Разработка урока с презентацией в 4 классе по русскому языку на тему "Безударные окончания имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Покшиванова Лариса Валентиновна

Материал содержит конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области

Конспект урока

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Класс:  4

Учитель  Покшиванова  Лариса Валентиновна              

   

Цель : закреплять и обобщать знания о правописании безударных окончаний имён существительных;

 

Задачи:

Обучающие:

-совершенствовать умение  обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;

- усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;

- закрепить знания об именах существительных.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость;

- развивать  устную и письменную речь;

- развивать внимание,  словесно-логическую память.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать здоровый образ жизни;

- воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.

- воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.

Коррекционные:

- откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».

Оборудование: мультимедийный проектор, домики не доске, карточки, памятки для слабых детей.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, шла я как-то вечером по  улице и слышу разговор трёх мальчиков.

  Первый говорит: « Когда я вырасту, буду суперменом». Второй мальчик рассуждает: « А когда я вырасту, то буду бетменом». Третий мальчик сказал: « А, я хочу  вырасти, стать богатырём и защищать свою Родину» (слайд 3).

- Чья фраза вам больше понравилась?

- Почему?

 -Назовите имена русских богатырей (картина Васнецова) (слайд 4).

- Посмотрите, какими  художник изобразил богатырей?

-Как вы думаете, какое у них было здоровье?

-Чтобы стать богатырём, нужно не только крепкое здоровье, но и знания.

Сегодня на уроке мы поможем мальчику, получить знания по русскому языку, побываем в городе имен существительных и поговорим о здоровом образе жизни.

- Открываем  тетради, записываем  число, классная работа.

3. Словарная работа.

Станция « Новое слово» (слайд 5)

Всему название дано – и зверю  и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов

Купаться ежечасно!

- Каждый день мы с вами работаем с новым словом. Узнаём из словарей толкование и историю слова.

И сейчас нас ждёт слово богатырь ( на доске)

4. Минутка чистописания. (слайд 6) 

-Какой звук вы слышите в начале слова? (б)

-Дайте характеристику этому звуку.

-  Пропишем заглавную букву Б в соединении со строчной.

-Посмотрите и вспомните правильное написание этих букв.

Бб

На второй строчке пропишите слово богатырь и вспомните правильное соединение букв.

Богатырь(слайд 7)

  1. Сделайте морфологический разбор этого слова.

      2.Детям было дано домашнее задание: найти значение слова в толковом словаре.

- В разговоре людей часто можно услышать выражение:

 Богатырское здоровье, богатырский сон, богатырский рост.

Как вы понимаете эти слова? ( рассуждения детей)

- Составьте предложение со словом богатырь или богатырское здоровье( устно)

Запишите предложение, данное на доске.

Русский богатырь защищает родную землю.

 Выполните  полный синтаксический разбор.

-Найдите слова в предложении, в котором букв больше, чем звуков.  

-Найдите слова, в котором звуков больше, чем букв.

-Найдите имена существительные, определите склонение и падеж.

5. Работа по теме урока.

- На уроке мы с вами повторим  всё, что изучали об именах существительных и закрепим правильное написание безударных падежных окончаний ( слайд 8, тема урока).

Богатыри нам покажут дорогу в город имен существительных. Впереди нас ждут задания на улице Склонений.

-На улице склонений нас ждут новые слова, и мы берём с собой наше слово.

- Прочитайте внимательно слова.

Богатырь  здоровье        болезнь труд терпение зарядка олимпиада

- Скажите, к какой части речи они относятся?

-Докажите.

-Что вы знаете об имени существительном?  (слабым детям раздать схемы- помощники)

-Сколько склонений у имён существительных?

-Какие существительные относятся к первому склонению?    (на домики дети  приклеивают окончания)

- Какие существительные относятся ко второму склонению? ( работа у доски)

- Какие существительные относятся к третьему склонению? ( работа у доски)

-Распределите слова по своим домам (работа в тетради).

-Какие существительные будут антонимами? ( здоровье-болезнь)

-Какой образ жизни должен вести мальчик, чтобы его мечта сбылась?

