

    5.Стол в комнату

    1

    2

    3

    4

    5

    Вопрос 8. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

    1.Охра + под =

    2.Кит + рана =

    3.Ров + поза =

    Вопрос 9.  Отгадай ребусы:

    а)           А                                                          б)        ООА                                  ЯЯЯ                                                        ТЯ

                                                                    

    Вопрос 10. Закончи  крылатые выражения, взятые из сказок:

    Поди туда, не знаю куда,                                                                        

    Скоро сказка сказывается,                                                                        

    Это все присказка.                                                                                

    Вопрос 11. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    А ларчик просто открывался.

    Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

    Назови автора всех этих басен:                                                                        

    Вопрос 12.  Разгадай кроссворд (по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»). Выбирай из трёх вариантов ответов правильный:

    1.Кто была Пелагея: ключница, повариха, староста?

    2.Средняя дочь купца попросила привезти ей: зеркало, пуховик, туалет?

    3.Кто был превращён злой волшебницей в чудище: барон, князь, принц?

    4.Волшебный предмет, который подарило чудище купцу: гребешок, перстень, скатерть?

    5.Старшая дочь купца попросила привезти ей: венец, ковёр, рубин?

    1

    2

    3

    4

    5

    В выделенных клетках по вертикали: ящик, в котором купец хранил волшебный подарок чудища.

    Вопрос 13. Соедини линией автора с его произведением:

    Братья Гримм

    Кот в сапогах

    В. Гауф

    Волшебник Изумрудного города

    Ш. Перро

    Храбрый портной

    П.Ершов

    Карлик Нос

    А. Волков

    Конёк – горбунок

    Вопрос 14.Выбери, в каком порядке нужно обойти все кружки, начиная с выделенного, чтобы прочесть народную пословицу:

    ес

    сс

    тр

    ум

    ат

    бр

    ой

    ис

    ме

    то

    ач

    ка

    лк



    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания №7.

    1. К данным словосочетаниям подбери прилагательные, противоположные по смыслу:

    Свежий хлеб –

    Свежие краски –

    Свежий ветер –

    Свежая рубашка –

    Свежая газета –

    1. Соедини в пары родственные профессии.

    Бармен

    Ковбой

    Банкир

    Дирижер

    Дантист

    Архитектор

    Знахарь

    Гид

    егерь

    Экскурсовод

    Капельмейстер

    Охотник

    Буфетчик

    Врач

    Пастух

    Стоматолог

    Зодчий

    ростовщик

    1. Прочти слово, переходя вдоль линий от кружка к кружку, начиная с буквы М.

    Подсказка: это слово связано с отходами деятельности человека.

    У

    О

    В

    О

    С

    М

    П

    О

    О

    Р

    Р

    Д

    1. КАКОЕ СЛОВО РАСПОЛОЖЕНО В ОРФОГРАФИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ МЕЖДУ СЛОВАМИ БЕЗОТЦОВЩИНА И БЕЗРАЗЛИЧИЕ?

    А) безотходный        в) безопасный

    Б) безразмерный        г) безработный

    1. Прочитай слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит.

    В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр.

    1. Исправьте ошибки в предложениях

    В соревновании участвовали ученики обоих школ.

    Скоро зажгется фонарь и осветит улицу.

    1. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.

    Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.

    Мой брат хочет стать военным солдатом.

    Петя ушиб колено ноги.

    Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

    1. Тебе предложен текст, в котором пропущены слова. Догадайся, о чем идет речь. Вместо многоточий расставь любое количество слов, подходящих по смыслу.

    …мальчика… Петя. … третьеклассник… школы… Москвы. Петя не … учиться. Почему? … он лентяй и … математику. Чтобы хорошо учиться, … трудиться. Ваш умный совет сможет … помочь. Что … ему?

    1. Выбери однокоренные слова к слову стол.

    Столовая, столешница, столица, столетник, столяр, престол, застолье, столько.

    1. Почти из всех существительных можно убрать по одной букве так, что получится числительное. Только из одного слова числительное не получается, из какого?

    Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

    1. Прочитай слова. Найди слово, которое отличается по составу.

    Рыбак, дурак, чужак, казак, простак, чудак.

    1. В предложении Бумага истлела спрятано слово аист. Найди в остальных предложениях названия овощей и название цветка.

    Впереди скала. ___________________________

    Банка пуста.     ____________________

    На полу кошка._______________

    Зима кончается.____________________

    На ковре паук.__________________________

    13. Какое из этих слов близко по значению к слову журить?

    Искать обманывать, перебирать, оценивать, бранить.

    1. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков?

    Сел, съел, сяду, съешь, поешь.

    1. Прочитай слова. Какие из них употребляются не только как названия карточной масти?

    Пики, трефы, черви, бубны.

    1. Вставь окончания.

    Папа купил несколько килограмм… картофел…, апельсин…, яблок…, фасол…

    С высоты птичьего полета хорошо видны глубо… син… озеро, изумрудн… трава, пестр… цветы.

    1. Выпиши существительные, которые не имеют формы единственного числа.

    Ворота, очи, санки, бигуди, жалюзи, усы, каникулы, такси.

    1. Выбери три пары букв из шести и построй из них забор.

    Ог, по, дп, ко, ра, ок.

    1. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Илья Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? ____________________________________________
    2. К данным словам подбери прилагательные:

    Театр --

    Мозоль --

    Кенгуру --

    Шампунь --

    Кофе –

    Тюль –

    Родина –

    Эскимо --

    21. Отгадай пословицу: Без      не        и        из.

    ____________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по русскому языку

    1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:  

    малыши, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

    1. Найди и подчеркни существительные мужского рода:

    кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.   

    1. Замени выражения одним глаголом:
    1. Клевать носом – …
    2. Зарубить на носу - …
    3. Чесать языком - …
    4. Дать стрекоча - …
    5. Ломать голову - …
    1. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы:

    лик + пена =

    иск + том =

    кожа + ворон =

    1. Поставь знак ударения в словах:

    магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.

    1. Прочитай. Спиши предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого быстрого:

    Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползёт. Машина едет. Поезд мчится.

    1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.

    Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

    1. Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить.

    Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

    1.  Придумай клички животным.

    Собака - …, корова - …, кошка - …, конь - …, попугай - …, воробей - …

    1. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit.

    Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.

    1.  Какие из данных слов обозначают группу людей?

    Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча.

    1. Сколько общих звуков в словах  «серп» и «перс».
    2. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?

    Сломя голову, так, что за ушами трещит, свернув шею, во весь опор, без задних ног, как угорелый.

     

     

     

     

    1.  
    1.  


    Предварительный просмотр:

    Отгадай загадки и найди отгадки в филфорде. Слова могут располагаться в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания по русскому языку

    Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

    В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

    Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

    Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

    Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

    Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

    Олимпиадные задания по русскому языку

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...