Рабочие программы по учебным предметам УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Тютина Ирина  Павловна

Рабочая программа курса  русский язык  УМК Гармония  автор М.С.Соловейчик  для  2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по русскому языку составлена в соответствии  с Федеральным  Государственным Стандартом общего образования, Примерными программами по учебным предметам,  Концепции УМК «Гармония» на основе  авторской программы  «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко.  Курс рассчитан на 170 часов  в  год  и реализован в учебнике «Русский язык.К тайнам нашего языка.»(авторы: М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко,) и рабочей тетради-задачнике (авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

          Тематическое планирование составлено из расчета 4 часов в неделю, а пятый час согласно методическим рекомендациям авторов программы и учебных пособий является резервным. Этот час не жестко закреплен за определенным днем недели, а используется по мере необходимости, что позволяет учитывать трудность тем, качество усвоения материала и, следовательно, более гибко строить учебный процесс.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается,  прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе, как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

 Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

Новым в организации учебной деятельности школьников во 2-м классе является широкое использование специального средства обучения – тетради-задачника на печатной основе, представленного в 3-х частях: 1 – для первой и второй четвертей, 2 – для третьей четверти, 3 – для четвёртой.

Отличие данной тетради от аналогичных пособий по другим предметам состоит в том, что это не дополнительное, а обязательное средство обучения. Без него учебник не может быть полноценно использован, поскольку в задачник выведена значительная и очень важная часть его материалов.

II. Основные блоки изучаемого материала.

                                                     Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение (21 ч). Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].

Слово. Состав слова (46 ч). Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.

Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).

Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Предложение (12ч). Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Текст (12 ч). Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.

Орфография (68 ч). Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

 Обобщение в конце года (11 ч).

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения курса русского языка у ученика 2 класса будет сформирован учебно-познавательный интерес к  учебному материалу для 2 класса и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности.

            Личностными  результатами изучения русского языка  являются:  

-  осознание языка как  основного  средства человеческого общения;

-  восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная  и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

-  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной  речью.

Метапредметными  результатами изучения  русского языка являются:

-  умение использовать язык  с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные  языковые  средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций  общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-  стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

-  умение задавать вопросы;

- формирование  представления  о правилах и нормах  поведения,  принятых  в  обществе, на практическом уровне  осознание  значимости  работы  в  группе  и освоение  правил  групповой работы.

             Предметными результатами изучения русского языка являются:

-пары согласных по глухости- звонкости;                                                                                                       ---названия частей слова, способы их нахождения(изменение слова, подбор родственных);

-изученные орфографические правила написания(способы действия для выбора правильных букв):безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ

 знаков;

-виды предложений по цели и интонации по эмоциональной окраске).

Речевые 

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к хорошей речи; строить свои собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью ,четкостью устной речи, соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»

Самостоятельно добывать информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения. обдумывая предмет речи ( о ком? или о чем?) и содержание сообщения, вопроса,просьбы,пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы,требования,пожелания,советы;строить предложения  с этими значениями и произносить их с  соответствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему(о чем?) и основную мысль(что?-в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов(после речевой и орфографической подготовки);проверять и улучшать написанное(с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров:записку,письмо,поздравление,кулинарный рецепт,загадку,словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать(с опорой на памятку).

Языковые (фонетико-графические и грамматические).

*Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов(с использованием элементарной транскрипции):обозначать звуки слова, устно и письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука,объяснять,если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

*Проверять написанное с точки зрения графических ошибок,пропусков,замен,перестановок букв, а также неправильного  обозначения мягкости согласных  и звука (й), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции(слова –названия.указатели,помощники),узнавать названия предметов в косвенных падежах(без термина0 ставить вопросы к ним  и другим словам-названиям, выбирая правильный; кто? или что?;какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.

*Подбирать родственные (однокоренные)слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными корнями(рис,рисовая,рисовать),от изменений одного и того же слова(река,речной-у реки, на реке).

*Осознанно действовать, проводя полный и частичный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль. а в ясных случаях и значение. Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

*Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам(наличие мысли и интонации ее конца).

*Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске);правильно ставить знаки на конец предложений при их записи.

Орфографические

.*Обозначать( или не обозначать)мягкость согласных звуков пред гласными. Использовать разделительные ь и ъ при обозначении звука (й)(сначала без их выбора, записывая как дробь, а потом осуществляя выбор.

*Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы которых известны.

Замечать буквы. на месте которых сочетаются две орфограммы(например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени(Олег, Анюта),в безударном слоге жи, или ши, в позиции мягкого согласного перед мягким,

если он парный по глухости-звонкости.(лезть, кость).

Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости –звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.

*Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости –звонкости в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ).Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы:по-,под-,на-,за-,до-.об-.от-,с-,в-;-еньк-.-оньк-,-ник-,-тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма « с окошками» для сознательного ухода от  орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

*Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

*Писать слова с непроверяемыми  орфограммами апельсин,арбуз.береза,билет.вагон.ванна.деревня.диван.дорога.желать,жжет,жужжит,заяц,здоровье,здравствуйте,интересно,капуста,картина,касса,кастрюля,

кефир,килограмм,кипеть,кисель.класс.колбаса.комната,компот.конфета.корзина.корова.котлета.кровать,лапша,лестница,лопата,магазин.макароны,мандарин,машина.медведь,молоко,морковь,мороз,обед,огурец.печенье.пирог,помидор,праздник,Россия,русский,сахар,сковорода,сметана,сосиска,стакан,суббота.тарелка,ужин,чувство,яблоко,ягода.язык.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

II класс  – 8 – 10.

Количество слов  в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

2 класс, в конце первого полугодия         25 – 30 сл.

      2 класс, в конце года         35 – 45 сл.

Обучающиеся    получат  возможность  научиться:

-  проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор  слова  самостоятельно  по предложенному  в учебнике  алгоритму, оценивать правильность  проведения  фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

-  соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения;

-  замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника;

-  распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится;

- выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления. Создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;

- в соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?»;

- распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели;

- пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах;

-  использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во уроков

Характеристика  учебной  деятельности

Дата


Дата

основных

резерв

I чет-верть

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

17+4

4

По  плану

фактически

1.

Поговорим об ушедшем лете…

1

Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места». Планировать процесс списывания и действовать по плану.


2.09

2.

О нашей речи.

1

Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. «Озвучивать» рисунки,  использовать средства выразительности устной речи. Конструировать предложения.

5.09

3-4.

Что ты знаешь о словах?

2

Анализировать высказывания, квалифицировать их как  «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.

6.09   7.09

5-7.

Будем говорить понятно!

2

1

Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

8.09   9.09   12.09

8-9.

Может ли быть непонятной письменная речь?

2

Анализировать высказывания, квалифицировать их как  «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.

13.09  14.09

10-14

Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?

4

1

«Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове.

15.09,   16.09   19.09    20.09   21.09    

15 -19

За какими буквами прячется звук  й?

4

1

Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове.

22.09    23.09     26.09    27.09    28.09

20-21

Подведем первые итоги. Входная  контрольная  работа.  Работа  над  ошибками.

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

29.09   30.09

Главные опасности письма.

19+5

5

22.

Новое научное слово

1

Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить небольшой монолог на основе модели.

23.

Орфограммы безударных и ударных гласных.

1

Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; находить «ошибки» в звуковых схемах слов. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением.

24.

Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных.

1

Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие. Слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их. Понимать характеристику звуков, представленную в модели. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с

25-27.

Когда согласным можно доверять?

2

1

Анализировать согласные звуки, характеризовать их. Понимать характеристику звуков, представленную в модели. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных.

28.

Контрольное  списывание.

1

Регулировать свои действия при списывании  и проверке написанного. Оценивать свои действия.

29.

Развитие речи: составление  предложений.


1

Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков. Обобщать знания о звуках речи.

30.

Учимся записывать орфографические задачи

1

Обобщать знания о звуках речи, строить монологические высказывания на основе модели; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.


31.

Обращаемся в орфографическое справочное бюро.

1

Наблюдать за использованием алфавита, тренироваться в его применении. Использовать изученные орфографические правила при письме. Проверять себя и оценивать собственные достижения.

32 -33.

Учимся писать без ошибок

1

1

Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных, распространять сделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным звуком. Рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах.

34.

Развитие речи:

построение  текста.

1

Сравнивать звуки и буквы в словах, наблюдать за построением текстов и использованием слов.

35-36.

Орфографические задачи, которые легко решать.

2

Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах.

37-39.

Знаю или не знаю? Пишу или…?

2

1

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв.

С.р.

40.

Развитие речи:

 впечатления  о  прочитанном.

1

Опознавать буквы, пользоваться правилами чтения. Читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому.

41-42.

Контрольная  работа. Работа  над  ошибками.

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

II чет-верть

Выражаем мысли и чувства (понятие о предложении).

9+4

4

1

Бывает ли буква одна, а орфограмм две?