-Я прочитаю сейчас загадку, а ответ в ней подскажет нам то, что мы должны делать каждое утро.

Чтобы мы никогда и ничем не болели, ( слайд 9)

Чтобы щёки здоровым румянцем горели,

 Чтобы мы на пятёрки  уроки учили,

Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Всем нужно с утра заниматься ….( зарядкой)

-Для чего мы должны делать зарядку?

-Кто из вас по утрам делает зарядку?

 Существительное « зарядка» приглашает нас на площадь падежей. Площадь падежей.

- Сколько в русском языке падежей?

-Просклоняйте слово зарядка ( по цепочке)

В каких падежах у вас были затруднения в написании окончаний?

Рп., Д.п, П.п.

-Как проверить безударные окончания?

Повторить окончания.

6.Физкульт. минутка 

Богатырь, он вот каков: показывают «силача»

Он и силен и здоров,

Он из лука стрелял, имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.

На площад..,  на плошадк..,  в город…,    по болезн…,о здоровь…, на речк…, без зарядк…, на лошад…, на камн.., к  аптек…

Если нужно вставить окончание –е, дети приседают. Если -и дети стоят на месте и хлопают в ладоши.

На площади падежей  готовится  спортивная олимпиада и висит вывеска.

Запишите и правильно вставьте окончание.

В здоровом тел…здоровый дух ( слайд 10).

Помогите вставить нужное окончание. Объясните.

- Кому принадлежит это выражение?( А.В. Суворову) (слайд 11)

-Что вы знаете об этом человеке?( группе ребят было дано задание  подготовить сообщение о Суворове 2-3 мин)

-У вас на столах лежит текст   о детстве  А.В. Суворова, прочитайте его.

     А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье.

    Тайком от нян..он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик  на улиц.. натирался снег….

   Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…

-Спишите те предложения, в которых нужно вставить окончание (самостоятельная работа). Проверка работы.

(У детей лежат памятки. Если они затрудняются, могут  ими воспользоваться.)

 

Чтобы вернуться домой, нам нужно преодолеть ещё одно препятствие.

Вместе с Суворовым возвращаемся домой (слайд12).

Игра « Переправа».

На реке камни, на них слова.

По рек…, от рек…. на лодк.., на камн.., по дорог.., к лошад…, в мундир.., по переправ…,

на мороз…, без лошад….,

1ряд отправляются вместе с Р.п.

2 ряд отправляются вместе с Д.п.

3 ряд отправляются вместе П.п.

(Те ребята, которым сложно  распределить слова на группы, пишут все слова подряд.)

7. Итог.  Остановка « Подведи итог».

-Что мы знаем с вами об именах существительных?

-Как определить склонение ?

- Как правильно написать безударное падежное окончание?

-Что мы посоветуем мальчику, чтобы его мечта сбылась?

- На что мы должны обратить внимание, чтобы быть здоровыми?

Даны слова  лодка, велосипед, зарядка, футбол, олимпиада.

Даны схемы. Нужно составить словосочетания.(слайд 13)

1.Плыть на ( 2скл, м.р., П.п..)

2. Заниматься на ( 1скл., ж.р., П.п.)

3. Нельзя жить без ( 1скл., ж.р., Р.п.)

4. Готовимся к   ( 1 скл., ж.р.Д.п.)

 

8.Д/з. Написать 5 пословиц о здоровье , найти безударные окончания, объяснить их написание.  (слайд 14)  

   

Приложение

Карточка с заданием

     А.В.Суворов в детств… был очень слабым и хилым ребёнк…С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье.

    Тайком от нян..  он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой , когда все ещё спали, мальчик  на улиц.. натирался снег….

   Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядк…

 

Схемы – помощники

№1

                                   Имя существительное

часть речи         кто?что?    предмет   изм. по числам   имеет род    изм. по падежам

              имеет 3 скл.      ж.р. на конце с шипящ.пишется ь

№2

        1скл.         2 скл.       3 скл.

Р.п    -и, ы        -а,я             -и

Д.п    - е            - у,ю           -и

П.п   -  е            - е               -и

                               

                                 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"

Тренажёр по русскому языку "Безударные падежные окончания имён существительных"...

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"

Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с ...

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....