Непроизносимые согласные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

урок русского языка для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе (программа "Школа-2100") по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Данилова Лариса Яковлевна, учитель начальных классов

Цели урока:

Образовательные: 

  1. познакомить детей с непроизносимыми согласными  в корне;
  2. учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;
  3. открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: карточки с заданиями  по теме, индивидуальные карточки со словами (с непроизносимыми согласными), схемы, выполненные детьми.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой учащегося.

– Настроимся на урок. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
Закрывайте глазки, опустите голову. Настройтесь на работу. У вас все получится, ваша работа должна радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

2.Актуализация знаний.

Учитель

Ученики

-Запишем слова:

Дуб, заморозки, листопад, грипп, грязь, первый снег, кросс.

-Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можно разделить эти слова?

-Какие опасные места есть в словах?

-Какое опасное место можно проверить?

-Как можно проверить?


-Какие опасные места не можем проверить?

-А можно ли все эти слова объединить в одну тематическую группу?

-Чтобы не заболеть гриппом, что надо делать?

-А первыми вестниками осени что является?

Дети записывают. Один человек у доски.



-парные согласные на конце слов, удвоенные согласные.

-парные согласные.

-Надо найти такое проверочное однокоренное слово, чтобы после согласной , которую проверяем , шла гласная.

-удвоенные согласные, их надо запомнить.

Работа по теме урока

3. Постановка проблемы урока

По заданию учителя дети прочитывают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно.

-Прочитайте слова.

-А теперь вы читайте глазами, я буду читать вслух: весть, известие, вестник, известный, известно.

Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта(в одних словах «т» произносится, в других нет.) Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).

Ученики

Учитель

-Вижу, вы удивлены? Почему? (побуждение к осознанию противоречия)



-Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

-Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других –нет.(осознание противоречия)

-Какой вопрос возникает ? (побуждение к формулированию проблемы)

-Почему в некоторых словах «т»  не произносится?

- И тема урока сегодня?

-Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

4.Решение учебной проблемы,использование побуждающего к проблеме диалога

Ученики

Учитель

-В один столбик выпишем слова,в которых «т» произносится, а в другой – где «т» не произносится.

Выписывают два столбика слов:

Весть        вестник

Известие  известный

                  Известно

-Итак, какие есть гипотезы?

- «т» не произносится в словах с приставкой: известный

 известно(ошибочная гипотеза)

-Так, Вы с этим согласны?

-

-Все слова второго столбика имеют приставку?

-«вестник» без приставки , но «т» не произносится(контраргумент)

-Значит , дело не в приставке.

Какие ещё есть идеи?

-

- Где стоит непроизносимый согласный «т»?

- Вроде, между двумя согласными.(решающая гипотеза)

-Так, как это проверить?

-

-Как можно поработать со словами каждого столбика?

-Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике.

-Делайте.

Подчёркивают.

-Что же вы наблюдаете?

- Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет (аргумент)

-Так когда же согласный не произносится? Сделайте вывод.

Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.

Другое направление побуждающего диалога

Ученики

Учитель

-В один столбик выпишем слова,в которых «т» произносится, а в другой – где «т» не произносится.

Выписывают два столбика слов:

Весть        вестник

Известие  известный

                  Известно

-Итак, какие есть гипотезы?

- «т» не произносится в словах с приставкой: известный

 известно(ошибочная гипотеза)

-«вестник» без приставки , но «т» не произносится(контраргумент)

-

- Может, «т» не произносится , когда стоит между двумя согласными.(решающая гипотеза)

 - Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет (аргумент)

 -Как эту мысль проверить?(побуждение к проверке)

-

- -Как можно поработать со словами каждого столбика?(подсказка к плану)

 -

- Подчеркните буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике.(сообщение плана проверки)

-

-Что же вы наблюдаете?

-Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет (аргумент)

-Так когда же согласный не произносится? Сделайте вывод.

Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.

5.Открытие нового знания

- Такое сочетание согласных  в русском языке называют стечением согласных.

-Можем ли мы назвать такие сочетания согласных опасными?Почему?

-Можно неправильно написать слова.

-Что же делать в таких случаях?

-Проверить.

-А как проверить?

(предлагают варианты)

-Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике?

Чётко и ясно

- Почему?

Потому что они находятся перед гласными.

-Где ещё мы их видим?

На конце слова

-Подчеркните орфограмму одной чертой. а гласную , которая помогает услышать непроизносимые звуки и согласную в конце слова- двумя.

Дети подчёркивают.

-Можем ли мы сказать, что эти , что эти слова являются проверочными?

Да.

-Почему?

Они однокоренные, и непроизносимый согласный в них слышится чётко и ясно.

-Как пишем корни в однокоренных словах?

Одинаково

Правило на доску:Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным , надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым

Проверочными могут быть однокоренны е слова, в которых :

-согласный звук произносится на конце слова:

Вестник- весть

-согласный звук произносится перед гласным звуком:

Вестник-вести

6. Групповая работа.(реализация продукта- представление  продукта учителю и классу)

-Представьте это правило в виде схемы.

-Все согласны? Есть изменения, дополнения?

В результате должен появиться опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока. Результаты работы вывешиваются на доске.

7.Коллективная форма работы.

•  Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова.

– Давайте составим  алгоритм (порядок) проверки безударной гласной.

 

Алгоритм

•   Произнеси слово.

•  Проверь, есть ли в этих словах непроизн. согл.

•  Для этого подбери однокоренное проверочное слово

•  Напиши слово.


8.

Практическая часть: умения-упражнения

V. Первичное закрепление. Упражнения в применении правила

-К данным словам подбери проверочные слова, в которых все согласные произносятся.

…-звёздный

-Какой звук не произносится? Проверочное слово какое?(звезда)

-Почему? (Потому что д здесь слышится, стоит перед гласной)

-Давайте проверим остальные слова.

……..- грустный                        ……-яростный

…..- сердце                                    ……..-властный

…..- честный                              …….- прелестный

…..- местный                            …….- устный

…….- ЧУВСТВА

-Есть такие слова, которые нельзя проверить. А как же их правильно написать?(Запомнить)

9. Парная работа.

-На ваших карточках записаны группы слов. Внимательно посмотрите. Есть ли там слова с непроизносимыми согласными, найдите их и обведите. Найдите к ним проверочные слова, подчеркните.

Капуста, капустный (лист), капустница.

Звезда, звёзды , звёздочка, звёздный.

Проверка.

-Что можете сказать о первой группе слов?  (они однокоренные)

-Какое слово с непроизносимым согласным? Какой звук не произносится?

-Какое слово проверочное? Почему?

10. Пользуясь правилом, определи какую букву нужно написать на месте пропуска. Спиши, выдели корень, подчеркни опасное место.

Доброе сер_це, ус_ный счёт, чес_ное слово, хрус_нула ветка, извес_ный учёный.

IX.Итог урока.

-О чём мы говорили на уроке?

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Что было самое трудное ?

-Что было самое интересное?

VIII. Рефлексия. Самооценка собственной работы на уроке.

  – У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Домашняя работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...