Урок русского языка
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

В уроке используются различные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_kl_spryazhenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

4 класс

ОС «Школа 2100»

Миронова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №135 Выборгского района Санкт-Петербурга

В уроке используется информационная технология, технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающая технология.

Тема урока: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Цели урока:

  1. формировать умение учеников определять спряжение у глаголов с ударными личными окончаниями;
  2. познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов, с распределением глаголов по спряжениям;
  3. способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  4. развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения;
  5. совершенствовать коммуникативные умения учащихся, включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому ребёнку возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения;
  6. способствовать воспитанию целеустремлённости, организованности, положительного отношения к учёбе.

Оборудование:  презентация к уроку,  таблица «Спряжение глаголов» из комплекта «Наглядные материалы по русскому языку для 4 класса».

Этапы урока:

1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку.

2. Минутка чистописания.

- Наш урок мы как обычно начнём минуткой чистописания.

3. Языковая разминка.

а) О какой части речи говорится в загадке?

Что для меня предметы?  Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растёт.  (Глагол)

б) Синтаксический разбор предложения.

Л_тит р_кета, люди строят здания, и рож_( в)  п_лях растёт.

(Дети списывают предложение, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы, выполняют синтаксический разбор предложения).

(Проверка: характеристика, схема, части речи.)

в) Игра «Спроси соседа о глаголе».

(Дети задают друг другу заготовленные дома вопросы на тему: «Что я знаю о глаголе?». Работа в парах).

Проверка (Слайд 2). (Информационная технология)

4. Постановка учебной проблемы.

(Технология проблемного диалога)

- Молодцы! Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

- Можно ли просклонять глагол?

(Дети предполагают, что глагол склоняется.)

- Попробуйте просклонять глагол - растёт.

- Почему не получается?

Вывод: (Глаголы не изменяются по падежам).

5. Решение проблемы.

- Как изменяются глаголы?

(В прошедшем времени по числам, в единственном числе по родам. В настоящем и будущем времени по глаголы изменяются по лицам и числам.)

- Изменим глаголы по лицам и числам.

(Дети записывают глаголы, выделяют окончания и сравнивают их.)

плыву                              улечу

живу                                кричу

Проверка (Слайды 3-6).

- Что заметили?

(Вывод: в личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.)

- Как вы изменяли глаголы?

(По лицам и числам.)

- Как вы думаете, как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Формулировка собственного вывода, сравнение его авторским.

 ( У существительных – склонение, у  глаголов – спряжение).

6. Физкульминутка. (Здоровьесберегающая технология)

7.Формулирование темы и цели урока.  

- Подчеркните гласные буквы, которыми различаются   глаголы одного и того же лица и числа.

- Что вы заметили?

- В чём разница?

- Какая буква меняется в окончаниях?

- Прочитайте личные окончания глаголов первого спряжения; второго спряжения.

- Проведите в таблице вертикальную черту, разделите глаголы на 2 группы. Над первой колонкой надпишите -1 спряжение, над второй – 2 спряжение. Составим таблицу окончаний, в зависимости от спряжения.

- Как определяется спряжение глаголов?

(По окончанию.)

Тема урока: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. (Слайд 7).

8. Работа с определением. (стр.67-68)

- Проверим, правильно ли мы сделали вывод и составили таблицу окончаний.

Чтение правила изучающим чтением, выделение ключевых слов и составление алгоритма определения спряжения глаголов.

Алгоритм:

- ударение;

- выделить окончание:

-  -е  ,    -ат       (-ят)   – 1 спр.

-  -и  ,   -ут      (-ют)   – 2 спр.

(Слайд 8)

- Когда легко определить спряжение глагола?

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

9.Первичное закрепление.

а) Распределите глаголы по спряжениям пользуясь данным алгоритмом.  

( Работа в парах).

Карточка №1.

Идут, сидишь, поёшь, везёте, мчит, гудят, трещит, взойдёт, бушует, лежит.

(Ребята работают в парах, далее выполняется проверка задания.)

(Слайды 9-10)

- Как вы думаете, спряжение постоянный признак?

б) Самостоятельная работа. Упражнение 250.

(Проверка упражнения.)

- Оцените свою работу по алгоритму. (Слайд 11)

(Технология оценивания учебных успехов)

Алгоритм оценивания учебных успехов.

1) В чём заключалось задание?

2) Удалось получить результат?

3) Полностью правильно или с ошибкой?

4) Полностью самостоятельно или с помощью?

5) По каким признакам мы различаем отметки?

6) Какую сам выставляешь себе отметку?

    10. Итог урока.

- Какая была проблема?

-  Как мы её решали?

- Что такое спряжение глаголов?

- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения; 2 спряжения?

- Проверьте схему Незнайки, всё ли в ней правильно? (Слайд 12)

11. Домашнее задание.

Попробуйте составить свою схему о спряжении.

Упр. 251.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....