Русский язык 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку з класс .Тема .Непроизносимые согласные.Цели :формирование представления о непроизносимых согласных ,умение проверять непроизносимые согласные ,развитие фонематического слуха и орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc60 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок русского языка

                                       (учебник  Поляковой А.П.)

Тип урока:ОНЗ(открытие нового знания)

Тема :Слова с непроизносимыми согласными.

Цели : формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками.

формирование умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными, подбирать однокоренные слова;

развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;

умение работать в паре и самостоятельно

обогащение словарного запаса.

                               Ход урока.

 1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

  Начинается урок!

    Проверь дружок, готов  ли ты начать урок ?

     Всё ль на месте ?

     Всё ль в порядке ?

Слайд 2

 Урок  начинает урок с чтения стихотворения

  Тихо ель качается.

 Старый год кончается.

 Хорошо в лесу зимой,

 Лес украшен бахромой,

 Звонкий снег искрится,

 Иней серебрится.

 Тихо ель качается.

 Старый год кончается.

 Смех, веселье, игры, шутки,

 Песни, радость, пляски!

 Хорошо нам всем живется

 В новогодней сказке!

Праздник приближается , ёлка наряжается.

 Минутка чистописания. 

Стн  здн  лнц

Слайд .3(появляется первая игрушка)

2.Актулизация знаний.

Слайд .4

Разделите слова на группы.

Ни..ко . ,л..тит ,а..уратно ,хл..пушки, кла..ный ,ло..ко , сугро. ,ко..ектив, хв..инки

Чем похожи эти слова? (Пропущена буква в корне слова )

Какие правила  правописания корня вы знаете?

Слайд .5(появляется вторая игрушка)

      л..тит                              ни..ко                      а..уратно

      хл..пушки                      ло..ко                       кла..ный

      хв..инки                         ло..ко                       ко..ектив

      ло..ко                       ко..ектив

Проверка пропущенных букв

Слайд .7(появляется снежинка)

Слайд8 (правило безударная гласная)

Слайд9 (правило парная согласная)

Слайд 10 Зарядка для глаз

3. Создание проблемной ситуации.

Слайд 12

Известный , весть ,вестник , известно ,известие.

- Прочитайте вслух слова ,   написанные на доске.

- Прислушайтесь, как вы произносите эти слова?

- Что интересного вы заметили ?

(Уч-ся:  В одних произносится звук ( т), в других нет.)

- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Где стоит непроизносимый согласный?

    (Уч-ся:   Между  двумя согласными  буквами.)

Слайд 13

  - Значит, когда согласные не произносятся?

    (Уч-ся:   Когда стоят между двумя согласными.)

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

Как можно назвать согласные, которые не произносятся? (Непроизносимые.)

- Назовите тему нашего урока?

Слайд 14

 Непроизносимые согласные

 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова. 

Слайд 15

                     Иногда согласные
                    Играют с нами в прятки.
                    Они не произносятся,
                    Но пишутся в тетрадке!

4.Работа по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык».

Выполнение упражнения №226 на странице 115 учебника.

5.Знакомство с правилом на странице 115 учебника.

  Слайд 16

Физкультминутка

На доске написаны слова: сторож, грустный ,овраг, сердце, автобус, гибкий, радостный, аллея берёза, звёздный, дорога, рукав, здравствуй, моряк ,солнце.

    Если я назову слово ,в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимой согласной, то вы делаете 2 поворота туловища влево, вправо.

Слайд .17(появляется четвёртая игрушка)

Итак, мы выяснили, что раз согласные не произносятся, то будет проблема в их написании.

- Какой возникает вопрос?

Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными ?

6. Поиск решения, совместное открытие знаний.

   Работа в группах.

- Чтобы ответить на этот вопрос .выполним следующее задание

Слайд .18

- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.

Грустный         грусть

Радостный       радость

Звёздный         звезда

Сердце            сердечко

Здравствуй       здравие

Солнце      солнечный

-Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слов

Слайд 19(появляется пятая игрушка)

7.Знакомство с правилом на странице 115 учебника.  

8.Знакомство со словарным словом праздник .

Слайд .20

Первоклассник, первоклассник

 Нарядился, как на . . .

Подберите однокоренные слова

Праздничный .праздновать .отпраздновать.

 Составьте синквей со словом праздник .

Слайд .21

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза,  выражающая отношение к теме (разные части речи)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд .22 (появляется шестая игрушка)

Слайд23

В какой паре слов, проверочное слово подобрано неправильно?

устный –уста

 грустно- грустный

честный- честь

9. Итог урока

- Что интересного узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным?

 

 Порой в словах встречаются

 Ужасные согласные.

 Они не произносятся,

 И что писать, не ясно вам…

Чтобы знать, как писать

 Надо слово изменять.

 И за звуком непонятным

 Быстро гласную искать

Слайд .24(появляется эвезда)

Рефлексия

                               

 

Знаю ,умею

Знаю ,умею

сомневаюсь

затрудняюсь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык А Р Ю Ш Ф автор: Шищенко Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г. Лысьва 2012

Слайд 4

л.. жит а..уратно хл..пушка кла ..ный ло.. ко сугро.. хв..инки ни..ко ко..ектив

Слайд 6

л е жит хл о пушка хв о инки ни з ко ло в ко сугро б а кк уратно кла сс ный ко лл ектив

Слайд 8

Запомним Если гласный вызвал сомнение, Ты его немедленно ставь под ударение !

Слайд 9

Запомним Парные звуки согласные Бывают такие опасные. Звук нечетко слышится – Какая буква пишется? Но поставим рядом гласный И согласный неопасный !

Слайд 12

Известный , вестник , известно весть, известие. Произнесите

Слайд 13

Изве с т н ый , ве с т н ик , изве с т н о стн

Слайд 14

Тема. Слова с непроизносимыми согласными.

Слайд 15

Иногда согласные Играют с нами в прятки, Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке.

Слайд 16

сторож, грустный ,овраг, сердце, автобус, гибкий, радостный, аллея берёза, звёздный, дорога, рукав, здравствуй, моряк ,солнце.

Слайд 18

грус т ный радос т ный звёз д ный сер д це здра в ствуй со л нце грус т ь радос т ь звёз д а сер д ечко здра в ие со л нышко Как узнать какую букву писать?

Слайд 19

Слова нужно проверять ! Однокоренные слова подбирать ! Подбирать не просто так, а чтобы звук стал произносимым . Запомним

Слайд 20

Произнесите радос т ный звёздный здравствуй сердце звёз д ный сер д це здра в ствуй солнце со л нце ЗВУКИ [ В ] [ Д ] [ Л ] [ Т ] НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ БУКВЫ В Д Л Т ПИШУТСЯ!!! грус т ный

Слайд 22

ПРАЗ Д НИК

Слайд 23

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку.

Слайд 25

В какой паре слов, проверочное слово подобрано неправильно? устный –уста грустно- грустный честный- честь

Слайд 27

Знаю ,умею сомневаюсь затрудняюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....