1

Рассказывать по моделям правила письма. Писать под диктовку слова, выполняя правила графики.

2-3.

Проверяем себя. Пробуем сочинять загадки

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

4-7.

Как мы строим предложения?

3

1

Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Оценивать уместность использования слов в тексте.  Выбирать, из ряда предложенных, слова  для  успешного  решения коммуникативной задачи.

8-10.

Какие бывают предложения?

2

1

Выбирать, из ряда предложенных, слова  для  успешного  решения коммуникативной задачи.

11.

Как спросишь – так и отвечу.

1

Правильно  строить  предложения  из группы  слов.  Проводить работу с  деформированным  предложением. Эмоционально  окрашивать  предложение   в  соответствии  с  целью  высказывания.

12.

Отвечаем на вопрос «Почему?»

1

Знать правила построения ответов на вопрос «почему?»

Уметь  отвечать на вопрос «почему?».

13-14.

 Развитие  речи.  Предлагаем, просим, желаем. Подготовка  к  контрольной  работе.

1

1

Знать признаки побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования.

Уметь составлять побудительные предложения.

15-16.

Контрольная  работа. Работа  над ошибками.

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

Хочу сказать больше.

9+3

3

17.

А если одного предложения мало?

1

Оформлять начало и конец предложения. Соблюдать пробелы между словами. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

18.

Как в детской пирамидке.

1

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и  результат  решения коммуникативной  задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

19.

Как сделать текст хорошим?

1

Сочинять  небольшие рассказы  повествовательного и описательного  характера(случаи из собственной жизни,  свои наблюдения и переживания). Реконструировать  события  и объяснять ошибки  художника.

20-21.

От слов к тексту.

1

1

Отличать письменную речь

от  устной;  различать предложения от текста;

анализировать и кратко характеризовать предложение, текст.  Учиться   восстанавливать и записывать деформированный текст.

22-24.

Составляем и пишем диктанты. Работа  над  ошибками.

2

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

25.

Учимся письменному пересказу.

1

Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы  о связи знаков препинания, смысла и интонации.

26-28.

Рассказываем сами и обобщаем.

2

1

Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения.

Размышляем о словах.

14+3

3

29.

Что в слове главное?

1

Группировать слова  по заданному принципу. Контролировать правильность объединения слов в группу.

30-33.

Собираем родственников.

Контрольное  списывание.

3

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Регулировать свои действия при списывании    и проверке написанного. Оценивать свои действия.

34-36.

Скоро Новый год!

3

Моделировать предложение.  Оценивать уместность использования слов в тексте,  Выбирать, из ряда предложенных, слова  для  успешного  решения коммуникативной задачи.

III чет-верть 

1-4.

Вспомним и узнаем новое.

3

1

Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения.


5-7.

Наблюдаем за изменениями слов.

3

Сравнивать безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Читать слова, сравнивать звуки и буквы безударных гласных, проверять правильность сделанного вывода.

8.

Чему учиться дальше?

1

1

Применять изученные правила. Контролировать: находить  и исправлять ошибки.

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

33+9

9

9.

Слова- подсказки – какие они?

1

Учиться  подбирать однокоренные слова; выделять корень в слове; объяснять значение слова;  находить способ проверки  написания слова (в том числе по словарю).


10-13.

Проверочные слова для названий предметов.

3

1

Объяснять значение слова;  находить способ проверки  написания слова (в том числе по     словарю).

С.р.

14.

От значения слова к правильной букве.

1

Разграничивать ударные и безударные звуки, сравнивать звуки и буквы на месте безударных гласных; обозначать вывод в модели; выяснять правильные буквы и конструировать слова. Действовать по намеченному плану при списывании и письме под диктовку.


15-16.

Как узнать буквы корня в названиях действий?

1

1

Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах.

С.р.

17-18.

Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов.

1

1

Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах.

19.

Снова о значении слова.

1

Рассказывать по моделям правила письма. Писать под диктовку слова, выполняя правила графики.

20-21.

Контрольная  работа. Работа над  ошибками.

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

22-24.

Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова.

2

1

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв.

С.р.

25-29.

Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

4

1

Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания. Действовать при списывании по определённому плану.    С.р.

30 -33.

Буква на месте звука, которого нет.

3

1

Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать  слова с разделительными знаками. Сравнивать две «работы» (функции) мягкого знака.

34.

Когда командует словарь.

1

Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.

Рассказывать по моделям правила письма. Писать под диктовку слова, выполняя правила графики. Списывать слова с ь и ъ знаками.

35-37.

Звук один, а буквы две.

2

1

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв.  С.р.

38-39.

Подведем итоги.  Контрольная  работа.  Работа  над  ошибками.

2

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

40-41.

Контрольное  списывание.

1

1

Регулировать свои действия при списывании    и проверке написанного. Оценивать свои действия.

42-48.

Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

  1. Поздравление с Женским праздником (знакомство с различными вариантами поздравлений).
  2. Изложение «Подарки двум  мамам»
  3. Изложение с выбором заголовка «Спасен!»
  4. Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики Изложение (контрольное) –миниатюра «Приближение весны»
  5. Написание словесной картины «Вот и весна»
  6. Написание записок (деловых текстов)
  7. Анализ результатов работ. Работа над ошибками

7

Читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому. Рассматривать обложки детских книг,  предполагать, о чём книга; соотносить отрывки из произведений с обложками книг. Обсуждать прочитанное, рассказывать о книгах.

49-50.      

Решаем  орфографические  задачи.

2

Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания. Действовать при списывании по определённому плану.    С.р.

51-52.

Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

2

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв.

IV чет-верть

Как устроены слова?

23+6

6

1-2.

Что я знаю о словах?

2

Использовать изученные орфографические правила при письме. Проверять себя и оценивать собственные достижения.

3.

Знакомься: другие части слов!

1

Познакомиться  с  конструктором  слова : понятия «приставка», «суффикс».

Учиться  выделять приставку и суффикс в слове;

называть признаки приставки   и суффикса

4-6.

Словесный конструктор.

2

1

Анализировать и кратко характеризовать слово по составу.  Переносить слова по слогам

7-9.

Как узнать строение слова?

Контрольное  списывание.

2

1

 Владеть  алгоритмом   выделения частей слова.

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах.

Регулировать свои действия при списывании    и проверке написанного. Оценивать свои действия.

10.

Новое об известных опасностях письма.

1

Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их. Конструировать предложения, выбирать для них слова.

11-13.

Мягкий или твердый знак?

Подготовка   к  контрольной  работе.

3

Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать  слова с разделительными знаками. Сравнивать две «работы» (функции) мягкого знака.

14-15.

Контрольная  работа.  Работа  над  ошибками.

1

1

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

диктант

16-18.

Теперь я знаю и умею…

3

Использовать изученные орфографические правила при письме. Проверять себя и оценивать собственные достижения.

С.р.

19-21.

Как сказать лучше?

2

1

Оформлять начало и конец предложения. Соблюдать пробелы  между словами. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

22-25.

Повторяем, готовимся к диктанту.

3

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать  свою точку зрения.    С.р.

26-27.

Контрольная работа. Работа  над  ошибками.

1

1

Применять изученные правила. Контролировать: находить  и исправлять ошибки.    

28-29.

Я размышляю о словах своего языка.

2

Продолжаем учиться точной и правильной речи.

Повторение и обобщение изученного за год.

7+3

30-31.

Развитие речи.  Пишу  письмо  учителю.


1

1

Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями, строить на их основе словесные обобщения.

32-33.

Развитие речи.  Поздравление  с  окончанием  учебного года.


1

1

Восстанавливать последовательность предложений, озаглавливать с учётом темы, главной мысли (без терминов).

34-35.

Итоговая  контрольная  работа.  Работа  над ошибками.

1

1

Применять изученные правила. Контролировать: находить  и исправлять ошибки.    

36-37.

Перелистаем  учебник:  итоговое повторение  и  обобщение.

2

Формировать  положительную  самооценку  школьниками      достигнутых   результатов  

38-39.

Викторины, конкурсы.

2

Формировать  положительную  самооценку  школьниками      достигнутых   результатов  1

Итого: 170 ч.

133ч.

37ч.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета  русский язык.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся  

(Изд.: Смоленск,  Ассоциация ХХI век)

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – 2011.
  2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка»  для 2 класса  в  3-х частях. – 2011
  3. Корешкова  Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2  класса. В 2 частях.  2009.
  4. Сычёва М.В., Мали Л.Д.  Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. 2010.
  5. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.

Демонстрационные материалы

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 1, 2  классы.  

Пособия  для учителя

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – 2011.
  2. Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 2 класс. 2010

Литература.

  1.     Закон «Об образовании» РФ.
  2.     Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  начального общего образования.
  3.     Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение,  2010.

 4. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.

 5.   Программа к курсу «Русский   язык»  для  1-4 классов  общеобразовательных учреждений. / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.- 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

  1. Бобкова Л.Г. Как  составить рабочую программу  по учебным дисциплинам: Методические рекомендации. – 2-е изд., доп./ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....